Найти тему

АМСТЕРДАМ: город, которому не нужен день

Оглавление
Не все фото будут качественными - это так!
Не все фото будут качественными - это так!

Да, друзья мои, именно так я определил для себя Амстердам, после первого посещения города в апреле 2014 года: «город, которому не нужен день». ))) И только для такого определения у меня и были все основания!

Амстердам. Домики и каналы. пока всё тихо-мирно
Амстердам. Домики и каналы. пока всё тихо-мирно
Музей Мадам Тюссо как-бы между площадью Дам и улицей Рокин
Музей Мадам Тюссо как-бы между площадью Дам и улицей Рокин

Ибо прибыв тогда в Амс, во второй половине дня, провёл в нём вечер, ночь-утро следующего дня и в Схипхол. Взлёт, и в Ниццу! На дневной Амстердам посмотрел только из окна иллюминатора.

Пока-пока, Амс!
Пока-пока, Амс!

Ночной Амстердам
Ночной Амстердам
Амстердамская ночь
Амстердамская ночь

Так что в первый приезд я амстердамского дня толком то и не видел!

-7
-8

Зато вечер-ночь увидел вполне, и они меня вполне впечатлили. Амс, после этого и получил от меня такое замечательное название: «город, которому не нужен день».

И ещё, важно! Должен отметить, что, несмотря на некоторые едкие комментарии в адрес этого замечательного города, которые встречаются, например, в моих видео, я его люблю и он мне очень приятен и интересен!

-9
-10

И вообще, без городов Италии и Лазурного Берега, он входит в железную «десятку» любимых: Амс, Барса, Валетта, Вена, Москва, Мюнхен, Париж, Прага, Санкт-Петербург, Севастополь (если обратили внимание, города расположены по правилам русского алфавита, а не по притягательности ))). Но, Амс точно вверху!

Купол Аюдекерк и слева, мрачная серо-коричневая - Биржа Бирс ван Берлаге
Купол Аюдекерк и слева, мрачная серо-коричневая - Биржа Бирс ван Берлаге
-12
-13

По своему тогдашнему обыкновению (я об этой своей особенности писал в Дзене) нахожусь в городе, в режиме: «вечер-ночь на ногах»! Гуляю, смотрю, фотографирую и прочее...

Да, уж! - было у меня такое жестяное развлечение и вид путешествия: "ночной город"!
(см. соответствующий очерк о Риме там про это "развлечение", здесь не хочу повторяться).

Офис Букинга
Офис Букинга
Ну вот я и у Букинга!
Ну вот я и у Букинга!

"Этим стулом, мастер ГамбсЪ..." а! Не то!

Этим очерком открываю цикл об Амстердаме, который, уверен, будет и интересным и познавательным. А также, с огромным количеством фото, видео и воспоминаний. Поехали!

Купол Аюдекерк
Купол Аюдекерк
Каналы, дома, мосты
Каналы, дома, мосты

Амстердам. А что вы вообще, знаете об Амсе? Вроде всегда и у всех на слуху, всё о нём знаем. Всё, да не всё! Всё и ничего, как говорится. Или, не так много.

Амстердам, это: «город велосипедов» (штампы пошли – ну а как без них?), «город каналов», столица Нидерландов. Ещё?

-18
"Город велосипедов"
"Город велосипедов"

Амстердамская фондовая биржа, да-да, та самая Берлаге, или Бирс ван Берлаге, которую видите практически первую из достопримечательностей Амса, когда идёте по Дамрак, от вокзала Центраал к Королевской площади - площади Дам, является старейшей в мире и второй по значимости в Европе, после Лондонской (но, не в одиночку, а, в союзе с биржами Брюсселя и Парижа - они объединились в альянс, совсем недавно, в сентябре 2000 и теперь вместе, называются Евронекст).

Этот старый "замок" - кафе, если что
Этот старый "замок" - кафе, если что
-21

Что ещё? В городе огромное количество головных офисов и филиалов крупнейших компаний, ну и ещё, что меня всегда интересовало непосредственно, здесь - офис компании Букинг ))) Усекаете? Как она нам, самостоятельным путешественникам нужна и важна, да?

Всегда к этому офису подхожу, когда в городе. Даже тот, самый первый раз, в ночи, подходил к её офису, фотографировал и так, про себя говорил: - «Спасибо, Букинг, чего уж там скрывать? Ты нам, сильно помогаешь».

И это правда! Меня, Букинг (тьфу-тьфу-тьфу) не подвёл ни разу. А с учетом того, сколько я путешествовал, и всегда бронировал жильё через Букинг – это что-то да значит! И заметьте, это была бесплатная реклама )))

-22
-23

Едем дальше!

Ну вот такое всё
Ну вот такое всё
Какой-то злобный курящий канну буратрон!
Какой-то злобный курящий канну буратрон!

Всякое такое
Всякое такое

Амс, блин, ну как без упоминания этого? - город «красных фонарей» - то есть мест, легализованной проституции, и это не «квартал», как пишут иногда, а множество мест, если хотите «квартальчиков» в старой части исторического центра – Де Валлен, где эти самые комнатки, под красными фонарями и располагаются.

по закоулочкам Де Валлена
по закоулочкам Де Валлена
Огни витрин заманчиво горят?
Огни витрин заманчиво горят?

В одном таком «квартальчике», за Аюдекерк, в отеле «Виджайя» я жил, когда мы ехали в Венецию на Карнавал, но, останавливались в Амстердаме в 2018 году, однако, об этом позже, сегодня буду рассказывать только об истории города и о своём первом, экстремальном путешествии по Амсу, в апреле 2014 года.

вот Виджайя но, об этой поездке позже
вот Виджайя но, об этой поездке позже

Тогда Амс тоже был транзитом из Санкт-Петербурга в Ниццу, но, мой транзит, всегда более долгий, вдумчивый и серьёзный, ничего общего с «галопом по Европам» не имеющий! Я хорошо погулял в городе, познакомился с ним впервые, и город мне понравился.

Аюдекерк в ночи
Аюдекерк в ночи

Уже по традиции немного (я этим не злоупотребляю!) из истории Амстердама, по европейским меркам, города не особо старого (но и не молодого конечно).

Первое документальное упоминание о городе, установлено точно.

Королевский дворец на площади Дам
Королевский дворец на площади Дам

Это – грамота, датированная 27 октября 1275 года, когда некий граф Флорис V (вот повезло же шельмецу, да? – кто бы о нём вообще помнил, если бы не эта грамота!? Неисповедимы пути Господни!) выдал дарственную небольшой рыбацкой деревне Амстелдамме. С названием тоже никаких тайн: Амстел – река, на которой стояла деревня, Дамме – плотина, дамба, которую возвели для спасения деревни от постоянных наводнений и подтоплений (это, скорее была даже система дамб).

Ночной город
Ночной город
Окна Амстердама
Окна Амстердама

Сначала насыпали дамбу на восточном берегу Амстела, (отсюда и большинство названий в восточной части Амстердама с приставкой Аюде - старый. На западном берегу реки дамба появилась позже, и сейчас это улица Ньювендейк (новой дамбы).

В 1270 году, плотина, перекрывшая Амстел, освободила небольшой «пятачок» земли, ставшей позже знаменитой площадью Дам.

Площадь Дам, налево от дворца
Площадь Дам, налево от дворца
Площадь Дам и Королевский дворец
Площадь Дам и Королевский дворец

Да! А что грамота Флориса? В ней говорилось о «людях, живущих у Амстелдамме (около плотины, или дамбы на Амстел).

Отсюда мы понимаем, что эта деревенька и эти поселения рыбаков могли там стоять как за десять лет до грамоты, так, например и за сто.

В общем, вы поняли, точной даты образования деревеньки мы не знаем, но, как только «сильный мира того» её отметил, так, значит, она и появилась. Ну и ладно! - 27 октября 1275 года, значит, так тому и быть! Мы что, против?

Но, утро и день в городе тоже есть!
Но, утро и день в городе тоже есть!
Вот такие сооружения на каналах!
Вот такие сооружения на каналах!

По принципу, не было счастья, да несчастье помогло, в 1287 году, мощнейшее наводнение смыло песчаную насыпь района Тексела и маленькое озерцо, на берегу которого располагался Амстердам, стало заливом (сейчас – Зейдерзее).

Так Амстердам стал городом приморским, расположившимся на перекрестье оживлённых морских путей, настоящим центром морской торговли. Вот такие дела морские! Нептун, своим трезубцем помог )))

Тихий, утренний Амстердам
Тихий, утренний Амстердам

В 1317 году, граф Вильгельм III (или Гийом III - это уж, как и кто произносил) да ещё и Добрый (да, звали его Добрым, возможно таким он и был?) владевший землями Остревана, Зеландии, Голландии (да-да Голландия – это всего лишь часть Нидерландов («нижних земель») если кто не знал ещё!) и Геннегау, присоединил Амстердам к своему графству Голландия. Вообще, Голландия была «локомотивом» Нидерландов, самой значимой их частью на карте Европы, в частности, дочери Вильгельма (Гийома) по замужеству, стали: одна - королевой Англии, другая - императрицей Священной Римской империи, что, согласитесь вполне круто по тем средневековым временам!?

-39
Купить чего-нибудь надо?
Купить чего-нибудь надо?

После вхождения Амстердама в состав Голландии, город начал развиваться как колоссальный морской узел Европы, один из главных её торговых центров. В городе строятся новые гавани. Появляются новые насыпные территории, растут и хорошеют улицы Дамрак и Рокин – до сих пор они центральные, главные и самые привлекательные улицы исторического города!

Аюдекерк
Аюдекерк
Аюдекерк
Аюдекерк

В 1306 году в Амстердаме строится первая и главная церковь города - Аюдекерк, церковь Святого Николая.

Площадь Дам
Площадь Дам

Сами по себе, каналы Амстердама были дополнительными защитными сооружениями, полностью сложившимися к началу XV века в два защитных кольца. Площадь города серьёзно выросла (до 105 гектаров).

В конце XV века Амстердам договорился с Ганзейским союзом о праве торговли и перевозок на Балтике, что было выгодно и для «ганзейцев», которые 70 % грузовых перевозок осуществляли через Амстердам.

-44

В 1578 году, Нидерланды освобождаются от испанской зависимости, создают Республику Соединённых провинций Нидерландов. Южные провинции, разоренные испанцами, разрушенный Антверпен, по которому также ударил и запрет испанцев на судоходство позволили Амстердаму выиграть «гонку за лидерство» среди городов Нидерландов абсолютно. Город не испытывает никакой конкуренции, и идёт «от победы к победе».

-45

Нынешний свой вид, Амстердам приобрёл в результате реализации в городе грандиозного плана реконструкции 1585-1658 годов. По завершении реконструкции территория Амстердама выросла в четыре раза (716 гектаров).

В 1795 году Амстердам провозглашается столицей Батавской республики (в период наполеоновских войн, когда Нидерланды стали, через создание «республики», сателлитом Франции), а в 1806 – столицей Нидерландского королевства.

-46

Однако войны и политика Наполеона нанесли тяжёлый удар по Амстердаму. Именно французская оккупация (1795-1813 г.г.), торговая политика наполеоновской Франции и континентальная блокада подрывают экономику города.

30 марта 1814 года, после свержения Наполеона, королём Нидерландов становится принц Вильгельм Фредерик Оранский (Вильгельм 1) а Амстердам вновь становится столицей.

И конечно город снова и стремительно развивается! Расширение порта, рост промышленности и всё такое, что обычно пишут ритуально (шоб было!) и что все читающие, со скукой скорее «пролистывают».

-47

В это время, в Амстердам «понаехали»! В городе не хватает жилья, из-за колоссального притока рабочих со всей Голландии (знали бы они тогда, что это такое, когда «понаедут» не на работу, а на пособия. И не голландцы, а совсем не голландцы!).

А тогда, в 1900 году в Амстердаме живут полмиллиона жителей (сейчас, кстати, немногим более – около 880 тысяч). И Амстердам находился на 6 месте в списке самых больших городов Европы, после Лондона, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Вены. Сейчас всё изменилось и первая тройка – это Москва, с большим отрывом от всех, потом, якобы Лондон и потом Санкт-Петербург. Но, это – лукавый подсчёт, так сказать с «пригородами»! Ох уж, эти британцы! Если такие «пригороды» считать и у нас, так Москва уйдёт ещё дальше от всех, но потом точно будет Питер и уже потом – Лондон. Сам Амс сейчас, город, в общем, маленький.

-48

В Первой мировой Нидерланды объявили нейтралитет, и Амстердам от той войны, особо не пострадал. Проблемой всей страны тогда, был голод. Морские порты перевозили всё меньше грузов, предприятия разорялись, города сотрясали бунты и волнения. В приснопамятном для нас 1917, в Амстердаме был свой бунт, названный «картофельным».

Во Второй мировой войне, Амстердам был оккупирован фашистами, и оккупация длилась очень долго (с мая 1940 по май 1945). Не минула голландскую столицу и трагическая тема Холокоста. К чести горожан надо сказать, что настолько, насколько это было можно, они протестовали против репрессий, но, как мы понимаем, этого было мало, преследования продолжались и ужесточались. Избавление пришло только в мае 1945-го.

В 50-е - 70-е годы в Нидерланды начинается приток мигрантов из бывших колоний, и других стран (основной поток «понаехал» из Суринама, Турции, Марокко и далее по списку). Продолжался он и в последующие десятилетия и что тут ещё скажешь? На этом, «историческую справку» завершаю.

Тэк-с…Всё по истории Амстердама понятно?

Вот и ладно! А теперь, моё первое знакомство с Амсом, в апреле 2014 года.

Схипхол. Фото из иллюминатора (или уже окна аэропорта - не помню?)
Схипхол. Фото из иллюминатора (или уже окна аэропорта - не помню?)
Схипхол. схипхол Плаза
Схипхол. схипхол Плаза

Итак, 20 апреля 2014 года. Мой мульти - европейский вояж начинается вылетом из Пулкова в Схипхол (аэропорт Амстердама). Впереди у меня сам Амс, так как я намерен первично его изучить вечером и в начале ночи 20 апреля, остаток ночи, утро и кусочек дня 21-го. И потом: Лазурный Берег Франции, Монако, вылет в Рим и назад в Пулково. Отличный план, мистер Фикс!

Наш самолет приземлился в аэропорту Амстердама (это был самолёт КЛМ) и я выхожу на доселе мне неведомую голландскую (а правильно: нидерландскую) землю, ура!

Ну, вот он аэропорт, надо добираться до города. Как это сделать? Вот хоть тресни не помню, как добирался в Амс, и не вспомнил бы, если бы не…

Центральное здание Центраала )))
Центральное здание Центраала )))

Если бы не мои «записочки» которые готовлю на каждое путешествие. Да, сейчас, многое проще! С мобилами напичканными всякими нужными «приложениями», картами и т.п. но, старая привычка делать такую «памятку», и именно рукописную, у меня осталась.

Приведу выдержки из той, образца апреля 2014 года, которой руководствовался в поездке (сразу подчеркну: это – именно выдержки! Памятки я делал довольно подробные, по всем городам, и совершенно не обязательно её всю сюда тулить. И разумеется, её можно совершенно спокойно пропустить, не читая, думаю что с 2014 года многое устарело.* Хотя уверен, устарело далеко не всё! И ещё! Не стал убирать, ну, чтобы было над чем улыбнуться памятку про «красные фонари». Её давал какой-то сайт, уже не помню какой, а не я ))) Я – скопировал и оставил. Мало ли? Вдруг пригодится )))

_________________________________________________

* СХИПХОЛ - расположен в 17,5 км юго-западнее Амстердама, в 20 мин. езды от центра, в муниципалитете Харлеммермер. Аэропорт удобный, понятный. 2 гостиницы, торговый центр, бесплатным залом отдыха и развлечений (Голландский Бульвар).

Терминалы B и C - шенген-зона, E, F и G - не шенген. Терминалы D и H/M смешанные, одни и те же гейты для шенген и не шенген рейсов. Терминал D двухэтажный. Нижний этаж – не шенген, верхний - шенген. Шенген гейты нумеруются с D-59 и выше, не шенген - от D-1 до D-59. Терминалы H и M для лоукостеров, разделены так: H - не шенген гейты, а M - шенген. Обе зоны на одном уровне.

Добраться из Скипхол в Амстердам проще всего на пригородном поезде. ЖД /станция, билетные кассы находятся в аэропорту, на выходе из зала прилетов (на схеме - Schiphol Plaza). Днем поезда до Амстердама ходят каждые 15 минут. Поезд идёт до Central Station (Amsterdam Centraal). Билеты можно приобрести в автоматах в здании аэропорта. Время в пути до Amsterdam Centraal - 15–20 минут. Цена билета €4 для 2-го и €6,80 для 1-ого класса вагонов. Стоимость билета 2-го класса на поезд до Амстердама 3.70 € (7.40 € туда-обратно действителен 1 день), поезда отправляются с платформ 1 и 2 расположенных ниже зала прилета, время в пути 15 - 20 минут. При покупке в кассе, к стоимости билета добавится 50 центов. Желтые автоматы, продающие билеты, принимают только кредитные карты и монеты. Поезд из аэропорта Схипхол прибывает на Amsterdam Centraal, расположенный в самом центре, в начале улицы Damrak, откуда рукой подать до площади Dam, Улиц Красных Фонарей и др.

Билет на поезд от Амстердама до аэропорта Схипхол можно купить в билетной кассе на вокзале или в желтых билетных автоматах. Поезда до аэропорта отправляются с платформы 14. Контроль в поездах редко, но штраф за безбилетный проезд - 40 евро + стоимость проезда.
Ночной поезд Поздно ночью, рано утром, можно воспользоваться ночными поездами до аэропорта. Ночью поезда от аэропорта и вокзала отправляются каждый час. Вот расписание:
Amsterdam Airport - Amsterdam Centraal: 01.00, 02.00, 03.00, 04.00, 05.00
Amsterdam Centraal - Amsterdam Airport: 00.45, 01.45, 02.45, 03.45, 04.45.

Автобус - Из аэропорта в город и обратно ходят автобусы . 3 рейса с одинаковым получасовым интервалом днем и часовым ночью. Стоимость 15 €. Линия 197 автобус от Schiphol Centrum, Skyport до Amsterdam, Leidseplein – каждые 10 мин., 31 мин. в пути, линии Conexxion 197 и 370 идут до центра города (Leidseplein). Отправляются с платфоры А7, расположенной напротив Schiphol Plaza. Время в пути – 30 мин., билет туда обратно - 10 €. Купить билет можно на стойке Holland Tourist Information. Первый автобус из аэропорта в город уходит в 05:13. Последний в 00:00. Первый автобус из города в аэропорт уходит в 05:14. Последний в 00:00. Ночью можно воспользоваться ночным автобусом 345, который отходит от Amsterdam Centraal.

_________________________________________________________________

Я думаю вы уже поняли, я готов был к проведению «амстердамских вечера, ночи, утра и кусочка дня» в полной мере? )))

Центральное здание жд вокзала - Амстердам Центраал
Центральное здание жд вокзала - Амстердам Центраал
Взгляд в другую сторону города (от Дамрак)
Взгляд в другую сторону города (от Дамрак)
Указатель к площади Дам
Указатель к площади Дам

В Амстердам приехал, когда понемногу начало темнеть. Это меня не смущало вообще никогда, выбрался с вокзала (сохраняйте проездную карточку иначе со станции не выйти!) и … ну вот Дамрак, основная улица Амстердама, ведущая от Центраала до площади Дам.

Она довольно короткая, и если вам так горит увидеть пресловутые «фонари», а времени у вас мало, пройдите по ней, от начала буквально метров 250-300 и просто поворачивайте налево (если Центраал у вас за спиной). Всё найдёте, ничего не пропустите! ))) Ну и разумеется надо, чтобы уже вечер очень вечерний был )))

Проходим не стесняемся )))
Проходим не стесняемся )))
Колесо на площади Дам
Колесо на площади Дам

Если совсем кратко по истории «фонарей» то, в Амсе, как портовом городе дело это было обычное, хотя и нелегальное! До 1985 года.

В 1985 году в Амстердаме прошёл первый международный конгресс (так и вспоминаются слова Остапа Бендера про международный шахматный конгресс в Васюках! ))) – однако нет, не «шахматный», а проституток со всех стран Европы.

Секс Музей в Амсе
Секс Музей в Амсе
в апреле 2014 на Дам был какой-то нереальный разгуляй!
в апреле 2014 на Дам был какой-то нереальный разгуляй!

А в 1988 году в Нидерландах одной официальной профессией стало больше – «проституция». В 2000 году бизнес этот обрел и государственный мандат.

Ладно, это всё скучно. В самом городе, веселее! Как я уже сказал, «фонари» располагаются в старой части, исторического центра – Де Валлен,

-59
-60

И именно старейшая церковь Амстердама - Аюдекерк стоит в одном углу, где смыкаются две улицы, ограничивающие Де Валлен: Ланге Найзель и Вармоэсстраат. Окончательно этот развратно-развлекательный прямоугольник замыкается улицей Сант Янсстраат и рынком Ньюмаркт. Вот это и есть границы «лежбища» « красных фонарей».

Казино, бургер-кинг - всё смешалось!
Казино, бургер-кинг - всё смешалось!
-62
-63

Кстати и сами «фонари» - никакие не фонари. Это - либо окна с красным светом, либо окно-двери, которыми славится Голландия – тоже с красной подсветкой. Хозяйки этих кабинок, в весьма облегчённых нарядах, обычно либо бикини, либо топлесс, завлекают прохожих, а может просто, чем-то своим занимаются.

Секс-шоп Де Валлена - их там море просто!
Секс-шоп Де Валлена - их там море просто!

Ну а если шторки задёрнуты – значит хозяйка кабинки занята! )))

Днём, Де Валлен такой себе степенный, в целом вполне буржуазный район, хотя… Приметы вечерне-ночного веселья могут угадываться… Полностью, для той самой ночи, «города, которому не нужен день» Де Валлен просыпается от дневной спячки к 22.00 а совсем полностью к 23.00.

Ночной народ Де Валлена всегда слегка взвинчен! Почему бы это?
Ночной народ Де Валлена всегда слегка взвинчен! Почему бы это?

Кроме непосредственно «бизнеса в кабинках» в районе море кафешопов, пип-шоу, секс-шопов, эротических театров, главный из которых Секс-театр «Мулен Руж Амстердам».

Амстердамский Мулен Руж
Амстердамский Мулен Руж

Здесь – стрип-данс, и прочие развлечения в том же духе как говорится шоу со значком ХХХ. Не путать с гербом Амса, где «ХХХ» означает либо три Креста Андрея Первозванного либо три опасности, грозящие городу: воду, огонь и чуму.
Даже в своём гербе Амстердам противоречив, что ни говори!

Три амстердамских креста
Три амстердамских креста
-68

Если «Мулен Руж Амстердам» - лучший из секс-театров, то «Бананен Бар и Клуб» - в первую очередь именно бар, лучший из секс-баров, со стриптиз-шоу, с вовлечением в процесс посетителей.

Да! Есть ведь ещё один из очень известных адресов района: «Каза Россо Эротик Театр Амстердам», или просто «Каза Россо» (на итальянском языке: Красный Дом).

Кофешопы в районе – тут как тут, их много «хороших и разных» самый известный из которых «Бульдог» он тоже почти рядом с Аюдекерк и моим жильём в феврале 2018 года.

Вот Бульдог но, это фото 2018 года, когда жил там рядом
Вот Бульдог но, это фото 2018 года, когда жил там рядом
Бар-кафешоп Бульдог и рядом
Бар-кафешоп Бульдог и рядом

Вы спросите, какого это я ни слова об Амстердаме, его архитектуре, видах, музеях, а все вот об этом?
О тёмной стороне Луны» так сказать? Ну а какую ещё «сторону» я мог увидеть тогда, прибыв в город под вечер? Как говаривал персонаж из «Операции «Ы» …»: «…в библиотеку? В три часа ночи? Болва-а-ан!».

Так что, если библиотеки на моём пути и были, я их не заметил!

Снова возвращаюсь к Центраалу...
Снова возвращаюсь к Центраалу...

Ладненько. Это ведь только первый сюжет об этом замечательном городе, всё ещё про него узнаем и увидим. Так что, до скорых встреч, … в Амстердаме!

И в полёт, пока Амс, до встречи, Ницца, ура!
И в полёт, пока Амс, до встречи, Ницца, ура!

(многочисленные продолжения следуют)!

Спасибо за внимание