Подумать только! Когда мы складываем количество симфоний Моцарта и Бетховена, вместе это составляет примерно половину того, что написал Йозеф Гайдн. Хотя, большой симфонический «выхлоп» Гайдна отчасти обязан его очень долгой жизни и карьере.
Причин подобных «несоответствий» здесь несколько. В первую очередь, симфония как форма или жанр претерпевала значительное расширение и развитие в последние десятилетия XVIII века. Мы видим это не только в различии между Моцартом и Бетховеном, но и между ранними и поздними симфониями Моцарта и Гайдна, взятыми по отдельности.
Вообще говоря, ко времени Бетховена симфония стала просто более масштабной и более сложной работой или «проектом», чем это было для Гайдна или Моцарта на протяжении большей части их карьеры. Последние и величайшие симфонии Моцарта, 40 и 41, по размеру и сложности сильно отличаются от тех, что он написал в юности. И эти «усиленные» произведения его зрелости были, по сути, только отправной точкой для Бетховена, когда тот делал свои первые шаги в жанре — через десятилетие после смерти Моцарта. Влияние Моцарта на концерт как жанр оказало аналогичное действие.
Кроме того, карьера Бетховена не включала работ, которые предполагали создание непрерывных потоков функциональной оркестровой музыки. По крайней мере, не в такой степени, как у Моцарта или Гайдна. Если бы это было так, он мог бы оставить нам гораздо больше оркестровых произведений небольшого масштаба вместо громадной вереницы песен.
Когда во времена Бетховена эпоха относительно «массового производства» придворной музыки подходила к концу, его более монументальное и, возможно, более серьёзное отношение к симфонии послужило образцом для последующих композиторов: Брамса, Чайковского, Дворжака, Малера и так далее.
Опять же, это было предопределено развитием отношений Моцарта и Гайдна с симфонией на протяжении всей их карьеры. Их поздние симфонии были написаны в основном для публичных концертов по заказу, а не для рутинных исполнительских функций.
Некоторые могут не осознавать, что у нас есть весьма неточное представление о количестве симфоний, которые на самом деле сочинил Моцарт. Стандартное число — 41, но теперь известно, что по крайней мере три или четыре из них не были собственными произведениями Моцарта. Кроме того, неизвестное количество симфоний, написанных Моцартом в раннем возрасте, похоже, было утеряно. Реальное количество может быть больше или меньше 40 (скорее, больше, если мы включим утерянные работы, но, конечно, это невозможно проверить). В некоторых случаях, например, он, кажется, делал для личного изучения копии симфоний других композиторов. Поскольку они затем появились из его рук, долгое время ошибочно считалось, что это его собственные работы.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Алан Ованесс (1911 - 2000) написал 67 симфоний или больше, если считать юношеские произведения, которые он выбросил. Рекорд Гайдна в 106 штук он не побил... Познакомьтесь с современным финским композитором Лейфом Сегерстамом (род. 1944). По последним подсчётам он написал 342 симфонии и продолжает действовать...
***
Основная причина, по которой Моцарт был гением — он мог просто писать пьесы за один присест. Это видно по его рукописям. Бетховен, с другой стороны, много работал над своей музыкой, и это тоже видно по его рукописям. Моцарт был таким прокрастинатором, что однажды написал концерт в день его премьеры.
Также Бетховен начал терять слух на пике своей карьеры, что сделало его карьеру не такой долгой. Моцарт, хотя и прожил короткую жизнь, начал творить чудеса с фортепиано в возрасте 4 - 5 лет.
***
Большинство из первых 30 симфоний Моцарта или около того — очень маленькие работы, написанные до того, как ему исполнилось 20 лет. Они сыпались как эксперименты и мелочи, просто чтобы что-то опробовать. Они «значительны» теперь только потому, что позже он написал более значимые вещи.
Поскольку это были небольшие пьесы, их было легко репетировать и исполнять. Композиторы не пишут музыку для того, чтобы положить её на полку. Они пишут то, что ожидает исполнения. Будьте проще... так будет больше шансов быть услышанным. 5-я симфония Моцарта длится всего 7 минут.
Видео: «Mozart's 5th Symphony with Karl Bohn and the VPO».
Одна из его самых больших симфоний — 29. На сцене всего 20 человек. Вы можете легко сократить это число до 15 и при этом получить всё, что надо. Вы можете исполнить это в чьей-нибудь гостиной! Найдите друзей, разучите, и готово.
Видео: «Mozart: Symphony No. 29 in A major, K.201 - Concertgebouw Chamber Orchestra - Live Concert HD».
После Бетховена люди уже ожидали, что симфонии будут большими. До Бетховена люди ожидали малого, и композиторы именно так и делали.