По исследованиям психологов из Пенсильванского университета (США), интеллектуальные способности каждого четвертого человека в 80 лет ничуть не хуже способностей тридцатилетнего, хотя общепринятые представления таковы, что люди достигают пика расцвета умственных сил между тридцатью и сорока годами. Наблюдая на протяжении 35 лет 5000 человек, ученые не обнаружили сильного угасания интеллекта, а, наоборот, у многих прекрасно сохранились способности к логическому мышлению, ориентации в пространстве, пониманию сложных текстов, способности оперировать цифрами и сохранять в памяти накопленную лексику. Более того, больше половины пожилых людей с возрастом могут даже улучшать свои умственные способности, особенно в изучении иностранных языков или, путешествуя, когда надо активно осваиваться в новой обстановке.
Отговорки и как с ними бороться
Чтобы развивать умственные способности, необходимо постоянно учиться, изучать все, что может быть полезно в жизни, начиная от инструкции к новой стиральной машине и другой технике, на грани банальных пустяков, до новой профессии и языков программирования. Ведь многие не умеют и не знают, как правильно действовать в повседневной жизни — всего того, что сделало бы их не только свободными, но и абсолютно другими: более умными, яркими, дало бы новые возможности, новую работу, свое дело. Умение притягивает возможности. Много тому примеров, когда люди разных возрастов, и молодые, и пожилые добивались успеха в разных областях. Но многие люди приводят свои возражения и отговорки .
- «Они или были богаты, или были со связями, вот у них и получилось». Но как раз богатые часто утрачивают способность увлекаться. Как богатство, так и бедность имеют равные аргументы в пользу того, чтобы не заниматься своей жизнью, одинаково действенные и лживые.
- Соображения «рано» и «поздно». Отговорки, что поздно в 30, 50, 60 смотреть, слушать, учиться. Это надо было раньше, все съедает быт; память, реакция, мозги уже не те. Как-нибудь доработать эту работу, как-нибудь вырастить детей, в чем попало доходить эту зиму и как-нибудь прожить эту жизнь. Она трудна. Несправедлива и лучше не шевелиться. И действительно, мозги становятся вялыми, память подводит, реакция замедляется. Инертность, нелюбознательность сильно старят и делают нас беспомощными.
- Не стоит думать, что «жизнь научит». Не жизнь, никто другой ничему не научат, а жизнь, если в ней ничего не менять, не подновлять, не ремонтировать иногда, научит лишь плохому: отступи, сдайся, это слишком трудно. Тем более, у многих людей это в крови: «все плохо, будет еще хуже», и это выглядит как трезвый взгляд на реальность. Но выживать надо в любых обстоятельствах, и не взирая ни на что, становиться кем-то.
- «Мешает рассеянность и плохая память». Известно, что на память плохо влияют инертность, раздражение, усталость, стресс и депрессия. Специалисты в области науки обучения утверждают, что память можно натренировать, причем, за две недели ее можно существенно улучшить. При помощи постоянных тренировок умственная деятельность усиливается, и чем непривычнее упражнение, тем больше от него эффект. Лучшие способы тренировки: игра в шахматы, настольные игры, разгадывание кроссвордов, запоминание иностранных слов. Необходимы физические нагрузки (лучше на свежем воздухе), частое проветривание рабочего помещения (от недостатка кислорода память слабеет).
- «Постоянный стресс». Надо помнить, что острый стресс ведет к блокаде мыслительных способностей и памяти. Хронические стрессы убивают нервные клетки. Кроме того, нельзя допускать сильной, изматывающей усталости. Если чувствуете, что такое состояние уже близко, надо сразу «выключать» голову и заниматься тем, что нравится (кроме просмотра телевизора, новостей в интернете, компьютерных игр).
Стоит взять за правило каждый день узнавать что-то новое, пусть понемногу, будь то рассказ о творчестве художника, рецепт нового блюда, инструкция к новому пылесосу или как правильно разговаривать с официальным лицом, начальником, коллегой. Сейчас почти любую информацию можно найти почти без труда, главное, было бы желание. Но чтобы было желание, придется над собой потрудиться и, если у работающего человека есть мотивация получать знания, двигаться вперед, то, потеряв работу или выйдя на пенсию, зачастую, он быстро «сдает», впадает в депрессию и теряет интерес к жизни. Психологи установили — чем дольше человек лишен работы, тем быстрее он теряет сообразительность, умение сосредоточиться, справиться с чувством тревоги и подавленности. Что печально, с каждым месяцем уменьшаются его шансы вернуться в прежнюю форму.
Древние люди на перстнях изображали две спирали: одну со стрелкой вверх, другую — со стрелкой вниз, что означало: остановка на спирали развития приводит к падению и деградации. Жизнь, вне зависимости от возраста, требует постоянного личностного роста, новых знаний и умений.
Статьи на близкую тему на нашем канале:
Рассеянность. Как ее преодолеть?
Память. Загадки и нарушения