О системном мышлении и универсальном алгоритме решения любых задач.
Медвежатник головного мозга
Я сбросил рюкзак на перезревшую под июльским солнцем траву, и сам бухнулся рядом, со стоном забросив стёртые в кровь ноги на ствол кривой берёзы. Тяжко.
Вчера мы прошли сорок километров. Шли как та бешеная собака, которой и семь вёрст не крюк, пёрли напрямки, игнорируя дороги и необходимость делать привалы. И вот результат: на ногах волдыри, тело ломает, в мышцах - ни одной завалявшейся калории. Так бы и пролежал под этой берёзой весь день.
А Мишка предупреждал, что так нельзя. Ведь говорил нам, оболтусам, что мера нужна. Что правила есть. Что люди туризм придумали пешеходный, а у него свои законы. Что надо ритм соблюдать и по дорожкам ходить. Методика!
Но мы же - дикари! То есть вчера ими были. Издевались над мишкиной методикой и туристами всего мира. Вчера мы считали всё это дуростью и слабостью. Зато сегодня стали шёлковые и Мишку слушаемся. Сегодня мы идём по методике.
А идти нам далеко. Цель наша - в лесах Кировской области за сотню километров от старта. А ведь ещё обратно надо будет вернуться. Мишка говорит, что за десять дней успеем. Если методику будем соблюдать. Я ему верю, потому что Мишка - единственный турист из всех нас. Мы - дилетанты со своим мнением, а он - эксперт со своим опытом.
Тот поход, мне кажется, я буду вспоминать всю жизнь. А в последние года всё чаще - как свидетельство того, что в основе достижения любой цели лежит своя методика. Жаль, что я понял это довольно поздно.
Вот, например, мы с Мишкой тренировались в одном клубе. По рукопашке. Тренировки были интересными. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что в тех тренировках не было главного - грамотной методики. Подход был прост: бери больше, кидай дальше! И поэтому добивались чего-то только талантливые ребята, не благодаря, а вопреки...
Когда я стал сам тренировать ребят, я допёр, что методика гарантирует результат, и методика - главное сокровище любого тренера. Разве трудно сделать чемпиона из самородка? А попробуй сделать классного бойца из задрота. Тут без методики никак.
И собственно, именно тренерская стезя однажды поставила передо мной вопрос ребром: если ко всякой двери есть свой ключ (методика), то нет ли универсальной отмычки от всех дверей? Вот так из бойцовского спорта мой интерес постепенно сместился в психологию. И стал медвежатником головного мозга.
Свои двери всегда открываемы
Владимир - очень интересный человек. К сожалению, я не имею возможности лично познакомиться со всеми, приходящими на групповые тренинги, и представление о человеке складывается в основном на основе его отчётов по выполненным упражнениям. Но вот Владимир мне запомнился как очень креативная личность. И при этом дисциплинированная, что с креативом не всегда вяжется.
Владимир занимается психологическим консультированием, и у него свой оригинальный подход к работе с клиентами. Он - один из двадцати участников четвёртого потока по освоению метода "Охотник". Я не могу знать, как этим умным и талантливым людям достигать своих целей. Я просто даю универсальную отмычку, которой они открывают каждый свою дверь. Хотя не у каждого хватает терпения дойти до финала. У Владимира хватило, однако уже на середине пути он писал:
Человек не может достичь любой цели. Но ему это и не нужно. Нам нет смысла ломиться во все двери. Нам нужно открыть только СВОИ. А свои двери всегда открываемы - это закон.
Как же подобрать к ним отмычку? Очень просто.
Что вы делаете, когда теряете в квартире нужную вещь? Начинаете прибираться (я надеюсь). Алгоритмы "Охотника" - это наведение порядка в голове, по итогам которого человек не только ясно видит дверь, которую нужно открыть, но и находит ключ, который как всегда валялся под самым носом, но почему-то оставался незамеченным.
Я иногда чувствую себя фокусником. Человек приходит на консультацию и говорит: "Моя проблема принципиально не разрешима". Когда же алгоритм "Охотника" позволяет найти выход из ситуации, он бьёт себя по лбу и восклицает: "Это же элементарно! Так просто...".
Всё просто. Просто возможности индивидуального "Я" ограничены. Поэтому мы и научились делиться опытом.
Рудияр