Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 30. Краснодар город контрастов.

На следующий день я прокатился по Краснодару и посмотрел на него с разных ракурсов.

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.

Человейники на окраинах Краснодара
Человейники на окраинах Краснодара

Краснодар - город контрастов и безобразных человейников на окраинах. Гигантские гетто растут на пустырях посреди нигде без какой-либо инфраструктуры. Об архитектуре и градопланировании тут говорить просто не приходится, на это городские власти давно положили болт.

Человейник на фоне ТЭЦ - типичный для Краснодара пейзаж
Человейник на фоне ТЭЦ - типичный для Краснодара пейзаж

Никто не думает о нагрузках на дороги, создаваемых новым строительством, отчего они (дороги) постоянно стоят в пробках. Никто не думает о дворах, парковочных пространствах, пешеходной инфраструктуре, отчего четырёхполосные односторонние дороги стоят в пробках, а тротуары ужались до ширины одного метра, двум коляскам уже не разъехаться.

Иногда вместо ТЭЦ в пейзаж врываются торговые центры
Иногда вместо ТЭЦ в пейзаж врываются торговые центры
Дворы-парковочки, всё как мы любим
Дворы-парковочки, всё как мы любим

Вторая напасть окраин Краснодара - торговые центры. Они, как раковая опухоль, облепили город со всех сторон. Их точно также строят без царя в башке на любом удобном пространстве, в результате чего некоторые улицы превращаются вечером, и особенно в пятницу вечером, в лютый вырезано цензурой.

Парк Краснодар. Парк здорового человека.
Парк Краснодар. Парк здорового человека.
Лучший парк России
Лучший парк России
Прекрасный дизайн, есть где спрятаться от солнца
Прекрасный дизайн, есть где спрятаться от солнца

Но при этом в Краснодаре случаются и локальные кусочки лучшего благоустройства в России. Да что там в России, не хуже, чем у бездуховных европейцев, точно вам говорю! И эти кусочки яркий пример того, когда на деньги, выделенные на строительство парка, строят парк, а не дворцы для чиновников.

Тут есть даже пальмы
Тут есть даже пальмы
И вот эти, зонтиками. Не помню, как называются =)
И вот эти, зонтиками. Не помню, как называются =)
Стульчики в тени. Книжечку в руки и вперёд
Стульчики в тени. Книжечку в руки и вперёд

Когда сам парк строится влюблённым в город человеком, когда в нём всё продумано до мелочей, и когда поговорка "лучше так, чем никак" не работает от слова совсем. Потому что лучше так, как лучше, чем так, как не надо.

Фонтаны, по которым можно гулять
Фонтаны, по которым можно гулять
Газоны, по которым можно ходить
Газоны, по которым можно ходить
Хотите под фонтанный душ? Вперёд, вам никто ничего не скажет!
Хотите под фонтанный душ? Вперёд, вам никто ничего не скажет!

Знакомьтесь, парк Галицкого, он же, официально, парк "Краснодар", разбитый у футбольной арены "Краснодар". Он занимает часть квартала, ограниченного улицами Восточно-Кругликовской, Тихорецкой, Владислава Посадского и 40-летия Победы.

Пруд с рыбками. Зимой подогревается
Пруд с рыбками. Зимой подогревается
Обязательный пункт программы посещения: фотосессия под струями фонтана. Done
Обязательный пункт программы посещения: фотосессия под струями фонтана. Done
И такой фонтан тоже есть.
И такой фонтан тоже есть.

Местным жителям просто фантастически повезло. Сначала потому, что им построили буквально под окнами такую красоту, а потом потому, что наличие этой красоты увеличило стоимость жилья окрест процентов на 15 точно.

Ещё немного рыбок
Ещё немного рыбок
Гулять под струями фонтана - класс!
Гулять под струями фонтана - класс!
И ещё рыбки
И ещё рыбки

В сухих цифрах это чуть менее 23 Га площади, на которой высажено почти 2,5 тыс. деревьев, среди которых дуб, граб, ольха, бонсай, тополь, сосна, тюльпановое дерево, клён, туя, декоративная слива. По предварительным оценкам строительство парка обошлось Сергею Галицкому, главному меценату и вдохновителю проекта, в 4 млрд рублей.

Слева и справа вода, по середине променад
Слева и справа вода, по середине променад
Греться на солнышке не изволите?
Греться на солнышке не изволите?
Хотите - идите по променаду. Хотите - по воде. Вас никто не прогонит!
Хотите - идите по променаду. Хотите - по воде. Вас никто не прогонит!

Для справки, строительство абсолютно убогого парка на Левом берегу Дона в Ростове обошлось бюджету (то есть нам с вами, потому что оплачено это всё нашими налогами) в 700 млн рублей. Только сравнивать их просто не возможно. Это всё равно, что сравнить Версаль (Краснодар) с цыганским замком (Ростов). В общем, хотите понять, как нужно грамотно тратить деньги, а не пилить бюджеты, вэлкам в Краснодар.

Немного автора вам в ленту
Немного автора вам в ленту
Я в этот парк влюбился
Я в этот парк влюбился
Местные Елисейские поля
Местные Елисейские поля

При этом буквально издевательством и насмешкой выглядит тот факт, что в парк можно приехать только на трёх автобусных маршрутах, больше в шаговой доступности к парку муниципального транспорта нет. Мы ведь не считаем маршрутки нормальным транспортом для города? До ближайших остановок трамвая маршрутов №1, 2, 3, 5, 20, 21, 22 идти 2 километра (улица Декабристов), до остановки "Хладокомбинат" (маршруты 8, 9, 10, 20) официально почти 3,5, неофициально будете ломать ноги через жд пути, которые никакими переходами не оборудованы, и остановочной платформы для электричек тут тоже нет.

Тут можно гулять бесконечно
Тут можно гулять бесконечно
Деревья снизу аккуратно подстрижены. И ходить можно, и тень осталась
Деревья снизу аккуратно подстрижены. И ходить можно, и тень осталась
Кажется, это баобаб, но я могу ошибаться
Кажется, это баобаб, но я могу ошибаться

Вообще пути в городе, никак и ничем не огороженные, через которые нет нормальных внеуровневых переходов, путепроводов и мостов, от которых постоянно исходит шум проходящих составов - это бич наших городов вообще и Краснодара в частности. Пути в пределах города, особенно если к ним не примыкают подъездные ветки из промзон, нужно либо прятать, либо обеспечивать через них безопасный переход.

В парке есть интересные инсталляции
В парке есть интересные инсталляции
И места для чтения книг интровертами
И места для чтения книг интровертами
И просто очень красивые зоны
И просто очень красивые зоны

Что, вы прочитали у меня словосочетание "внеуровневый переход" и вас обуял праведный гнев насчёт того, что внеуличные переходы это абсолютное зло? И вы хотите уличить меня в двойных стандартах? Мол, как же так, Тимур, ты же всегда сам топил против внеуличных переходов а сейчас такое?! Спокойно. С железной дорогой как правило всё проще. В большинстве случаев она проходит по серьёзной насыпи, и высота полотна (головки рельса) от окружающего рельефа часто сильно отличается, так что лестниц будет немного, а глубина спуска небольшой.

Можно поблуждать в музыкальном лабиринте
Можно поблуждать в музыкальном лабиринте
Погулять по газонам
Погулять по газонам
Насладиться забугорными пейзажами и деревьями
Насладиться забугорными пейзажами и деревьями

В таких переходах нет сложностей оборудовать пандусы, и если уж и делать механизацию для инвалидов, так в переходах через пути, а не через обычные дороги. Их меньше, за ними проще следить, а главное, жд трафик - это жёсткое расписание, огромные массы и высокие скорости. Его не "успокоишь", на путях не выставишь шиканы, не повесишь знаки 40. Тут совсем другие приоритеты, и если грамотно развести пешеходов и поезда, проблем, в отличии от внеуличных городских переходов, не будет. Но вернёмся к парку.

Ну разве это не чудо?
Ну разве это не чудо?
На них можно сидеть, их специально вырастили такими!
На них можно сидеть, их специально вырастили такими!
А на них - кататься) Детская зона специально выделена в отдельном месте, чтобы весь крик и шум от детей концентрировался в одном месте, а не разносился по парку
А на них - кататься) Детская зона специально выделена в отдельном месте, чтобы весь крик и шум от детей концентрировался в одном месте, а не разносился по парку

Сам парк - шедевр. Это лучшее, что мне доводилось видеть в России. Хочется вернуться в Краснодар и терпеть все его "прелести" только ради одного этого парка. Здесь есть разные зоны, предназначенные абсолютно для всех категорий. А вот с велосипедами в парк не положено: на входе предусмотрены парковки. Пристёгивай коня, и дальше пешком. Но по такому парку и не хочется гонять на велике. Тут нужно ходить пешком, да и конфликтные точки такое решение убирает.

Озеленение великолепно
Озеленение великолепно
Вот такая аллея идёт вдоль забора парка
Вот такая аллея идёт вдоль забора парка
Есть и вполне классические фонтаны
Есть и вполне классические фонтаны

Я был во многих наших старых и новых парках. Я был в раскрученном и разрекламированном Зарядье. Я видел новую набережную озера Кабан у себя в городе (безусловно, вне сравнения с Краснодаром очень крутую), но всё это жалко и бледно рядом с этим великолепием. В "Краснодаре" всё доступно, любая зона. Хотите пикник на газончике? Нет проблем. Хотите в фонтане искупаться? Пожалуйста! Хотите медитацию у берега пруда с рыбками? И это можно. Хотите уйти от всех на середину пруда, сесть на стульчик под навес и почитать книжку? Пруд для интровертов ждёт вас.

Ещё немного классических фонтанов
Ещё немного классических фонтанов
Эта инсталляция называется Геолокация
Эта инсталляция называется Геолокация
А это кусочек крымского побережья
А это кусочек крымского побережья

Причём всё идеально не только с точки зрения зонирования, но и с точки зрения качества выполненных работ. Вода из фонтанов не вытекает, полив поливает газоны, а не тротуары, все беседки затянуты зеленью, плитка не разваливается и не проваливается, по газонам без опаски можно ходить босиком! Такое я мог позволить себе до сих пор только на даче у тестя - тот знает толк в газонах и ландшафтном дизайне. Ощущение пребывания в крутой европейской столице!

Ну и я в фонтане сфоткался
Ну и я в фонтане сфоткался

Парк неофициально не просто так называют парком Галицкого. Как я уже говорил, финансировал строительство и принимал самое деятельное участие в его ходе российский бизнесмен Сергей Галицкий, некогда владевший крупной розничной сетью универсамов "Магнит". И не только владевший. но и основавший её.

Как вам фонтанчик? Что мешало сделать в Казани такой казан, вместо пошлого ЗАГСа?
Как вам фонтанчик? Что мешало сделать в Казани такой казан, вместо пошлого ЗАГСа?

Нынче среди его самых известных активов значится футбольный клуб "Краснодар", благодаря которому в столице Кубани стало возможно футбольное дерби на самом высшем уровне: рубились "Кубань" и "Краснодар". Правда, сейчас "Кубань" уже не та, и рубится в Высшей лиге... Чемпионата Краснодарского края, а "Краснодар" Галицкого играет в еврокубках. Такие дела.

Вообще, в истории с парком "Краснодар" всё сделано было очень правильно и грамотно. Можно было пойти по среднестатистическому российскому пути и построить ад и кошмар типа мурманского детского городка или парка "Левобережный" в Ростове (примеров масса, вангую, они есть в вашем городе).

"Дырка" в воде - специально, чтобы можно было войти и выйти "под воду"
"Дырка" в воде - специально, чтобы можно было войти и выйти "под воду"

Закатать всё в плитку, понаставить лес пластиковых фонарей, беспомощных и бездарных фигур, кованых заборов и лавочек, скамеечек для поцелуев и примирения и отдать городу: а что, лучше так, чем никак! С таким подходом могло бы получиться типичное российское унылое говно вместо благоустройства. И люди, не видевшие в большинстве своём ничего другого, съели бы и это.

Они (люди, конечно, а не чиновники, те бы по европам разъезжали) и тогда сюда ходили бы, а чиновники или меценат гордились бы своим творением и говорили бы: "Вот видите, людям же нравится!". Только чинуши забывают, что в этом случае это была бы вынужденная активность (как в случае, например, с парками "Солнечный остров" и Чистяковская роща, у которых просто нет альтернатив): горожанам было бы просто некуда деваться, а гулять где-то надо.

Там здорово!
Там здорово!

Такого говна по России полно. В каждом втором городе вы найдёте стандартный парк, расчерченный седыми дедами из протухших советских архитектурных (а, точнее, проектных, об архитектуре и ландшафтном дизайне там и не слышали) бюро по линейке (птичкам красиво, наверное), со стандартным набором убогого ксиловского оборудования, нелепыми коваными (а ещё хуже пластиковыми) фонарями, плиткой, убогими коваными лавочками и урнами.

Какое же правильное решение? Правильное решение - пригласить профессионалов. Чтобы сапоги не тачал пирожник. Именно так поступили в Краснодаре: проектировало парк авторитетное бюро gmp. Я не поленился и сходил к этой проектной конторе на сайт. И тут же поменял своё мнение. Вот это уже точно не проектная контора, а архитектурное бюро с большой буквы.

Непосредственно авторами проекта являются архитекторы Фольквин Марг и Хуберт Нинхофф . Само бюро проектировало, в частности, Национальные стадионы в Варшаве и Бухаресте, Олимпийский в Киеве. Оно же (бюро) является автором проекта реконструкции стадиона "Сантьяго Бернабеу".

Для тех, кто не в теме: это домашняя арена футбольного клуба "Реал" из Мадрида, люто обожаемого во всём мире и имеющего одну из самых многочисленных армий поклонников. О нём даже моя жена знает. человек от футбола бесконечно далёкий.

В общем, парк "Краснодар" - это яркий пример того, что получается, когда в проектировании принимают участие профессионалы. Что получается, когда проектированием зданий или благоустройством занимается кто попало, можно посмотреть на примере реконструкции вокзалов ОАО РЖД.

Или взглянуть на убожество, в которое превращают дворы и улицы единороссы по программе "Комфортная городская среда". Увы, парк "Краснодар", можно сказать, единственное светлое пятно на архитектурно-ландшафтном облике города.

Следующей точкой на карте, куда мы отправились, стал парк Чистяковская роща. Тоже, кстати. отремонтированный по какой-то там муниципальной программе. Парк очень старый, но кроме деревьев (за что городским властям спасибо, не срубили), его возраст почти ничто не выдаёт. Хотя нет, есть ещё выцветший плакат и советские аттракционы.

Но до Чистяковской рощи нужно ещё доехать, и это тоже аттракцион. Я не знаю, зачем краснодарцам выдают права. Пешеходы и велосипедисты, не смотря на обилие этих категорий в городе, в Краснодаре выживают, а не живут. Тут не пропускают пешеходов. Тут не пропускают велосипедистов, даже если они едут по главной, а водятел вылетает из двора. Тут не включают поворотники. Вообще. Тут паркуются на тротуарах и газонах, и пролететь на красный - норма. А чё, никого же нет! Зачем им парк "Краснодар"?

Улица, по которой мы ехали от "Краснодара" до Чистяковской рощи, носила название Северная. Это одна из главных улиц Краснодара, он пересекает центральную улицу Красную, на которую мы попутно и хотели завернуть, чтобы тоже её "зачекинить". Что такое Северная? Это рыхлая, чёрт знает как и чёрт знает чем застроенная улица, без архитектуры и красной линии. Это фактически частный сектор в центре города, на самой дорогой земле. Как следствие, на некоторых участках растут настоящие мутанты, куча каких-то убогих "бизнес-центров", больше похожих на вороньи слободки, масса звуковой и визуальной рекламы и почти нет зелени. Грустное зрелище.

Выехали на Красную. Помню, когда-то, года три или четыре назад, она меня впечатлила. Но не зря говорят, что всё познаётся в сравнении. С тех пор много воды утекло в казанском озере Кабан, там построили очень крутую набережную, в самой Казани сделали много крутых современных общественных пространств, да и попали мы сюда после "Краснодара". И вот уже возникают большие вопросы к центральному бульвару города.

Лида бронзовая, Шурик живой
Лида бронзовая, Шурик живой

С одной стороны, большой плюс хотя бы в том, что бульвар есть. Что его не срыли в угоду двум-трём полосам для автомобилей, чтобы "всё поехало". Но зонирование, ландшафтный рисунок... Сама бульварная часть начинается с перекрёстка Красной и Будённого (переименовать слабо?) и длится вплоть до кинотеатра Аврора, до улицы Офицерской. Это почти 2,5 километра бульвара. Как вы думаете, насколько разнообразно тут озеленение и вообще ландшафт?

По самой Красной трамваи не ходят, но рельсы проложены по соседней улице Коммунаров, так что тут претензий нет. А вот к чему есть претензии, так это к зонированию. По всему бульвару проложена центральная дорожка, кроны деревьев на которой сходятся только в финишных двух кварталах перед "Авророй" (которая уже третий год на ремонте). То есть на протяжении почти двух километров спрятаться от зноя можно только на боковых узких дорожках, и то не всегда.

Планировку бульвара рисовали для птичек. Им, наверное, с высоты красиво, но понять логику вычерчивания дорожек у меня не получилось. Если это ландшафтный дизайн, то это двойка. Он беспомощный и убогий. Если это наследие советских проектных контор, то это ещё хуже, потому что это наследие попытались осовременить, а в итоге ничего не вышло. Жемчужиной улицы мог бы стать сухой "поющий" фонтан перед драмтеатром. Но не стал. Фонтан есть, лавочки есть, тени нет. Пока дети бегают в струях воды, взрослые изнывают от жары. Что, так сложно было предусмотреть навесы или крупномерные деревья?

Что касается исторической застройки, то большая её часть находится вне бульварной зоны, от Будённого на юг. Очень жаль, потому что то, что сохранилось, в Краснодаре очень красиво. Тут есть просто шикарные образцы исторической архитектуры, и даже историческая застройка местами прямо кварталами сохраняется, что хорошо видно на карте: после Будённого сплошные серые домики квартальной застройке на Яндекс Картах уступают место серым точкам точечной застройки. Архитектура? Не, не слышали.

С доступной средой в Краснодаре тоже всё не слава богу. Очень много внеуличных переходов, каких-то лестниц, пандусов с явно антигостовскими уклонами. Наземные пешеходные переходы вам тут никто рисовать не обязан. Хочешь перейти дорогу? Будь добр, дуй до ближайшего перехода. Ах, он подземный, тебе неудобно, тебе тут надо? Тут машинки ездят. Город - он же для машин, ты разве не знал?

Чистяковская роща - парк очень старый. Он был заложен на рубеже прошлого и позапрошлого столетий, в 1900 году. Удивительно, но в 2009 году это... эммм... образование было признано "Лучшим парком развлечений России" с количеством посетителей от 250 до 500 тыс. человек". Лучшим, Карл! Ничего, что у центральной колоннады парка на противоположную сторону улицы нет нормального перехода. Главное, парк лучший.

Инициатором создания городской рощи выступил в конце XIX века тогдашний городской голова Гавриил Степанович Чистяков, отчего и назвали рощу его фамилией. Причём первые посадки делал сам Чистяков вместе со школьниками и семинаристами, но многие из них (посадки, не школьники) пострадали во времена гражданской войны. Большевики, разумеется, классововражеского названия рощи в честь буржуя-градоначальника стерпеть не смогли и переименовали рощу в 1923 году в Первомайскую. Новый мир строили.

В 2008 году запустили реконструкцию парка, в результате которой парк и получил премию. Вот думаю, что круче, Urban Park Awards для "Краснодара" или "Лучший бла-бла-бла" для Чистяковской? Я не знаю, что тут могло стать причиной выдачи премии. Аттракционы из позапрошлого века? Говорят, что до реконструкции парк был крайне запущен. А что поменялось? Появились дорожки из плитки, несколько десятков лавочек, шалманы и аттракционы? Это повод наградить премией?

Такую прелесть мы встретили по дороге
Такую прелесть мы встретили по дороге
-50
-51
-52
-53

Что-то мне подсказывает, что реконструкция этой зоны должна была выглядеть совсем не так. Нужно было оставить максимум природы, оформляя дорожки, скажем не в плитку, а в брусчатку, делая их не прямыми (конечно, так же класть проще), а извилистыми, прокладывая их между деревьев, расставляя лавочки в уютных беседках и ротондах, максимально сохраняя природу. Дорожки можно и гравием посыпать (как в Летнем Саду, например), и опилками, да много технологий сохранения максимального контакта с природой. Вместо огромных неуклюжих фонарей - маленькие наземные фонарные столбики. Разобьют? Так это претензии к кубаноидам, а не к типу благоустройства.

Из Чистяковской рощи мы двинули в сторону "Солнечного острова". Но по дороге решили проехать по нескольким островам и местечкам: через Заройный затон выехать на Зелёный остров, дальше выехать в урочище Красный Кут (по крайней мере так он обозначен на картах), и через старицу Кубани и остров Большой выехать в парк "Солнечный остров".

Обмелевшая Кубань в районе Зелёного острова
Обмелевшая Кубань в районе Зелёного острова

Первым нас встретил "элитный посёлок Зелёный остров". Место, конечно, шикарное, но логично ли такое место в городе, на берегу реки, на острове, с возможностью "парковать" яхты и лодки, отдавать под частную застройку? По-моему, это преступление против города. Даже если отдавать под частную застройку, должен существовать чёткий градостроительный план и критерии оценки проектов застройки (а ещё лучше создавать клубный посёлок сразу с готовыми проектами). Иначе получается типичный частный сектор по принципу "у кого на что хватило".

Далее, весь Зелёный имеет выходы к воде. Да, Кубань в этом году сильно обмелела, и лодки и яхты действительно были "припаркованы", а не пришвартованы, но это исключение, а не правило. И видно, что с ландшафтом, с водой, тут никак не взаимодействуют. То есть о комплексном дизайне, о цельном проекте, о взаимодействии с водой, о едином стиле тут вообще не слышали. Можно просто посмотреть, как с водой взаимодействуют, скажем, в Скандинавии. И как - в Краснодаре.

Дальше мы углубились в дебри Красного Кута, островов Большого и Солнечного. Места здесь очень красивые. Почти в самом центре города - дикий берег Кубани и настоящие горные тропы. Красный Кут вроде бы одно время находился под угрозой застройки, но сейчас отпустило. Чего здесь не хватает? Оборудованных кемпингов, стоянок и туалетов.

Что такое оборудованный кемпинг? Это что-то вроде парковой пикниковой зоны, которые так популярны нынче. На таких стоянках есть вода, простая и прочная уличная мебель, жаровни и мусорки. Они обслуживаются коммунальными службами и любой желающий может устроить пикник не абы где в лесу, нарушая ландшафт и природные механизмы, а на специально отведённых площадках. На таких площадках разрешается разводить открытый огонь, например, без опасности устроить пожар. Остальной лес - только для пеших или велосипедных прогулок.

Любопытно, но на противоположном берегу Кубани уже Адыгея. Адыгея с географической точки зрения вообще интересный субъект: со всех сторон территория республики окружена территорией Краснодарского края, а конкретно Краснодар и Адыгею разделяет Кубань и Краснодарское водохранилище.

Берега Кубани у Красного Кута обрывистые и очень красивые. Здесь чистый (относительно остального города) воздух, тихо, нет автомобилей, а из-за обмеления Кубани и маломерных судов на реке в этом (2020-м) году почти не было. Лес местами очень густой, тропинки иногда проходят по краям очень серьёзных обрывов. Ближе к водопадам находится курган воинской славы (местные утверждают, что это остатки гидротехнического сооружения) и старая городская свалка.

Браво, краснодарцы! Устроить свалку в таком месте... Или это сделали не краснодарцы, а кубаноиды? Опять же, по утверждениям местных на эту свалку долгое время вывозила свои отходы мебельная фабрика (ДВП, ДСП и смола) и местный мясокомбинат. Чудесная смесь, и сколько теперь нужно потратить сил и средств, чтобы рекультивировать это место?! А главный вопрос - как вообще можно было додуматься засрать такие места?

Водосброс ТЭЦ. Снято на телефон
Водосброс ТЭЦ. Снято на телефон

Красный Кут отделён от островов Большого и Солнечного старичным озером Старая Кубань, которое по совместительству является прудом-охладителем Краснодарской ТЭЦ, расположенной в северной части "подковы" старицы. Озеро разделено дамбой на две части: из правой (если смотреть на стандартную карту с севером наверху) ТЭЦ забирает воду, и она холодная, а в левую ТЭЦ уже сбрасывает тёплую воду, и, соответственно, левая часть озера теплее, и вся эта вода уходит через "водопады" (реально водопады) обратно в Кубань.

Немного автора на водосбросе вам в ленту
Немного автора на водосбросе вам в ленту

Причём уровень воды в старице, как вы догадались по наличию водопадов, выше уровня воды в Кубани. На "вход" её нагоняют из реки насосными станциями, здесь же находится береговой водозабор, снабжающий город водопроводной водой, а на "выход" вода самотёком через систему водосбросов, в базовом виде выглядящую как водопады, уходит обратно в реку.

Краснодарские котики
Краснодарские котики

Остров Большой, который находится "внутри" старицы, фактически продолжение Красного Кута: те же дикие заросли и береговые тропинки, но тут уже гораздо больше праздно гуляющих людей (город совсем рядом) и велосипедистов, а дороги гораздо более ровные. Описывать тут особо нечего. Среди дополнительных интересностей - странные "дачные" постройки сарайного типа, а из исторических деталей - планы по застройке в гольф-клуб, возвращение обратно в муниципальную собственность через суд и обещание обустроить тут парк с веломаршрутами. Было это всё три года назад, но ни парка, ни веломаршрутов не видно.

Ещё немного котиков из Краснодара
Ещё немного котиков из Краснодара

Солнечный остров, на который мы перебрались с Большого, типичный среднестатистический российский парк из советского прошлого с попытками благоустройства из середины 90-х, непонятными шалманами, аттракционами и музыкой. Я не отрицаю необходимости иметь здесь парк, рядом крупный жилой массив, но это...

Знаете, в чём опасность таких парков? В том, что люди, посещая его, особенно те, кто не имеет в своём городе "Краснодаров" и не имеет возможности выехать заграницу, формируют своё восприятие парков вот такими вот Солнечными островами, думая, что это нормально. А муниципальные чиновники пользуется этим, раскладывая по городам и весям России кучки говна: "Людям же нравится". Надеюсь, после посещений "Краснодара" жители поняли, как должен и как не должен выглядеть хороший парк.

Но между этими парками, Чистяковской рощей и Красным Кутом с островами, мы втиснули в свой маршрут ещё набережную реки Кубань, парк Победы и... самолёт в огороде! Да-да, Вы не ослышались, но обо всём по порядку. Итак, по дороге от Чистяковой рощи к Красному Куту мы выехали на берег Кубани, к парку Победы. Если я сейчас пройдусь ещё и по парку Победы, то краснодарцы просто зарычат, наверное. Но ёлки палки! Это же Парк Победы! Может быть, вместо двух-трёх парадов привести его в порядок?

Я даже не буду перечислять все косяки. Из того, что здесь сделано так, как надо, человеком тут не сделано ничего. В моём родном городе тоже есть Парк Победы. Да, там тоже не всё по фен-шую, но там есть озеро, к нему есть выходы, есть нормальное зонирование, есть взаимодействие с водой и какой-никакой живой природой в виде уточек, белочек и прочих пернатых. Состояние техники на три с плюсом: всё чистенько, покрашено и закрыто. В Краснодаре... ну такое.

Вообще с водой в городе беда. Воды тут много (Кубань река не маленькая), она опоясывает город с юга, береговая линия в черте города очень длинная, но каких-то интересных решений по взаимодействию с водой, по контакту с ней, каких-то современных решений по благоустройству набережных я не заметил. Всё очень убого, как-то топорно, по-советски, на от*ебись. Река, да ещё такая интересная, извилистая и живописная, как Кубань - главный рекреационный ресурс. И в Краснодаре он почти никак не используется.

А потом мы нашли самолёт. Просто во дворе (а выглядит так, как будто возле мусорки) лежали куски распиленного на несколько частей фюзеляжа Ан-10. Как и почему этот несчастный самолёт оказался именно тут, в этом дворе на берегу Кубани? Хозяин самолёта, как и всего двора, местный житель Александр Ужва. Борт, который сейчас лежит во дворе, когда-то был привезён в Краснодар на пассажирскую работу. Но с этим типом приключилась весьма неприятная история во времена эксплуатации. Если коротко - почти весь флот списали из-за недостатков в конструкции самолёта после катастрофы под Харьковым.

Так вот списанный тогда Ан-10 из Краснодарского авиаотряда поставили в Чистяковской роще в качестве детского кинотеатра. Это была нормальная практика в Советском союзе. Только в Казани на моей памяти я помню два самолёта-кинотеатра: один в парке Урицкого, другой в Дербышках. Причём в Урицкого тоже стоял Ан-10, списанный после той же харьковской катастрофы.

В 1987 году самолёт должны были утилизировать, однако Александр договорился (с кем - секрет Александра, который он не раскрывает), чтобы самолёт отправился к нему на участок. В разобранном, конечно, виде, целиком бы он сюда не поместился. Сейчас цена лайнера, если сдать его в металлолом вместе с двигателями и пропеллерами, которые примостились тут же, во дворе, примерно 200 тысяч, но хозяин сдавать его в утиль не планирует.

Этот двор вообще очень интересен. Мы там обнаружили не только Ан-10, но ещё несколько артефактов советской эпохи. Среди них советский туристический автобус ЛАЗ-699. Точно модификацию определить не удалось, только табличка "Турист" под окном. Во дворе ещё точно присутствовал советский холодильник и какой-то грузовик, но его кабины из-за того, что она была завалена каким-то хламом, было не видно, так что достоверно установить, что это было, не удалось.

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Участок: Прогулка по Краснодару
Расстояние за день: 48,00 км
Расстояние итого: 2391 км
Из них:
на велосипеде: 1521 км
на кораблях: 2 км
на своих двоих: 45 км
на трамвае: 34 км
на поездах: 906 км
Реки: Старая Кубань

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар