Причём, не останавливая его. Расскажу об одном устройстве, которое кроме как на звездообразных двигателях мне встречать не доводилось. Металлическая стружка в масле - что может быть неприятнее для механика? Только она ведь разная бывает. Например, в поддоне коробок передач тех же "Жигулей" издревле стояла сливная пробка с магнитом. Как бы масло не смазывало шестерни, какой-то износ от их трения идёт и мельчайшие частицы металла оседали на этой пробке. В принципе, ничего катастрофического в этом нет.
Другое дело, когда на фильтрующем элементе масляного фильтра вы обнаружите блёстки серебристого или золотистого цвета. Давайте немного поговорим, что это за зверь такой, масляный фильтр. Да и про топливный пару слов скажем.
Сейчас всё больше применяются одноразовые фильтроэлементы, вон они стоят в виде цилиндров всевозможной формы и размеров. Когда он забивается частицами нагара настолько, что давление в масляной системе двигателя снижается до критического, корпус фильтра вскрываем, этот элемент вынимаем, новый вставляем, заливаем в корпус чистое масло, чтобы он скорее пропитался, закрываем крышку, устройство к работе готово.
Они обычно ставятся парами, чтобы дизель не останавливать, систему переключаем с грязного фильтра на чистый на ходу, главное сделать это надо очень быстро и на пониженных оборотах, чтобы давление было поменьше.
Другое дело многоразовые фильтры, вон их элементы в виде стоящих на ребре дисков-секций. В старые времена, не знаю как сейчас, но у меня была такая игрушка - вертикальный деревянный стержень на подставке, а на него можно нанизывать диски разного диаметра, получалась ёлочка такая, она есть на этом снимке:
Развивала мелкую моторику и глазомер :)
Примерно так же собирается фильтроэлемент из дисков-секций. Направляющей служит полый стержень-труба с отверстиями в её стенках. Путь масла через секцию таков - грязное подаётся в корпус фильтра под давлением, проходит сквозь сетку диска снаружи и очищенное выходит из его внутренней части:
И попадает в трубу-стойку, откуда возвращается в маслянй трубопровод и далее опять в дизель. Вот примерно такая схема всего устройства:
Эти диски собираются в пакет и сжимаются с помощью сильной пружины, её видно в самом низу корпуса на рисунке. Масло не должно проходить между секциями, а только сквозь сетку.
Ну вот, давление начало падать, переключаем фильтр, загрязнённый пакет вынимаем, разбираем и кисточкой, смоченной в солярке, очищаем каждый диск от нагара. Тут есть одна тонкость опять же. Грязь при мытье не должна попасть внутрь диска, поэтому он предварительно плотно насаживается на цилиндр-оправку. Помыли, собрали пакет снова и возвращаем его в корпус.
Такой фильтр может служить очень долго, хотя со временем нежная сеточка может повреждаться. Ну что ж, заменили несколько дисков, всего и делов. Кстати, и здесь иногда устанваливается магнитик для улавливания очень мелких частиц чёрных металлов. Так же могут быть устроены и топливные фильтры, но повторюсь, они в основном заменяются на одноразовые элементы. Вот снимок одной из многочисленных моделей распространённого судового дизеля производства ГДР НВД-48:
Жёлтой стрелкой обозначены топливные фильтры, коричневой масляные, а синей - это не фильтр, а баллоны системы реверсирования двигателя, к рассматриваемой теме они отношения не имеют.
Но именно на таких машинах я не работал, мне попадались другие, у которых топливные фильтры стояли практически в верхней точке дизеля. Делалось это для того, чтобы удобнее удалять воздух, попавший в топливную систему, он же старается всплывать вверх - вот и открываем краник на верхней крышке фильтра и выпускаем его, пока не потечёт чистое топливо.
А масляные фильтры выглядели вот так, правда, приличного фото не нашёл, вот какой-то потрёпанный жизнью двигатель:
Стрелками показаны фильтроэлементы, их всего четыре. Отдаём четыре гайки, крепящие его к корпусу и за рукоятку, плохо различимую на снимке вытягиваем для очитстки. И видим, блин, на секциях те самые блёстки, упоминавшиеся в начале статьи. Если белые - то это может быть алюминий, состругиваемый с поршня, а вот как описаны подшипники коленвала в техническом описании: трёхслойные стальные вкладыши с заливкой оловянистой бронзой и гальваническим рабочим слоем из антифрикционного сплава (свинца, олова и меди).
Причиной может быть неудовлетворительная смазка поверхностей трения или нарушенные зазоры. Пока не вскроешь фильтр, этот процесс обнаружить затруднительно. Правда, вот в нижней части снимка видны лючки картера. Если во время работы дизеля приложить к ним ладонь, они должны быть одинаковой температуры. Если же один заметно горячее, значит, в этом мотылевом подшипнике повышенное трение, и антифрикционный слой может начать разрушаться. Надо смотреть, что там с ним такое.
А теперь вернёмся к снимку из прошлой статьи, только в нём добавился зелёный овал:
Им обведены контрольные лампы сигнализатора наличия стружки в масле. Представьте себе две металлические гребёнки, вдвинутые друг в друга зубьями навстречу. Причём зазоры между зубьями минимальные, но они не касаются друг друга. Каждое устройство состоит из трёх секций, расположенных в корпусе, сквозь который насос гонит масло из двигателя. Гребёнки находятся под напряжением. Когда сквозь зазоры пролетают стружки, они замыкают цепь и одна из лампочек вспыхивает.
Если такие случаи редки, то пока ничего опасного нет. Но если мерцание ламп непрерывно, да ещё и всех трёх секций, это говорит, что идёт сплошной поток стружки, дизель надо немедленно останваливать.
Но бывает, что загорелась одна лампа и не гаснет, а остальные не светятся. Это значит, что стружка больше зазора и застряла в нём. Тогда отдельной кнопкой подаётся повышенное напряжение и стружка сгорает, как спираль в лампе накаливания. Перед включением в работу все лампочки проверяются нажатием кнопки контроля, неисправная тут же заменяется.
Вот, в принципе, на какие воспоминания натолкнул этот снимок. Вообще-то это место называется КП-5, здесь должен находиться механик или замещающий его старшина команды мотористов, мичман. Но когда катер не на ходу, а дизель-генераторы работают, там может располагаться вахтенный моторист.
А это о главном оружии ракетного катера:
Ракетная атака! Как это делается
И о стрельбе ракетой с дизельной подлодки:
Как сунутой в электроцепь отвёрткой запустить ракету
......................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь