Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Когда пробивали зимник, Алексей Шинкарёв не глушил свой "кировец" целый месяц

Именно в этот день, 11 февраля 1974 года, 18 первопроходцев подошли к месту будущего поселка Звездный. Пробили зимник. Минуло 47 лет. И я в Совете ветеранов (ничего в нашей жизни не происходит просто так) встретилась с одним из тех 18-ти первопроходцев, Алексеем Александровичем Шинкарёвым. Про таких говорят: крепко скроен, ладно сшит. Ясный взгляд, хорошая память.

«Первопроходцы у нас самые легендарные личности», - гордо заметила Лариса Норина. Только вот, к сожалению, в Усть-Куте их осталось двое – Шинкарёв и Люлькив. Кто-то давно уехал, кто-то уже ушёл в мир иной. Вспомнили Николая Исакина, к которому вместе ездили вручать медаль. А в 2019 году его не стало. Ещё раньше, в 2006 году, в авиакатастрофе трагически погиб Станислав Иванов.

В 1972 году приехал на строительство дороги «Хребтовая - Усть-Илимская» Алексей Шинкарёв. По комсомольской путёвке. Приехал издалека, из Мордовии. Семья была большая, жили бедно, а потому Алексей решил попытать счастья на стройке. Чуть позже и братьев перевёз сюда. Устроился помощником экскаваторщика. Сдали в эксплуатацию линию.

— Потом нас собрал начальник Петр Петрович Сахно и сказал: «Ребята, собирайтесь на новую стройку». Мы тогда ещё не знали, что это БАМ, - вспоминает Алексей Александрович былые годы. Столько лет прошло, а некоторые события так врезались в память, будто вчера всё было. – После нового года собрали технику. В Усть-Кут приехали 8 января, на Нефтебазе нас поставили в тупик, а 9 января своим ходом поехали до Половинки.

Никонов поле расчищал бульдозером, а я - за вагончиками в Усть-Кут. Ходом на "кировца" и - на ту сторону. Проскочил, туда-обратно вернулся. На следующий день мы пошли до 25 километра. Там уже по серпантину бульдозеры пошли набивать дорогу. Ещё бочка у нас была под воду и ёмкость под соляру.

На берегу реки Лены, в полупустой деревушке Половинка, в заброшенной избушке, где когда-то была школа, ребята и разместились. Перед нашими первопроходцами стояла задача пробить зимник — временную автодорогу до речки Таюра — и там основать первый бамовский посёлок для будущих строителей железной дороги.

— С вами и девчонки были?- спрашиваю я.

— Да, поварихи Татьяна Алфёрова и Галина Нефёдова. Мы тогда про БАМ ничего не слышали, только знали, что новая стройка. Потом нашли плакат. Яков Вебер с Николаем Никоновым его разместили: «Мы дойдём до Амура!». Газета вот эта у меня сохранилась.- Показывает.- А снимка, где Петр Петрович Сахно в центре стоит, к сожалению, нет. Журналисты всё растащили.

— А что было тогда самым трудным для вас, молодых ребят?

— Морозы сильные стояли, до 55 градусов. Я, помню, свой "кировец" не глушил месяц, чтобы не замёрз. У Почежерцева коробка на бульдозере полетела, мы сделали козлы, лебёдку и я кабину поднимал. Разобрали, собрали. Тяжело было. Это сейчас импортные масла не замерзают, а раньше их не было. Бульдозеры старые, тросовые. Их ремонтировали и шли дальше. Воду возили с Лены. А как-то девчонки что-то нам сварили. У мастера Стаса Иванова желудок так схватило, что увезли в Игирму.

11 февраля 1974 года площадку расчистили под зимовье в Звездном. Вечером приехал Громенко, поздравил нас. А когда посланцы 17 съезда появились, у нас уже стояли вагончики, палатки. Я также на тракторе работал. Дома начали строить, школу.

— Алексей Александрович, а про прораба Куликова что знаете?

— Когда зимник били, он всю трассу пешком прошёл. На лыжах. Колышки ставил. Шустрый был дедок, неспокойный. Молодые не могли угнаться за ним.

— А свою семью когда перевезли?

— Супруга Нина с сынишкой сначала в Игирме жили, а потом ко мне переехали. Сейчас у нас уже два внука и правнук.

— О чём чаще вспоминаете, когда собираетесь вместе?

— Молодые были. Стройка новая. Азарт. В Сибири понравилось. Здесь и остались. В 1987 году из Звездного переехали в Усть-Кут. На Пушкина, 60, в пьяный дом.

— А почему пьяный? – удивляюсь я.

— Потому что переселялись долго. И постоянные новоселья в нашем 80-квартирном доме. Тогда большие автобусы городские ходили. Водители тогда переговаривались: «Ого, смотри, пьяный дом опять гудит».

Ещё первостроитель вспомнил, как в Звёздном работал в бригаде у Виктора Лакомова на укладке. До Небеля дошёл с ними. После Алексей устроился в Управление механизации. В свободное время на реку спешил: рыбалка - давнее увлечение. С друзьями-товарищами всегда рад встретиться: есть о чем вспомнить.

— Если бы сейчас объявили такую стройку, пошел бы, не задумываясь, - неожиданно заявляет Алексей Шинкарёв. Немного помолчав, улыбаясь, добавляет. — Только вот меня, наверное, уже не возьмут.

Спасибо, что читаете