Найти тему
Cinema Vibe

“Noroi”: один из самых недооцененных хорроров своего поколения

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

К середине нулевых в производстве хорроров наметился явный кризис. Жанр пребывал в настоящей стагнации - все выпускаемые фильмы были словно близнецы, каждый со скучной, однотипной историей и приемами, которые успели устареть еще в 90-х.

Однако касалось это, прежде всего, западных хорроров. В Японии жанр шел совершенно иным путем, зачастую оставаясь не совсем понятным для западной аудитории.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

Японские режиссеры имели собственный подход к демонстрации страха на экране, и, используя минимальный бюджет, создавали интересные и глубокие истории с по-настоящему пугающими образами.

Фильм “Noroi” в российском переводе назван “Проклятие”, однако он не имеет ничего общего с одноименной серией фильмов, начатой Такаси Симидзу в 2002 году.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

“Проклятие” 2005 года было выпущено в Японии и почти не коснулось зрителей за ее пределами. Постановкой занимался талантливый режиссер Кодзи Сираиси: хорроры - его специализация, при этом в его фильмографии значительное место занимают работы в стиле мокьюментари, так называемой “найденной пленки”.

“Noroi” также принадлежит к числу подобных картин. Невероятно, но данная псевдодокументальная работа длительностью в целых 2 часа захватывает ваше внимание и не заставляет заскучать ни на секунду.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

История о журналисте и искателе паранормальных явлений Масафуми Кобаяси здесь рассказывается последовательно и обстоятельно, что отличает ее от многих азиатских хорроров, в сюжете которых можно заплутать уже через полчаса просмотра и так и не сложить целостную картину событий к концу повествования.

Здесь же, напротив, фильм построен как настоящее документальное расследование, где съемки журналиста “от первого лица” перемежаются с отрывками из новостных блоков и развлекательных тв-шоу.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

Все эти, казалось бы, разрозненные записи придают истории цельности и постепенно складываются в единую зловещую картину, составные части которой зрители на протяжении двух часов будут разгадывать вместе с журналистом.

Почему же лента смотрится на одном дыхании несмотря на внушительный хронометраж и специфическую манеру съемки? Все дело - в подаче и ритме повествования.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

Сираиси с точностью настоящего хирурга знает, когда пришло время напугать зрителя, когда стоит объяснить ему что-либо, а когда нужно взвинтить темп истории на максимум.

Даже музыкальное сопровождение в картине кажется почти незаметным, но тем не менее этот медитативный эмбиент в стиле фильма “Нечто” здесь приходится как нельзя кстати и добавляет необходимые штрихи к атмосфере ленты.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

Так как в картине минимум каких-либо эффектов, вся ответственность за нагнетание напряжения легла на актерский состав, и даже здесь Сираиси добавил мелкие детали, заставляющие воспринимать историю еще более остро.

Некоторые персонажи фильма не просто играют под своими реальными именами, а как бы изображают себя в альтернативной реальности - необычный ход, который только положительно влияет на впечатление о картине.

Кадр из фильма "Noroi"
Кадр из фильма "Noroi"

Фильм пугает - и делает это так изобретательно, что раз за разом заставляет зрителя восхититься талантом режиссера. Даже простые скримеры Сираиси сумел обыграть небанально и этим только увеличил эффект неожиданности.

“Noroi” - настоящий бриллиант в куче безыдейных хорроров того времени. Это невероятно талантливая работа, заставляющая в очередной раз поразиться способности некоторых режиссеров делать атмосферное и захватывающее кино на совсем скромные средства.