Здравствуйте, дорогие друзья!
Начну с одной истории. В детстве я много времени проводил в институте, где работала моя мама. Там в холле стоял бюст Карла Маркса. Большой, красивый, мраморный бюст, Наверное, типовой, возможно, не выдающаяся скульптурная работа. Но на меня, ребёнка, она производила впечатление. Маркс на нём был могуч. Я почему-то думал, что это богатырь, вроде Ильи Муромца. Вот примерно таким он был, только потяжелее.
В 1991 году пришли новые времена, в холл пришли рабочие, взяли бюст Карла Маркса и оттащили его в кладовку под лестницей. Кладовка не запиралась, и я часто туда заходил. Маркс стоял среди лопат и носилок, весь покрытый пылью, но всё такой же могучий и бесстрашный. Я никак не мог понять, почему такой красивый памятник убрали в чулан. Кому он мешал?
На месте Маркса так и не появился другой герой. Сейчас там стоит фонтан. Этот фонтан фальшив и уродлив; он придаёт университету вид частной урологической клиники. А бюст Маркса, наверное, из кладовки вытащили и выбросили; это грустно, но не смертельно: Маркс остаётся великим и бессмертным.
В истории русской литературы таких "Марксов, убранных в чулан" - десятки. На этой фотографии - лишь малая их часть. В конце ХХ века новые властители дум объявили писателей социалистического реализма "опустошённым набором имён" и решили сбросить их с пьедесталов.
Живой росток всегда найдёт путь к солнцу, пробьется даже через асфальт. Так и прекрасные книги отвергнутых писателей находят свой путь к людям через асфальт "новой культуры". Они переиздаются в сериях "Народный роман", "Любимая проза", "Сделано в СССР" (да, названия смешные, но это дело книгопродавцов, а не поэтов). Они живут и будут вечно жить в фильмах, телефильмах, теле- и радиоспектаклях. Не придумали ещё такой тёмной кладовки, где можно было бы спрятать настоящее искусство.
Сегодня мы расскажем об одном из таких писателей - коммунисте, фронтовике, сибиряке Георгии Мокеевиче Маркове.
Георгий Марков родился в 1911 году в крестьянской семье в одном из посёлков в кедровых лесах Томской области. В этих диких таёжных краях есть своя удивительная, суровая красота. Сын охотника впитывал её с детства и ярко передал в своих книгах. Но Марков, в отличие от многих других писателей-сибиряков, не увлекается обширными пейзажными писаниями таёжных красот; самую большую красоту родного края он видел в его людях.
Сразу скажу самое важное: на мой взгляд, Маркова от более известных ныне авторов "сибирского текста" - Распутина, Астафьева, Вампилова - отличает именно эта самая любовь к людям, трогательное восхищение своими земляками-сибиряками - сильными, великодушными, немногословными, крепкими, как вековые кедры, намертво вросшие в холодную, скупую сибирскую землю.
Свой путь в литературе Георгий Марков начал сельским корреспондентом в сибирских газетах, а закончил его председателем правления Союза писателей СССР. Становление Советской власти в Сибири, кровавая борьба местных бедняков с "крепкими хозяевам", трудное создание колхозов, превращение "медвежьих углов" в мощные промышленные центры, невиданный культурный рост "ныне диких" местных народов - ненцев. хантов, селькупов - во всём этом он принимал личное участие, всё это отразилось в его книгах. В качестве редактора фронтовой газеты он участвовал в Маньчжурской операции, прошёл через Большой Хинган, побывал в Чифэне, Чанчуне, Харбине. Фронтовой опыт тоже нашёл отражение в его книгах и поставленных по ним фильмам.
Георгий Марков - правоверный советский писатель, несгибаемый последователь социалистического реализма. Ему чужды интеллигентские метания и умствования; о заумной и пустой болтовне он в своем романе "Отец и сын" высказался очень метко: "ровно понос изо рта". Книги Маркова просты и понятны, это книги о людях Сибири, о правде человеческой жизни, о любви к родной земле, богатства которой принадлежат всему народу.
Книги Георгия Мокеевича нашли обширное отражение на советском экране. Его самое известное произведение - роман "Строговы" - история о трудном, болезненном становлении Советской власти в Сибири. Это совершенно шолоховская по духу история, как будто бы действие "Тихого Дона" из донских степей перенеслось в кедровые леса Томской области.
"Строговы" - эпический роман, настоящая "сибирская сага", близкая к "Вечному зову" и другим большим книгам Анатолия Иванова. На волне успеха "Вечного зова" на ЦТ СССР, было принято решение об экранизации романа "Строговы" в большом 8-серийном телефильме продолжительностью 560 минут; руководил проектом замечательный советский режиссёр "Ленфильма" Владимир Яковлевич Венгеров.
Кинематографически "Строговы" намного сильнее знаменитого "Вечного зова": заняты очень сильные актёры - Людмила Зайцева, Виктор Павлов, Адольф Ильин, Майя Булгакова, и сам Венгеров подошёл к съемкам так, как будто это большое художественное кино. В отличие от откровенной халтуры Ускова и Краснопольского, В.Я. Венгеров с большой тщательностью подходил к построению каждого кадра.
"Строговы" - это захватывающая история сильных чувств, страшных трагедий и победы человеческой правды над волчьей злостью богачей. Всем, кому интересен "мир Сибири", кому интересно развитие шолоховской литературной традиции, совершенно необходимо познакомиться с этим телефильмом.
Телефильм В.Я. Венгерова прошёл на ЦТ СССР с большим успехом; для закрепления успеха "Ленфильм" сразу же начал съемки второго большого романа Г.М. Маркова - "Соль земли". В русском языке выражение "Соль земли" или его синоним "люди, на которых земля держится" используется, когда мы говорим о неравнодушных, горячих сердцем людях, готовых пожертвовать личным благополучием ради большого всеобщего счастья. Таким людьми - незнаменитыми, но замечательными - гордится Сибирь, гордится Россия.
Это своеобразное продолжение "Строговых", действие которого происходит в послевоенное время, а главной темой является сохранение и преумножение богатств томской тайги. В литературном отношении "Соль земли", конечно, несколько слабее "Строговых", но на телеэкране мы видим равнозначные картины, способные произвести большое впечатление. Съемочную группу "Ленфильма" на этот раз возглавил Искандер Хамраев; телефильм стал его несомненным успехом.
В фильме заняты известные актёры: Кирилл Лавров, Петр Чернов, Анатолий Ромашин, Михаил Глузский, Софья Павлова, Наталья Фатеева. Замечательную (нетипично для себя - резко отрицательную) роль продажного журналиста исполнил Александр Демьяненко.
В "Строговых" и "Соли земли" показан очень интересный тип героя - сибирский старик-охотник, сильный и крепкий, словно черпающий жизненные силы из таёжной земли. Эта фигура - своеобразная человеческая метафора сибирского духа, сибирского характера, оказывающегося сильнее смерти.
Третью экранизацию Г. Маркова делали уже не для телевидения, а для киноэкрана, и на это дело бросили лауреатов Государственной премии СССР режиссёров В. Ускова и В. Краснопольского. На мой взгляд, этих режиссёров следовало бы бросить на уборку картофеля: их бездарная, топорная экранизация (1979) почти ничего не оставила от прекрасного романа Г. Маркова "Отец и сын". Впрочем, и их знаменитый "Вечный зов" значительно проигрывает литературному оригиналу.
"Отце и сыне" поднимается вопрос отношения молодой Советской власти с коренным населением Западной Сибири - хантами и селькупами. Эта важная тема решена в книге и фильме совершенно по-разному. У Маркова, хорошо знакомого с бытом сибирских народов, ханты выведены как лишённые благ цивилизации, но мудрые и наблюдательные жители тайги, живущие в гармонии с природой. У режиссёров В. Ускова и В. Краснопольского ханты - перемазанные грязью, пьяные дикари. Это отвратительно. Режиссёры получили за эту картину Премию Ленинского Комсомола, а следовало бы получить строгий выговор.
К счастью, "Отец и сын" не стал последней экранизацией литературного наследия Г.М. Маркова. Существует ещё две хорошие экранизации военных мемуаров писателя - это фильмы "Приказ: Огонь не открывать" (1981) и "Приказ: перейти границу" (1982), снятые Юрием Иванчуком на студии А.М. Горького. Нам думается, что китайским зрителям эти фильмы будут особенно интересны: в них рассказывается о противостоянии Советского Союза и Японии в годы Второй Мировой войны - фильмов на такую тему очень мало. Во второй картине показана Маньчжурская операция (на участке Забайкальского фронта). У Ю. Иванчука получились два добротных, очень зрелищных и неглупых советских фильма, в которых красочно показано коварство и жестокость японских фашистов.
Дорогие друзья! Смотрите советские фильмы, изучайте прекрасную советскую литературу. Она учит нас любви и справедливости, учит нас быть людьми.
Спасибо за внимание.