FM - аббревиатура Frequency Modulation (Частотная Модуляция), формат синтеза звука, изобретенный Джоном Чоунингом в 1967 году и остававшийся в тени около десяти лет, прежде чем Yamaha запатентовала его для своих новых цифровых синтезаторов.
Чоунинг действительно сделал несколько треков с этим синтезом, но они относятся к экспериментальному жанру, потому что они больше похожи на демонстрацию концепции, чем на настоящую музыку.
FM-синтез контрастирует с другими формами синтеза звука, такими как аддитивный, субтрактивный, волновой, основанный на сэмплах, линейно-арифметический или любой вид гибридного комбинирования, который наводнил рынок в начале 80-х. Я не буду вдаваться в различия между ними (это обсуждение для отдельной статьи), достаточно сказать, что FM-синтез дал действительно резкий, скрипучий и металлический звук - идеально подходящий для абразивных тембров, перкуссии, медных труб (я имею в виду , по сравнению с тем, что было раньше, но ни в коем случае это не звучало как настоящие трубы), дребезжащих басовых линий и других звуков со сложными тонами, с которыми аналоговые синтезаторы не справлялись.
FM-синтез стал действительно популярным с выпуском Yamaha DX7 в 1983 году. Этот синтезатор стал настолько популярным, что его отчетливый яркий цифровой звук буквально определил десятилетие электронной музыки 80-х во всей ее неоновой окраске будущего.
Даже сегодня, когда вы слушаете Synthwave, это скорее всего DX7.
При чем здесь Chiptune? Что ж, DX7 использовал пару чипов Yamaha FM для своего звука: YM21280 в качестве чипа оператора и YM21290 в качестве генератора огибающей.
Именно из-за популярности DX7 чипы серии YM2xx стали популярны, и год спустя Yamaha объединила их в YM2151, который Atari использовала в своей новой аркадной игре, уникальной и разочаровывающей (из-за неудобного контроллера в виде трекбола) головоломке под названием Marble Madness. Это был первый FM Chiptune. Вскоре за ним последовали Capcom, Konami и Namco, и этот чип и его производные (включая YM2203 для NEC и YM2610 для SNK) стали доминировать в аркадных автоматах конца 80-х.
Затем пришла Sega и приобрела чип YM2612 для использования в своей новой 16-битной игровой консоли Mega Drive, также известной как Genesis.
Это положило начало 16-битной революции, в которой доминируют чипы Yamaha FM. И поэтому этот жанр получил именно такое название, так что можете перестать удивляться. Если на ваш взгляд здесь слишком много технических терминов, не беспокойтесь об этом. Единственное, что вы должны извлечь из всего этого, это то, что Yamaha = FM.
Поскольку Sega использовали звуковой чип из того же семейства, что и в игровых автоматах, она могла честно портировать аркадные игры с той же музыкой и звуковыми эффектами (хотя, к сожалению, некоторые упрощения были сделаны в плане графики).
Кроме того, если вы возьмете какой-нибудь приличный синтезатор Yamaha, вы сможете без особых проблем воспроизвести музыку из видеоигр, поскольку все они использовали одно и то же семейство FM-чипов.
Mega Drive - это, пожалуй, самая важная система в жанре FM (за исключением ПК, но я вернусь к этому позже), поэтому позвольте мне остановиться на некоторых характеристиках того, что Sega сделала, а Nintendo - нет.
На самом деле у Mega Drive было два звуковых чипа: YM2612 с шестью монофоническими FM-каналами (по сравнению с пятью для NES), и будучи FM, каждый канал мог генерировать сигнал любой формы, а не только квадрат или треугольник.
Но был также дополнительный чип, Texas Instruments SN76489 PSG, оставшийся от их 8-битной системы Sega Master, для обратной совместимости. Как и большинство PSG, этот чип имел только три простых генератора прямоугольных тонов и один шумовой, и он использовался для звуковых эффектов, но композиторы для Mega Drive нашли ему лучшее применение в качестве дополнительной ритм-секции и перкуссии.
Когда оба чипа были использованы на полную мощность, они воспроизводили целых десять каналов звука, а резкость FM делала звук агрессивным, грубым и мощным.
Следует обсудить еще один FM-чип: YM3812, используемый звуковыми картами Adlib и Soundblaster для ПК. Хотя существовали и другие звуковые карты, на рынке доминировала Soundblaster, и в течение добрых 10 лет музыка для компьютерных игр была FM музыкой. Различные звуковые карты производили различное впечатление от прослушивания, а это означало, что технически не существовало окончательной версии игровой музыки для ПК. Однако версия Soundblaster была самой популярной.
Когда Интернет стал доступен массам, первыми широко распространенными музыкальными файлами были небольшие MIDI-файлы из-за их крошечного размера. Но они не содержали никакого звука, только текстовые инструкции для вашей звуковой карты. Итак, в зависимости от того, какая у вас была звуковая карта, то вы и слышали при воспроизведении файла .mid (обычно что-то ужасное).
Был недолгий период (примерно с 90 по 94 год), когда ПК были достаточно мощными, чтобы воспроизводить музыку, но недостаточно мощными, чтобы воспроизводить полноценную музыку. Это было тогда, когда люди начали ассоциировать FM с дешевой клавиатурой Casio, потому что они на самом деле не знали, что такое MIDI-файл или что он делает.
А что же насчет музыки Super Nintendo, спросите вы? Несмотря на то, что она была главным 16-битным противником Mega Drive во время консольных войн в начале 90-х, это не была FM музыка или даже технически Chiptune, поскольку она не использовала синтез звука. У нее был запатентованный сопроцессор, который использовал цифровые сэмплы для создания богатых оркестровых текстур, очень похожих на мод-трекеры, поэтому он скорее принадлежит к жанру Amiga / Tracker, также известному как Chiptune, который все же не является жанром Chiptune.
Использование в Super Nintendo сэмплов вместо синтеза предвосхитило эпоху, и к 1995 году запоминающие устройства и аудиотехнологии продвинулись до такой степени, что музыка в играх достигла качества Аудио-CD и больше не полагалась на звуковые чипы для создания музыки.
Это не означает, что эпоха Chiptunes закончилась, просто развитие технологии остановилось в 1995 году, и сегодня все участники этой сцены с ностальгией вспоминают тот короткий 15-летний период, когда звуковые чипы правили видеоиграми и электронной музыкой.