Как превратить наличие льда в топовую франшизу продовольственных магазинов? Начать с продажи яиц!
Сейчас возле любого дома в каждом, даже небольшом городе, есть сразу несколько конкурирующих друг с другом продуктовых магазинов. А в далеком 1927 году добыть себе свежайшие продукты, особенно ранним утром или поздним вечером, даже в Штатах было не так просто…
Именно тогда Джо Томпсон, управляющий заводом по изготовлению льда в Техасе, искал способ увеличения выручки. Продажа льда осуществлялась с витрин, и Томпсон обнаружил, что если с этих же витрин продавать самые ходовые товары: молоко, яйца и хлеб, то оборот компании растет. Скоропортящиеся продукты «живут» дольше на льду и сохраняют свежесть, что неизменно привлекает покупателей.
Второй важный момент – расположение витрин со льдом оказалось очень удачным, и покупатели заходили за хлебом по дороге домой.
Спустя год сотрудница предприятия привезла с Аляски сувенирный тотемный столб, который установили возле входа в магазин – просто для развлечения. И это тоже увеличило оборот: любопытные прохожие заходили в магазин из интереса к необычному сувениру, а уходили со свежими продуктами.
Этот столб, оказавшийся в магазине случайным образом, дал первое название продуктовой сети – «Tote'm Stores», и перед входом во все магазины появились похожие тотемы.
В 1931 году следствием Великой депрессии стало банкротство завода по производству льда, но сеть «Tote'm Stores» нашла инвесторов и продолжила работу. К 1933 году сеть начала продавать ликер и пиво , что увеличило выручку и очень быстро поправило финансовое положение компании. Тогда же был принят и новый график работы: с 7 утра до 11 вечера , что и дало в 1946 году название известной сегодня во всем мире сети «7- Eleven » и стало главным отличием компании от других продуктовых сетей.
Первый магазин круглосуточного обслуживания начал работу в 1962 году, а идея эта пришла руководству заведения из-за соседства с университетом – оказалось, что студенты готовы покупать еду и напитки даже ночью.
Выручка экспериментального магазина оказалась настолько хорошей, что вскоре практически все точки сети, а это уже 1000 минимаркетов к 1963 году, перешли на круглосуточный режим работы.
Закономерным итогом развития компании стала продажа франшизы: в 1964 компания The Southland Corporation выкупила 126 магазинов, так как управляющей компании «7- Eleven» стало недостаточно человеческих ресурсов для работы с такой масштабной сетью.
Позднее в 1969 продуктовая сеть вышла на международный рынок, начав с Канады. К тому моменту бренд насчитывал уже 3,5 тысячи магазинов в США.
Еще через год состоялась экспансия в Азию – бренд появился и на японском рынка, причем тогда же в сети было введено частичное самообслуживание: например, покупатели сами наливали себе напитки из специальных фонтанов.
В 90-е годы американский офис «7- Eleven» не сумел справиться с финансовыми трудностями и обанкротился. Японское подразделение выкупило компанию.
И именно благодаря японской философии и особенному подходу к управлению гигант сумел не только выжить, но и разрастись до невероятных масштабов.
Сегодня типичный магазин «7- Eleven» занимает небольшую площадь (10 на 10 метров) и продает буквально все: от непродовольственных товаров, до фаст-фуда высокого качества или ланч-боксов с отличным свежим горячим обедом.
О японском экономическом чуде, преданности работе и корпорациям можно говорить очень долго. Но именно японский подход позволил превратить продажу повседневных товаров в совершенную модель работы крупного бизнеса. Невозможно умолчать о некоторых уникальных стратегиях, введенных компанией:
Она предполагает постоянное изучение товаров. Те, что продаются хорошо, активно закупаются и выставляются на полки, те, что не продаются – моментально выводятся из ассортимента.
После внедрения этой системы ежегодно около 70% товаров могло быть снято с продажи и заменено аналогами. Самые безуспешные товары убирались уже через 2 недели.
Концентрация операций на определенной территории, с организацией одного крупного оптового склада и увеличения количества магазинов уже на этой территории.
В 1982 году, еще до выкупа головного офиса, японское подразделение начало внедрять электронную систему POS (Point of Sale – точка продаж) для точного сбора информации о продажах, что существенно улучшило процесс управления на потоварной основе, и способствовало лучшему контролю запасов.
Нечто подобное сегодня применяется всеми крупными сетями, от «Ленты» и «Пятерочки» до «Вкусвилла». «7-Eleven» использует : производители получают доступ к тысячам магазинов компании, имеют возможность изучать данные POS , а «7-Eleven» может контролировать качество и продавать эксклюзивную продукцию.
Помимо перечисленного, в «7-Eleven» заботятся о малых производителях, создав особенный кооператив, а конкурентам из малого бизнеса предлагается открыть франшизу, чтобы соседствующие с «7-Eleven» магазинчики не разорялись, а присоединялись к сети.
Такой подход к управлению позволил компании довести число точек до 69 тысяч! Из них 67 тысяч – это франчайзинговые магазины, 7 тысяч – в США, а остальные преимущественно в Азии.
Компания неизменно занимает топовые места в мировом рейтинге франшиз, и уже через 6 лет сможет отметить свое столетие!