Некоторое время назад я наткнулся на очень интересное видео, которое раскладывает все по полочкам. Вопрос Ту-334 там закрыт окончательно со ссылками не просто на документы, не просто на мнения, а на книги уважаемых авторов, в том числе и непосредственно работавших в КБ "Туполева". И после таких ссылок, утверждать что Суперджет якобы похоронил Ту-334 просто невозможно.
Если вы решите посмотреть видео, то эту статью вы можете даже не читать, вопрос Ту-334 для вас будет закрыт окончательно.
Но если времени у вас не так много, то я постараюсь кратко передать основные моменты.
"Туполев - Челоек и его самолеты" - книга издана в 1999 году, поэтому с одной стороны, те кто её писал, еще ничего не знали про Суперджет, с другой, они очень хорошо еще помнили процесс разработки Ту-334
Проект самолета удалось согласовать только в 1989 году, но совершенно очевидно, что его проектирование началось как минимум в середине 80-х.
Изначально проектом Ту-334 руководил Л. Лановский. По техническому заданию проектирование самолета должно было быть закончено в 1992 году. Но уже на старте начались трудности, в срок уложиться не смогли, и вместо Лановского был назначен новый Главный конструктор - И. Калыгин
Калыгин нашел необходимым значительно усовершенствовать первый опытный самолет Ту-334.
То есть у самолета не заладилось с самого начала. В тот момент, когда проект должен был быть готов, меняется конструктор, который к тому же начинает переделывать проект.
Но, почему понадобилось переделывать проект? Дело в том, что изначально Ту-334 проектировали под винтовентиляторные двигатели Д-236 конструкции Лотарева.
Но Калугину стало понятно, что этот двигатель в срок готов не будет, если вообще когда либо будет сделан. Поэтому в спешном порядке пришлось менять двигатель на Д-436Т1 разработки Запорожского конструкторского бюро.
Таким образом самолет вдруг лишился своих двигателей. При этом фюзеляж менять было уже поздно.
Теперь обратимся к книге "Дальше, выше, быстрее" за авторством Черемухина - опытного инженера, отдавшего пол века авиации, проработавшего в ОКБ им. А. Н. Туполева с 1942-2009 гг. Думаю он знает о чем говорит.
Говорят, что "у семи нянек дитя без глазу". Так и тут ошиблись с центровкой. На почти собранной машине вырезали отсек из хвостовой части фюзеляжа: двигатель стал тяжелее. Потеряли темп, началась "серьезная перестройка"
Итого, из-за смены двигателя у самолета нарушилась центровка. К тому же пришлось ставить более тяжелый двигатель, а планер проектировали под более легкий.
Сохранилась собранная начальником весовой бригады Зоей Васильевной Приоровой "коллекция" протоколов заседаний 1989-1990 гг. у А. А. Туполева по невыполнению лимитного веса с принятием решений по облегчению. Последняя бумага 1990 г. свидетельствует, что ни одно из намеченных мероприятий не было выполнено.
То есть, самолет к тому же был перетяжелен.
Вес конструкции Ту-334 был одной из причин возникновения натянутых отношений А. А. Туполева и В. В. Сулименкова. Вячеслав Васильевич ушел работать в ЦАГИ, и его заменил Игорь Борисович Гинко, но вес конструкции продолжал расти.
С таким отношением конструкторов к самолету он был передан главному конструктору Игорю Степановичу Калыгину. Переутяжеление Ту-334 уже составляло 4 тонны: 46% конструкция, 14% силовая установка и 40% оборудование.
Повторю: Переутяжеление Ту-334 уже составляло 4 тонны: 46% конструкция, 14% силовая установка и 40% оборудование.
А вот вам и причина. Заодно не только причина, но и первое понимание того, что исправить недостатки было невозможно, ибо изначально была выбрана неверная концепция - унификация с Ту-204
Когда задумывали Ту-334, решили использовать максимум агрегатов с Ту-204. Однако в свое время, по указанию Министерства, многие агрегаты Ту-204 унифицировали с Ил-96, и это "помогло" набрать на Ту-334 лишний вес.
....
Самолет старел.
Самолет старел.
... посчитали вес и прислали свои соображения, что самолет Ту-334 на 3-4 тонны тяжелее ....
... крыло при сохранении веса надо увеличить с 83 до 100 м2 ....
... у нас осталось крыло с площадью 83 м2, и вес вырос еще почти на 2 тонны ...
.... Все тщательно проработанные Игорем Степановичем мероприятия могли принести облегчение менее одной тонны
Я не знаю, надо ли на этом этапе продолжать дальше? Вы до сих пор думаете, что Ту-334 действительно мог быть конкурентом Суперджету?
Вот почему Ту-334 никогда не рассматривался как конкурент Суперджету, мало того, он даже не предлагался на конкурс региональных самолетов. Да, да, не было на конкурсе Ту-334, поэтому его никак не могли выбрать вместо Суперджета. Потому что всем, включая главного конструктора Калугина, было понятно - Ту-334 никогда не пойдет в серию. Поэтому на конкурс был предложен Ту-424 - не существовавший на тот момент самолет.
Статья получилась длинной, поэтому я пожалуй остановлюсь, хотя еще есть что сказать, но уже на этом тапе, как мне кажется, все вопросы должны быть сняты. Нужно уже раз и навсегда уяснить Ту-334 был тупиковой разработкой, он не мог конкурировать с SSJ и не конкурировал с ним.
Если увидите что ещё кто-то заикнулся про Ту-334, кидайте ему ссылку на эту статью, давайте вместе уничтожим наконец этот глупый но назойливый миф!
Обратите внимание на статью: Это судьба! Госномер моего УАЗа - таких совпадений не бывает
Не забывайте подписываться на мой канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.
И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше! Присоединяйтесь к дружной команде авторов проекта "Сделано у нас", это очень просто.
И лайкнуть не забудьте :)