Автор: Дмитрий Р.
Пролог:
"Я ожидал встретить фанатика, однако моё чувство говорит мне, что Гитлер это нечто иное, нечто более творческое, и что он, несмотря на всю его ощутимую силу воли, не является человеком насилия. Теперь я, наконец, спокоен и состояние моей души сразу же переменилось. То, что Германия в часы своей величайшей нужды рождает такого человека как Гитлер, доказывает её жизнеспособность.»
Хьюстон Стюарт Чемберлен, сентябрь 1923 г.
Полагаю, что никому не надо объяснять кем являлся Артур Невилл Чемберлен...
Ну, если вкратце, то это тот самый гражданин, который 30 сентября 1938 года, у трапа самолёта, только что совершившего рейс Мюнхен - Лондон, радостным воплем "Я привёз вам мир!" развязал Вторую мировую войну.
О его старшем братце, не менее альтернативно одарённом и одиозном, я разродился предыдущей статьёй.
Мой сегодняшний "герой" Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855 г.р.) тоже из аристократов, дальних родственников тех самых Чемберленов. Его отец - британский адмирал, однако сынуля патриотическим духом не проникся и ринулся на континент в поисках новых знаний и свершений. Там он сначала грыз естественнонаучный гранит в Вене, после чего переместился в Дрезден, где впитывал античную и классическую германскую философию.
Именно там, начитавшись Габино, он разродился статьёй по мотивам изысканий основателя расовой теории. Статейка приглянулась вдове Рихарда Вагнера, а по совместительству, - дочери Ференца Листа Козиме Вагнер. Дамочка эта ещё в 60-ых годах сошлась с Вагнером на почве активного антисемитизма. Общие интересы, ага.
Считается, что юдофобом херр Рихард стал после смерти своей первой жены Минны Планер, урождённой еврейки. Доподлинно не известно, что уж у них там стряслось в семейно жизни, но после её смерти именно Вагнер стал негласным центром открытого антисемитизма в среде немецкой элиты.
В 1876 году Вагнер совместно со своей новоявленной супругой учредил Байрёйтский фестиваль, который, наряду с культурным значением собрал в одном месте вместе весь "цвет" нарождающейся немецкой националистической "аристократии". Вагнер надеялся:
"что синтез искусства поможет ему в том, что он представлял себе как обновление, регенерацию немецкого народа — нечто вроде народной общности в фашистском стиле. В рамках существующего общества люди из самых разных социальных слоев должны были собираться вместе перед лицом синтетического произведения искусства, и объединять их должна была идея германской расы; они должны были образовать некую элиту по ту сторону классовых противоречий."
О смысле фестиваля не иллюзорно намекает и сам его организатор. Так, перед исполнением «Парсифаля» на сцене должна быть разыграна мистерия, в которой:
«Тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями как символ избавления от еврейства вообще».
Об этом говорит и диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришел, и она говорит:
«Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда ты желанный гость в моем доме».
Случались в истории фестиваля и категорические запреты Вагнера на участие в оперном цикле "Кольцо Нибелунга" дирижёров еврейского происхождения и прочие демарши аналогичного толка...
Однако, на пике своего антисемитизма и за два года до кончины, т.е. в 1881 году Вагнер дирижирует «Итальянскую симфонию» Мендельсона. Один из высоких гостей поинтересовался:
- «Маэстро, как вы можете исполнять музыку этого еврея?»,
- «Это великий композитор, а его симфонию я дирижировал в белых перчатках, чтобы не прикасаться к партитуре».
Кстати, именно Вагнер ввёл в оборот термин: «Окончательное решение еврейского вопроса» в своей книге "Моя жизнь" (на русском издана с большими исключениями).
Дошло до того, что постоянный почётный гость Байрёйтского фестиваля - небезызвестный Ф. Ницше, которого невозможно заподозрить в симпатиях к евреям, написал организатору фестиваля письмо, где сообщал контрагенту, что:
"...был бы рад, чтобы вы умерли в тюрьме, а не в своей постели... Вы не человек, вы просто болезнь...".
После смерти Рихарда бразды правления фестивалем взяла на себя его вдова - Козима. Она-то и пригласила сэра Хьюстона на фестиваль в 1888 году, где тот, с ходу объявил ей, что является байрейтианцем, то есть сторонником верховенства "арийской" расы по Вагнеру.
По результатам общения с публикой и тесной переписки с фрау Вагнер мистер Чемберлен выпускает в свет ряд работ, посвящённых Вагнеру: «Замечания к Лоэнгрину» (1892), «Анализ вагнеровской драмы» (1892) и Биографию Вагнера (1895). Чемберлен выявляет, критически осмысляет и гипертрофированно выпячивает сверхчеловеческие аспекты тевтонской расы, по его разумению заложенные в произведениях Вагнера.
В 1899 году Чемберлен живёт в Мюнхене, где и выпускает в свет актуальнейшую для того времени и среды работу: "Основы ХХ века", основная мысль которой заключается в том, что немецкая культура возникла в результате слияния ряда компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима и немецкого протестантства, спаянного созидательным арийским духом, противостоящим разрушительному и растлевающему влиянию иудаизма и его носителей.
Именно благодаря этой работе в сентябре 1923 года на Байрёйтском фестивале он был представлен своему молодому поклоннику - А. Гитлеру.
"Адольф Гитлер и Хьюстон С. Чемберлен подали друг другу руки. Великий мыслитель, открывший путь для фюрера, гениальный учитель и провозвестник Третьего рейха ощутил, что в этом простом человеке из народа счастливо исполнится судьба Германии."
Ханс Конрад. «Фюрер и Байрейт». 1936 г.
Была встреча и с Й. Геббельсом, о чём последний не преминул упомянуть...
"Чемберлен на ложе. Разбитый, лепечущий... Он держит меня за руку и не хочет отпускать... Отец нашего духа, привет тебе. Пионер. Первопроходец..."
Йозеф Геббельс. 8 мая 1926 г.
Именно Чемберлена Гитлер и его сподвижники впоследствии поставят у истоков своей человеконенавистнической концепции.
"Немецкий народ, не забудь и всегда помни, что это «иностранец» Чемберлен назвал «иностранца» Адольфа Гитлера твоим фюрером... Сто лет назад таким же был англичанин Карлеиль. Сегодня именно англичанин Чемберлен с первых шагов Адольфа Гитлера понял, что тот избран судьбой..."
Георг Шотт. «X. С. Чемберлен, провидец Третьего рейха». 1934 г.
В исследовании британца Майкла Бальфура, отмечается, что целые отрывки «Моей борьбы» Гитлера, не говоря уже о «Мифе двадцатого века» Розенберга являются переложением «Основ ХХ века» Чемберлена. Именно из этого труда почерпнуты такие идеи, как: примат витального над моральным, селекция, иерархия рас, расовая избранность для мирового господства. Именно у Чемберлена почерпнуты догматы: раса и кровь в качестве важнейших качеств народов и их иерархия на основе крови и расы; связь расы и особого отношения к богу, благоволящему германцам, в связи с чем - претензия на мировое господство. Еврейство же - воплощение мирового зла.
Немецкая писательница Дорис Мендлевич в своей работе „Фашистский синдром. Психоанализ актуального явления“, исследуя высказывания Чемберлена и Адольфа Гитлера пришла к выводу, что:
"...они пользовались практически одними и теми же формулировками, а их лексикон почти не отличался. Обнаружены полные параллели, существовавшие между идейным миром образованного, кабинетного ученого Хьюстона Стюарта Чемберлена и миром «маленького ефрейтора великой войны» Адольфа Гитлера..."
Рупор национал-социализма - газета «Volkischer Beobachter» оценивала «Основы ХХ века» как «Библию Движения».
Чемберлен спроецировал на творения Вагнера собственные расистские грезы об уничтожении иудаизма в категорической форме, воплощать которые взялся никто иной, как Гитлер.
Вот такие они - Чемберлены.
А на сегодня всё.
Подписке мы рады, как и лайку. Но сильно рады комментариям, на которые с удовольствием отвечаем.
Читайте также: Исторические путешествия. Касимовская эпопея.