Найти тему
С Богом по жизни

Если можно отпасть от благодати, то как христианину быть уверенным в ней?

Оглавление

Мы учим, что христианин может отпасть от благодати. Многие другие учат, что христианин не может лишиться Божьей благодати. Одна поместная церковь одной популярной конфессии включила в свой перечень основ вероучения (символ веры) следующее утверждение: “Мы верим... в вечную неприкосновенность верующего, в то, что невозможно для того, кто рожден в семье Божьей, погибнуть”. Люди, которые верят в невозможность вероотступничества, обязательно спросят: “Если вы верите, что кто-то, кто был рожден свыше, может потерять свою обитель на небесах, то как вы вообще можете иметь уверенность в спасении?”

Да, возможность отпадения от благодати может и нас заставить задаваться вопросом, можем ли мы быть уверены в том, что спасены. Мы поем “Твердо я верю”, но у нас может быть больше сомнений, чем уверенности. Бывает, и нас мучают вопросы: “Может ли Бог простить грехи, которые я совершил? Достаточно ли я делаю, чтобы спастись? Если я умру прямо сейчас, попаду ли я на небеса?” Когда нас спрашивают, попадем мы или нет на небеса, мы, чаще всего, отвечаем: “Надеюсь, что попаду”. Но наш язык может и не отражать действительной нашей уверенности.

Если считать, что вероотступничество возможно, то как нам преодолеть подобные чувства? Как быть уверенным?

ХРИСТИАНЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, МОГУТ ОТПАСТЬ ОТ БЛАГОДАТИ

Христиане, действительно, могут утратить Божью благодать. Почему мы так говорим? Потому что так говорит Библия. Отпасть от благодати вполне возможно. Христиан предупреждают в том, чтобы им не лишиться благодати: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтоб не упасть” (1 Кор. 10:12). Даже Павел говорил, что он может упасть (1 Кор. 9:27).

Отпадение от благодати - это реальная и серьезная опасность: “Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием...” (Евр. 6:4-6). До того, как этим людям отпасть, они были спасены, потому что, говоря только о двух из пяти характеристик, они были просвещены и приняли Святого Духа - а такое можно сказать только о тех, кто является или был христианином.

Отпадение от благодати - это факт. Галатам 5:4 гласит: “Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати” . Это отражает не просто возможность, но реальность. Кое с кем такое случилось!

Отпадение от благодати ведет к погибели. В Послании Иакова говорится: “Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти...” (Иак. 5:19, 20). Иаков обращался к христианам (братьям). Он говорил, что христиане могут согрешить (уклониться от истины), и что они могут быть обращены, или переубеждены. Если такое случилось, то тот, кто обращает такого грешника, спасает его от смерти. Следовательно, его грех осудил его на смерть.

Христиане могут грешить; они могут отойти от веры, они могут согрешить так, что погибнуть навечно. Вероотступничество - реальная возможность.

ХРИСТИАНЕ МОГУТ ИМЕТЬУВЕРЕННОСТЬ

Мы можем иметь уверенность, во-первых, потому, что мы имеем полную гарантию, что получили спасение. Путь к спасению по Новому Завету прост и ясен. Мы спасаемся благодатью (Еф. 2:8, 9) через кровь Христа (Еф. 1:7). Чтобы спастись, мы должны уверовать, что Иисус - Сын Божий и наш Господь, и быть готовы исповедать нашу веру в Него (Рим. 10:9, 10). Мы должны также покаяться, или отвернуться от наших грехов (Лк. 13:3; Деян. 17:30). А затем мы должны креститься, чтобы спастись (Деян. 2:38; 22:16).

Сделав это, мы можем знать наверняка, что спасены. Крещение вслед за верой и покаянием приводит к искуплению грехов (Деян. 2:38), омытию грехов (Деян. 22:16), спасению (1 Пет. 3:21), облачению во Христа (Гал. 3:27).

Когда писатели Нового Завета обращались к христианам, они никогда не выказывали ни малейшего сомнения относительно того факта, что люди, к которым они писали, спасены. Павел говорил галатам: “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3:26, 27). Колоссянам он писал: “Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его в прощение грехов” (Кол. 1:13, 14). Петр говорил, что люди, которым он писал, были “возрождены” (1 Пет. 1:3) и позже добавлял: “Послушанием истине чрез Духа очистивши души... возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1 Пет. 1:22, 23). Иоанн писал: “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими...” (1 Ин. 3:1).

Если у новозаветных христиан была такого рода уверенность в том, что они спасены, то и у нас должна быть такая уверенность. Если мы покорились Евангелию - если поверили, покаялись, исповедали свою веру и были погружены в воду крещения во искупление грехов, то можно безо всякого сомнения быть уверенными в том, что, да, мы получили спасение. Я родился свыше, заново. Я стал чадом Божьим. Я стал членом церкви и гражданином Божьего царства.

В том, что мы можем указать на определенное событие, когда мы исполнили нечто в послушание, мы фактически имеем преимущество перед теми, кто считает, что люди спасаются “одной только верой”. Многим представляется, что человек получает спасение, когда он принимает Христа, или “приглашает Христа в свое сердце”. Но единственным имеющимся у них свидетельством того, что однажды они были спасены, является туманное воспоминание о том моменте, когда они “приняли Христа”. Такому человеку очень легко бывает позже - когда он грешит, например, - испытать сомнение, имел ли он когда-либо спасение вообще.

Нам же не требуется полагаться на нашу несовершенную память, чтобы быть уверенными в том, что мы на самом деле “приняли Христа в наше сердце”; мы просто можем вспомнить, что в такой-то день нашей жизни мы крестились во Христа и были спасены. Следовательно, новозаветное учение о том, что мы получаем спасение, когда покоряемся Евангелию, дает нам больше уверенности, чем небиблейское представление о спасении в момент “принятия Христа” или “приглашения Христа в свое сердце”.

Мы можем иметь уверенность, во-вторых, потому, что мы имеем полную гарантию, что продолжаем спасаться. Мы должны признать, что, поскольку мы считаем, что христианин может отпасть от благодати, абсолютная уверенность в том, что мы некогда в прошлом были спасены, сама по себе не дает нам уверенности в нашем состоянии на настоящий момент. В конце концов, мы могли быть спасены когда-то в прошлом, но можем погибнуть сегодня. Как же нам быть уверенными в том, что мы спасены именно сейчас? У нас может быть такая уверенность и сегодня, по меньшей мере, по двум причинам.

Мы можем иметь уверенность благодаря тому, что сделал Бог для сохранения нашей верности. Бог не хочет, чтобы мы отворачивались от Него. Поэтому Он дает нам все, что нам требуется сегодня, чтобы оставаться верными. Он дал Своим детям:

• Любящего Отца. “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими...” (1 Ин. 3:1).

• Ходатая за нас. “А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Ин. 2:1). Христос - наш посредник перед Отцом (1 Тим. 2:5).

• Святого Духа. “А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»” (Гал. 4:6; ср. Деян. 2:38; 5:32). Святой Дух, пребывающий в нас как залог наследия (Еф. 1:13, 14), дан нам, чтобы укреплять нас (Еф. 3:16) и побуждать нас приносить плоды Духа (Гал. 5:22, 23).

• Вдохновляющее братство. Бог прибавил нас к церкви (Деян. 2:47) - братству верующих, которое существует, в частности, и для того, чтобы помочь его членам сохранять верность. В церкви мы “внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам” , мы не оставляем собрания своего, а увещеваем друг друга... (Евр. 10:24, 25).

• Слово в помощь. Павел говорил о Библии: “Предаю вас... слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие во всеми освященными” (Деян. 20:32). Она предоставляет нам четкие наставления с прекрасным примером в лице Иисуса, а также мощно побуждает жить праведно.

• Слуг небесных. Ангелы - “служебные духи, посылаемые для тех, которые имеют наследовать спасение” (Евр. 1:14). Это для нас! Ангелы служат для нашего блага!

• Дерзновение молитвы. Иисус обращается к нам: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7:7; ср. 1 Ин. 5:15). У христиан есть обещание, что они получат ответ на свои молитвы!

• Бесценные обещания. Бог дал нам обещания, поддерживающие нас в решимости оставаться верными: среди прочих, обещание, что для христиан все содействует ко благу (Рим. 8:28), обещание, что Бог не позволит нам быть искушаемыми сверх наших сил (1 Кор. 10:13), и обещание, что ничто в мире не сможет отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:35-39).

Мы можем иметь уверенность, потому что, когда у нас не получается соответствовать Божьим требованиям, Бог предусматривает способ нас простить.

Наше непрерывное спасение зависит, в определенном смысле, от нас самих. Мы обязаны наилучшим образом исполнять волю Бога. Но означает ли это, что мы - христиане - предоставлены сами себе? Нет. Ибо Господь дает нам ту помощь, в которой мы нуждаемся, чтобы быть усердными, старательными и верными.

Но наша уверенность основывается не только на том, что Бог сделал, чтобы помочь нам оставаться верными, она также основывается на том факте, что Бог предусмотрел все для нашего прощения, когда мы отходим от выполнения Его воли. Речь идет об обещании, что кровь Иисуса смывает наши грехи: “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1 Ин. 1:7). Мы можем быть уверены в своем настоящем спасении, и не потому что мы живем безгрешно, а потому что кровь Иисуса постоянно очищает нас от наших грехов!

Это хорошо, что нам не приходится полагаться только на нашу безгрешность, на наше неукоснительное повиновение Божьему закону, на нашу собственную праведность. Если бы это было так, то никто бы из нас не спасся, потому что никто из нас не живет без греха! Нам нельзя полагаться только на самих себя. Но, слава Богу, нам дана благодать. Пока мы ходим в свете, нас постоянно спасает Божья милость и кровь Иисуса.

Что все это значит? Это значит, что мы можем знать, что спасены прямо сейчас, прямо здесь! Мысль, что никогда нельзя с уверенностью сказать, что вы спасены, - не из Нового Завета. Иоанн писал: “Сие написал вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную” (1 Ин. 5:13). Очевидно, что это обещание имеет определенные условия, но в равной степени ясно, что, как явствует из Послания Иоанна, мы можем знать, что у нас есть вечная жизнь, поэтому мы можем знать, что спасены именно сейчас. Если кто-либо спросит вас: “Вы спасены?”, - то вы, если делаете все возможное, чтобы жить в вере, можете ответить: “Истинно так! Я знаю, что спасен!”

Мы можем иметь уверенность, потому что имеем полную гарантию, что и будем спасены. Даже если мы верим, что спасены сейчас, мы можем испытывать неуверенность относительно нашего спасения в вечности. Бывает, нас что-то удерживает от таких высказываний, как: “Когда я умру, я буду спасен” или “Я отправлюсь на небеса. В этом нет сомнения!”

У Павла не было сомнений по поводу его вечного спасения. Когда его жизнь подошла к концу, он сказал с большой уверенностью:

«...Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6-8).

Обратите внимание: Павел не говорил, что только он может иметь уверенность, он сказал, что “всем возлюбившим явление Его” может быть дана такая уверенность в вечном спасении.

Но как можно быть уверенными в том, что мы отправимся на небеса ? Должны ли мы жить безгрешной жизнью, чтобы обрести уверенность в вечной жизни? Если да, то о какой уверенности можно говорить, коль скоро все мы грешим? Наша уверенность в том, что мы пойдем на небеса, - только в Божьей благодати. Например, Павел, говоря о хорошем человеке Онисифоре, сказал: “Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день...” (2 Тим. 1:16, 18). Как бы ни был хорош Онисифор, ему все равно нужна милость в день Господень. Точно так же и всем нам. Добрая весть состоит в том, что как милость была дана Онисифору, так она будет дана и нам в тот великий день! После того, как мы сделали для Христа все, что могли, мы остаемся недостойными слугами. Мы все равно не будем дотягиваться до планки, но Божья благодать возместит нам то, чего нам не достает!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можем ли мы петь “Твердо я верю” и на самом деле иметь уверенность, несмотря на убеждение, что христианин может отпасть от благодати? Конечно же, можем, потому что мы имеем полную гарантию, что были спасены в прошлом, спасаемся сейчас каждый день и будем спасены на небесах вечно!

Это, конечно, не означает, что мы можем нерадеть о своем спасении. Мы должны по-прежнему ходить в свете (1 Ин. 1:7), стараться делать твердым наше звание и избрание (2 Пет. 1:10) и делать все возможное, чтобы остаться верными до смерти (Отк. 2:10). Христианин, который вернулся в мир, или кто “тепл, а не горяч и не холоден” (Отк. 3:16), не может черпать в Писаниях уверенность, о которой шла речь.

Но если вы стараетесь изо всех сил, то для вас есть великая уверенность в том, что вы дитя Божье.

Позвольте проиллюстрировать это таким образом. Когда я был ребенком, я никогда ни о чем не беспокоился, если мой отец был рядом. Он был ростом около 182 см и весил, вероятно, не более 62 кг, но, как мне казалось, он мог справиться со всем, решить любую проблему, уберечь от любой опасности. Кроме того, я знал, что он любит меня и будет всегда делать то, что полезно для меня. Поэтому, когда я был со своим отцом, я ничего не боялся, напротив, у меня было прекрасное чувство уверенности. И даже когда я вырос, я по-прежнему видел в отце оплот, на который я всегда мог положиться. Что бы ни менялось, его присутствие, его ценности и его любовь были в моей жизни величинами постоянными. Это придавало мне уверенности. Конечно, его любовь и забота включали наказания. Но я знал, что имел прощение всем своим ошибкам. Это также придавало уверенность. Я знал, инстинктивно чувствовал, что даже если я отойду слишком далеко от правильного пути, мой отец не перестанет любить меня, но я поплачусь преимуществами, какие я имел как его сын. Я и близко никогда не подходил к тому, чтобы так поступить, в значительной мере, благодаря тому, что он всегда так хорошо относился ко мне, и тому, что он так много мне дал.

Если такое может сделать хороший отец для сына, то насколько больше уверенности нам даст знание того, что у нас есть Отец в лице Бога (Мф. 7:9-11). Мы можем верить в то, что наш Бог, подобно моему отцу, но бесконечно больше, заботится только о нашем благе, что Он любит нас и что Он могуществен настолько, что может позаботиться о любой проблеме, а также в то, что во всех меняющихся обстоятельствах жизни Он остается неизменным. Разве это не замечательная уверенность?

Хотя мы огорчаем Его, когда совершаем что-то нехорошее, Он всегда готов простить. Если мы собьемся с пути и вовсе отвергнем указания Отца, Он не перестанет любить нас, но мы лишимся сыновних благ.

Богатство и деньги | С Богом по жизни | Дзен