Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как узнать, что дизель начал строгать сам себя?

Причём, не останавливая его. Расскажу об одном устройстве, которое кроме как на звездообразных двигателях мне встречать не доводилось. Металлическая стружка в масле - что может быть неприятнее для механика? Только она ведь разная бывает. Например, в поддоне коробок передач тех же "Жигулей" издревле стояла сливная пробка с магнитом. Как бы масло не смазывало шестерни, какой-то износ от их трения идёт и мельчайшие частицы металла оседали на этой пробке. В принципе, ничего катастрофического в этом нет.

Другое дело, когда на фильтрующем элементе масляного фильтра вы обнаружите блёстки серебристого или золотистого цвета. Давайте немного поговорим, что это за зверь такой, масляный фильтр. Да и про топливный пару слов скажем.

Сейчас всё больше применяются одноразовые фильтроэлементы, вон они стоят в виде цилиндров всевозможной формы и размеров. Когда он забивается частицами нагара настолько, что давление в масляной системе двигателя снижается до критического, корпус фильтра вскрываем, этот элемент вынимаем, новый вставляем, заливаем в корпус чистое масло, чтобы он скорее пропитался, закрываем крышку, устройство к работе готово.

Они обычно ставятся парами, чтобы дизель не останавливать, систему переключаем с грязного фильтра на чистый на ходу, главное сделать это надо очень быстро и на пониженных оборотах, чтобы давление было поменьше.

Другое дело многоразовые фильтры, вон их элементы в виде стоящих на ребре дисков-секций. В старые времена, не знаю как сейчас, но у меня была такая игрушка - вертикальный деревянный стержень на подставке, а на него можно нанизывать диски разного диаметра, получалась ёлочка такая, она есть на этом снимке:

-2

Развивала мелкую моторику и глазомер :)

Примерно так же собирается фильтроэлемент из дисков-секций. Направляющей служит полый стержень-труба с отверстиями в её стенках. Путь масла через секцию таков - грязное подаётся в корпус фильтра под давлением, проходит сквозь сетку диска снаружи и очищенное выходит из его внутренней части:

-3

И попадает в трубу-стойку, откуда возвращается в маслянй трубопровод и далее опять в дизель. Вот примерно такая схема всего устройства:

-4

Эти диски собираются в пакет и сжимаются с помощью сильной пружины, её видно в самом низу корпуса на рисунке. Масло не должно проходить между секциями, а только сквозь сетку.

Ну вот, давление начало падать, переключаем фильтр, загрязнённый пакет вынимаем, разбираем и кисточкой, смоченной в солярке, очищаем каждый диск от нагара. Тут есть одна тонкость опять же. Грязь при мытье не должна попасть внутрь диска, поэтому он предварительно плотно насаживается на цилиндр-оправку. Помыли, собрали пакет снова и возвращаем его в корпус.

Такой фильтр может служить очень долго, хотя со временем нежная сеточка может повреждаться. Ну что ж, заменили несколько дисков, всего и делов. Кстати, и здесь иногда устанваливается магнитик для улавливания очень мелких частиц чёрных металлов. Так же могут быть устроены и топливные фильтры, но повторюсь, они в основном заменяются на одноразовые элементы. Вот снимок одной из многочисленных моделей распространённого судового дизеля производства ГДР НВД-48:

-5

Жёлтой стрелкой обозначены топливные фильтры, коричневой масляные, а синей - это не фильтр, а баллоны системы реверсирования двигателя, к рассматриваемой теме они отношения не имеют.

Но именно на таких машинах я не работал, мне попадались другие, у которых топливные фильтры стояли практически в верхней точке дизеля. Делалось это для того, чтобы удобнее удалять воздух, попавший в топливную систему, он же старается всплывать вверх - вот и открываем краник на верхней крышке фильтра и выпускаем его, пока не потечёт чистое топливо.

А масляные фильтры выглядели вот так, правда, приличного фото не нашёл, вот какой-то потрёпанный жизнью двигатель:

-6

Стрелками показаны фильтроэлементы, их всего четыре. Отдаём четыре гайки, крепящие его к корпусу и за рукоятку, плохо различимую на снимке вытягиваем для очитстки. И видим, блин, на секциях те самые блёстки, упоминавшиеся в начале статьи. Если белые - то это может быть алюминий, состругиваемый с поршня, а вот как описаны подшипники коленвала в техническом описании: трёхслойные стальные вкладыши с заливкой оловянистой бронзой и гальваническим рабочим слоем из антифрикционного сплава (свинца, олова и меди).

Причиной может быть неудовлетворительная смазка поверхностей трения или нарушенные зазоры. Пока не вскроешь фильтр, этот процесс обнаружить затруднительно. Правда, вот в нижней части снимка видны лючки картера. Если во время работы дизеля приложить к ним ладонь, они должны быть одинаковой температуры. Если же один заметно горячее, значит, в этом мотылевом подшипнике повышенное трение, и антифрикционный слой может начать разрушаться. Надо смотреть, что там с ним такое.

А теперь вернёмся к снимку из прошлой статьи, только в нём добавился зелёный овал:

-7

Им обведены контрольные лампы сигнализатора наличия стружки в масле. Представьте себе две металлические гребёнки, вдвинутые друг в друга зубьями навстречу. Причём зазоры между зубьями минимальные, но они не касаются друг друга. Каждое устройство состоит из трёх секций, расположенных в корпусе, сквозь который насос гонит масло из двигателя. Гребёнки находятся под напряжением. Когда сквозь зазоры пролетают стружки, они замыкают цепь и одна из лампочек вспыхивает.

Если такие случаи редки, то пока ничего опасного нет. Но если мерцание ламп непрерывно, да ещё и всех трёх секций, это говорит, что идёт сплошной поток стружки, дизель надо немедленно останваливать.

Но бывает, что загорелась одна лампа и не гаснет, а остальные не светятся. Это значит, что стружка больше зазора и застряла в нём. Тогда отдельной кнопкой подаётся повышенное напряжение и стружка сгорает, как спираль в лампе накаливания. Перед включением в работу все лампочки проверяются нажатием кнопки контроля, неисправная тут же заменяется.

Вот, в принципе, на какие воспоминания натолкнул этот снимок. Вообще-то это место называется КП-5, здесь должен находиться механик или замещающий его старшина команды мотористов, мичман. Но когда катер не на ходу, а дизель-генераторы работают, там может располагаться вахтенный моторист.

А это о главном оружии ракетного катера:

Ракетная атака! Как это делается

И о стрельбе ракетой с дизельной подлодки:

Как сунутой в электроцепь отвёрткой запустить ракету

......................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь