Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 29. Непредвиденный Краснодар.

Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Я хотел добраться до Краснодара не спеша в два дня (оставалось около 130 километров), однако утром меня обрадовали: хочешь ночевать в комфорте, топи 130 за один день. Хозяин хаты вынужден был уехать, и ему нужно было передать мне ключи.

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.

Но это весёлое известие накрыло меня в Брюховецкой, а до неё я мог спокойно, в нужном мне темпе проехаться по Кубанским степям. Как и попадавшиеся мне доселе Ленинградская и Крыловская, Брюховецкая была основана всё теми же черноморскими казаками в 1794 году, то есть тоже входила в первые сорок станиц, основанные первыми переселенцами.

У станицы интересное название, которое имеет не менее интересную историю. Начнём с того, что корни названия немецкие. Удивлены? Сейчас объясню. Итак, следите за руками: в далёком 1623 году в семье Львовского патриция Мартина Гамеля родился мальчик Ян Гамель.

Во владения Мартина, бывшего ещё и членом городского совета Львова, входили крупные землевладения, в том числе лужки и пастбища, что на немецком звучало как Bruchwiese [брюхвайс]. Но причём здесь Львов и Гамели? Идём дальше.

Иван Брюховецкий
Иван Брюховецкий

Село Брюховичи (своего рода польская транскрипция немецкого Брюхвайса) возникло примерно в XV веке и впервые упоминается в королевском декрете в 1444 году. Согласно этому декрету части горожан Лемберга (так тогда назывался Львов) дозволялось основать село над речкой Брюховичской. В том числе дозволялось и отцу Яна Гамеля Мартину. Ещё не потеряли напёрсточек? Идём дальше.

В 1648 году, когда пану Яну Гамелю (это ключевой персонаж повествования) было 25 лет от роду, на Лемберг и окрестности напал Богдан Хмельницкий. Служившие в его войске татары взяли Львов и богатую добычу как в городе, так и в окрестностях, сам Ян Гамель попал в плен к перекопскому мирзе Тугай Бею, а Брюховичи были сожжены.

Богдан Хмельницкий
Богдан Хмельницкий

Впоследствии Богдан Хмельницкий выкупает из плена у своего союзника Яна Гамеля, и впервые в реестре Войска Запорожского этот человек упоминается в 1649 году под именем "Марти(ы)нец (служка) Хмельницкаго". Сам Ян Гамель в это время переходит в православную веру, и получает фамилию Брюховецкий по названию вотчины его отца Мартина, селению Брюховичи. А неправославное имя Ян меняется на вполне каноническое Иван. Сошлось? Но это ещё далеко не всё!

После пленения Яна Гамеля, ставшего Иваном Брюховецким, прошёл всего один год, но он уже занимает видное место при Хмельницком. Часть историков называет его простым слугой, о чём вроде бы говорит его первое "реестровое" имя: "марти(ы)нец", то есть "подножка", личный слуга. Однако в 1656 году гетман отправляет его с дипломатическим поручением к трансильванскому князю Дьердю II. Позже с дипмиссией наш герой отправляется уже к королю в Варшаву по поручению гетмана Выговского. А всё это значит, что Ян Гамель прекрасно знал латынь и правила светского этикета: абы кого ко двору князя или короля не отправят.

Юрий Хмельницкий
Юрий Хмельницкий

Брюховецкий был прекрасным оратором, часто становился, как бы сейчас сказали, в оппозицию к официальной власти, отстаивая права и свободы бедных казаков. Как мы уже знаем, он был также ещё и прекрасным дипломатом. В его арсенале не только визиты ко дворам европейских властителей, но и дипломатическая миссия в Сечь, по результатам которой сын Богдана Хмельницкого Юрий (с поручением которого Брюховецкий и отправился в Запороги, как тогда говорили) избран был гетманом Сечи.

После этого успеха Брюховецкий остаётся в Сечи, и как ставленник нового гетмана пользуется тут популярностью и уважением, сочетая это со своим мастерским ораторским искусством. В конце-концов он основал свой собственный курень Брюховецкий, в котором стал куренным атаманом (и это в год прибытия в Сечь!), а позднее шестым кошевым атаманов Сечи. На тот момент ему исполнилось 37 лет, и это был однозначный успех в политической карьере.

В результате военных конфликтов и капитуляции Хмельницкого-младшего под Слободищем, а также его перехода на сторону Речи Посполитой (Юрий подписал так называемый Слободищенский трактат, по которому вся Гетманщина возвращалась в подданство Речи Посполитой), Брюховецкий "эмигрировал" в Москву, откуда был "репатриирован" обратно в Сечь в "должности" атамана.

В июне 1663 года в городе Нежин состоялась Чёрная рада (что-то вроде всенародного казацкого съезда), на которой Иван Брюховецкий был избран Гетманом, а его политические оппоненты отравлены новичком казнены по приказу новоиспечённого начальника. Кстати, это ещё была и своеобразная месть. В частности, Якову Сомко припомнили его слова о том, что Брюховецкий "казаком не был, в войске не служил, и вообще, он полулях (православие принял, а ляхом остался)". Кстати, князь Василий Волконский, Переяславский воевода, чьим товарищем был убитый Яков Сомка, тоже в выражениях относительно Ивана не стеснялся: "худые де вы люди, свиньи учинились в начальстве и обрали в гетманы такую же свинью, худого человека".

Вообще, личность Брюховецкого весьма любопытна. Как бы к нему не относились современники, мы с вами уже знаем, что это был мастер политических интриг, знаток языков и этикета, блестящий дипломат и переговорщик. Так он ещё и военачальником был очень даже неплохим (это к слову о характеристике, данной ему Сомкой).

Ян II Казимир
Ян II Казимир

Именно о Брюховецкого сломал зубы его тёзка Ян II Казимир, в результате чего Левобережная Украина не вернулась в польские владения. За сии успехи награждён был Брюховецкий невестою из рода Долгоруких, и подписал с Московским царём он Московские статьи, которые сильно ограничили автономию Гетманщины. Да и подписал он их как "холоп Ивашка". Так ли хороша была невеста и так ли дорога победа над Казимиром, чтобы учинить такое и фактически продать Гетманщину?

При этом политическая ситуация менялась очень быстро, как внутри страны, так и во вне. Брюховецкий рассорился с епископом Мефодием, бывшим одним из вернейших его соратников, и тот стал строчить на Ивана доносы в Москву. В то же время гетман Правобережной Украины не переставал предлагать Брюховецкому объединение и независимость под его, Брюховецкого, единоначалием (титул гетмана обоих берегов Днепра прилагался).

Холоп Ивашка дал себя уговорить, и поднял антимосковское восстание. В то же время Пётр Дорошенко, гетман Правобережной Украины, и королю Речи умудрился отправить послание, в котором увещевал последнего, что оба берега Днепра будут за королём. Нормальная политическая проституция практика для тех времён. В 1668 году Дорошенко, чувствуя за собой силу польского короля, потребовал от Брюховецкого присяги, но Брюховецкий выкинул "финт ушами", ушёл в Порту и присягнул в Гадяче на верность... турецкому султану Мехмеду IV.

Мехмед IV Авджи, турецкий султан
Мехмед IV Авджи, турецкий султан

Вечера на хуторе близ Диканьки были написаны задолго до Николая Васильевича. Авторами описанных ниже событий на Сербовом поле были уже известные нам Дорошенко и Брюховецкий. Увы, повесть для Ивана Брюховецкого была крайне печальной. Благодаря измене его личной охраны его схватили, выдали Дорошенко и судили. Во время суда его привязали к пушке, но Дорошенко, не дожидаясь результатов, отдал приказ на казнь, и рассвирепевшая толпа просто забила Ивана насмерть.

Школа №1 в Брюховецкой
Школа №1 в Брюховецкой

Вот таким был человек, чьё имя носит станица Брюховецкая Краснодарского края. Разумеется, в станице, кроме названия, никакой памяти более о Брюховецком не сохранилось. Но зато в станице сохранилось несколько очень красивых дореволюционных зданий, которые, что уже стандартно, загажены рекламой и обезображены пластиковыми сетклопакетами и входными группами. А жаль. Среди них действительно жемчужины, особенно для края, на них небогатого. Например, здание первой школы.

Фасад здания первой школы
Фасад здания первой школы

О таком понятии, как внешнее благоустройство, в станице не слышали от слова совсем. Всё очень убого, плитка разваливается, на тротуарах ямы, асфальт более или менее хорош только на центральных улицах. То есть, если начать перечислять, что здесь не так, то проще сказать, что здесь так: ничего. Огромные безлюдные пространства площадей, доставшиеся в наследство ещё с советских времён, совершенно беспомощная и бездарная современная "архитектура". Единственное, чем в этом смысле радует Брюховецкая, так это зеленью.

Местами плиточка лежала ровно. Зато разваливались здания
Местами плиточка лежала ровно. Зато разваливались здания

После небольшого отдыха и прилетевшем счастливом известии о необходимости во что бы то ни стало до полуночи добраться до Краснодара, выхожу на 03К-001. Это автомобильная дорога, ведущая из Краснодара в Ейск, на большей части четырёхполосная, со всеми вытекающими. С одной стороны, идти по ровному асфальту шоссе проще и быстрее, с другой стороны, после четырёх дней милых грунтовых просёлков и асфальтовых дорожек это ад. Не выдерживаю, и сворачиваю в обход через Красную Ниву, Барыбинский и Ленинский, в котором и останавливаюсь на обед.

В Брюховецкой встречаются просто шедевры архитектуры
В Брюховецкой встречаются просто шедевры архитектуры

Вот это по нашему! Вот это я люблю! Узкая лента асфальта сначала вьётся сквозь пролески, потом пересекает Левый Бейсужёк, заходит в небольшие хутора и деревеньки, в которых жизнь как будто замерла. Светит солнце, дует ветерок, блестит вода, шелестят нивы... Не жизнь, а сахар.

Посмотрите, какой богатый декор!
Посмотрите, какой богатый декор!

После этой идиллии въезжаю в Тимашёвск. Этот город мне относительно хорошо знаком по железнодорожным расписаниям, я с десяток раз наблюдал его из окна поезда, делающего тут остановку по пути в Новороссийск или Анапу (если поезд не заходит в Краснодар). Мне всегда хотелось рассмотреть этот город, и вот выпала такая возможность. И что я увидел? Ничего.

Это всё ещё Брюховецкая, в Тимашёвске смотреть не на что!
Это всё ещё Брюховецкая, в Тимашёвске смотреть не на что!

Сам Тымошевский курень (именно так называлось первое поселение в этих местах) был основан в 1794 году. Об эту дату я ещё не раз споткнусь в поездке по Кубани и Тамани. То есть это всё те же черноморские казаки и первые сорок куреней на новом месте.

Из статусных и знаковых событий: в 1842 году присвоен статус станицы; в 1914 году открыто железнодорожное сообщение, линия прошла из Екатеринодара (Краснодара) в Приморско-Ахтарск; в 1943 году станица была оккупирована фашистами, которые при отступлении сожгли старую Тимашёвскую, от неё осталось буквально несколько домов; в 1966 году Тимашёвск получил статус города и современное название.

Брюховецкая. Красота!
Брюховецкая. Красота!

Город убогий максимально. Исторической застройки тут не сохранилось, советская находится в неприглядном состоянии, везде какие-то заборы, трубы, промзоны, перемежающиеся хрущами и частным сектором. Смотреть не на что абсолютно. Современная храмовая архитектура меня мало интересует, потому что, за редким исключением, строить не умеют. Из примечательности разве что халва "Тимоша", которая делается на местной кондитерской фабрике, да местная же сгущёнка. Больше Тимашёвск не запоминается ничем. А нет, вру, запоминается: дикими очередями на переездах и отсутствием путепроводов над железной дорогой.

Это ли не прелесть? Наличники в Брюховецкой
Это ли не прелесть? Наличники в Брюховецкой

К сожалению, выбор дальше невелик: времени в обрез, поэтому выкатываюсь снова на уже опробованную 03К-001, бывшую Р-268, и стартую в сторону Краснодара. Тут включается режим "надо доехать", и фотоаппарат вплоть до самого Краснодара не достаётся вообще. Конечной точкой я поставил стадион "Кубань", где меня должен был встретить товарищ, проводить до дому и отправиться в Сочи. В целом, я даже не сильно уделался: набор высот тут почти никакой, асфальт ровный, дело далеко за полдень, то есть солнце уже не пекло, а поскольку красоты природы ввиду экономии времени отошли на второй план, и машины как-то тоже не особо напрягали.

Добро пожаловать в Краснодар!
Добро пожаловать в Краснодар!

В общем, в районе 9 часов вечера я въехал в Краснодар. В городе я уже бывал до сего дня четырежды, но в этот приезд я погрузился в удивительный и сладостный мир Краснодара полностью. Если говорить коротко, то это будет одно слово и административная статья за его употребление, но обо всём по порядку.

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Участок: Свободное - Краснодар
Расстояние за день: 121 км
Расстояние итого: 2460 км
Из них:
на велосипеде: 1477 км
на кораблях: 2 км
на своих двоих: 41 км
на трамвае: 34 км
на поездах: 906 км
Реки: Бейсуг, Кирпили, Понура.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками