Всем привет, давно хотел написать пару статей на данную тему, но всё никак не решался, вместить столь обширную тему в короткую статью невозможно, да и мотивации не было, так как площадка Дзен в последние месяцы работает не важно, просмотров нет, а если есть, то у гламурных девиц с бьюти каналов и т.д. Но нормальный контент всё же нужен и поэтому поехали.
БРЭО (бортовой радиоэлектронное оборудование) и авионика - неотделимая часть аппаратуры современных гражданских, военных и беспилотных летательных аппаратов, в 21 веке БРЭО и, в целом, авионика сильно шагнула вперёд, оставив позади аналоговые приборы пилотирования и диагностики. Тотальная цифровизация бортового оборудования к сожалению, обошло нашу страну стороной, так как весь бум не только авионики, но и электроники, в целом, пришёлся на середину 90-х и на начало 2000-х, а как известно, в это время наша родина разваливалась и приватизировалась повсеместно. Однако вернемся в прошлое и в славное время великого и могучего СССР, а именно в 1947 год.
В 1947 году в Подмосковье появляется легендарное Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ) и несмотря на то, что в СССР по БРЭО работали множество других предприятий, именно РПКБ являлось и является до сих пор в составе КРЭТ ведущим в России разработчиком бортового радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов всех типов. На заре реактивной авиации требования к БРЭО сильно возросли и если первые бои реактивных машин проводились в стиле 40-х годов но только на других скоростях, новое время требовало другого подхода, а именно ракетного вооружения и использования бортовых радиолокационных станций.
Одной их первых РЛС в СССР стала "Гнейс-2", она выпускалась с 1942 года и устанавливалась на самолёты Пе-2, Пе-3 и Дуглас А-20. Но к 60-м в эпоху освоения космоса на вооружение ВВС СССР поступил МиГ-21, а на нем устанавливалась БРЛС "Сапфир-21".
Данная БРЛС по сравнению с предшественницами из 50-х имела существенные технические преимущества. Моноимпульсный метод пеленгации, логарифмический прием в совокупности с каналом компенсации боковых лепестков обеспечили ее высокую защищенность от активных и пассивных помех. Удалось значительно снизить габариты и высоту боевого применения и упростить летчику условия обнаружения и захвата целей.
Однако прорыв в БРЛС и БРЭО в целом случился в 1970-м году, когда на крыло встал перехватчик МиГ-25, а под обтекателем у него была импульсно-доплеровская БРЛС "Сапфир-25", которая на момент производства была одной из передовых в мире, а после угона МиГ-25 за бугор, удивила западных инженеров не раз. Особенно гибридная компоновка, где в обвязке схем использовались транзисторы, но на самые горячие участки полотна ставили лампы, что смутило западных специалистов. Однако вскоре они догадались, что это не просто так, на больших скоростях обтекатель нагревается до таких температур, на которых транзисторы выходят из строя, а лампы нет. Это был один из секретов почему БРЛС МиГ-25 не выходила из строя на критических скоростях.
А знаете кто первый в мире создал БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР)? Многие утверждают, что советская электроника была отсталой и т.д., однако первой ФАР в мире стала советская БРЛС СБИ-16 "Заслон", которая в различных вариантах ставилась на перехватчик МиГ-31. В ходе испытаний впервые в полете БРЛС МиГ-31 обнаружила и сопровождала на проходе десять воздушных целей. В октябре 1978 г. космическая разведка США засекла успешный перехват маловысотной мишени новым советским самолетом. Факт стал известен общественности, и пресс-секретарю Пентагона Томасу Россу пришлось дезавуировать свое заявление, сделанное всего месяц назад: "Нет доказательств, что Советы могут сбивать крылатые ракеты или мишени, имитирующие такие ракеты".
Новая БРЛС требовала уже серьёзную бортовую ЭВМ, которая могла бы обсчитывать до 24 целей одновременно на дистанции 300 км, данная бортовая ЭВМ была реализована на базе стационарной ЭВМ серии БЭСМ-6. После обработки данных бортовой компьютер выбирал шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению, а остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная авиационная пушка калибра 23 мм ГШ-6-23М.
С появлением Су-27 и МиГ-29 всё кардинально поменялось, в кабине стало меньше стрелочных приборов, многие операции стали автоматизированы, а БРЭО вышло на новый уровень. Су-27 оснащался РЛПК-27 (Н001) – первая РЛС НИИП им. В.В. Тихомирова для истребителей семейства Су-27, которая осуществляла обнаружение целей на дистанции до 100 км с автоматическим захватом 10 целей одновременно, хотя на первых машинах была установлена БРЛС "Сапфир-23МР" с дальностью обнаружения до 70 км. В состав БРЭО так же внесли аппаратуру речевого оповещения "Алмаз-УП" и бортовое устройство регистрации полетных данных "Тестер-У3Л", но главным новшеством стало использование оптико-локационной станции ОЭПС-27.
Нагрузка на бортовую ЭВМ к 80-м возросла многократно и требовало мощного вычислителя. Настала эра БЦВМ с сложным программно-аппаратным комплексом и многие, наверное, уже собираются строчить мол, отстал совок в этом направлении, калоши только делал. А я вам скажу, спокойно! В этом направлении СССР не только не отставал, а даже и порой перегонял. Одной из выдающихся БЦВМ того время была вычислительная машина серий Ц-100, которая выдавала до 170 тыс. операций в секунду, имела ОЗУ 8 Кб, ПЗУ 136 Кб, а наработка на отказ 500 часов.
Подведём итог: СССР в области БРЭО и авионики не отставал от западных коллег, некоторые решения вообще уникальны и нигде больше не использовались, а главное уже к концу 80-х начала 90-х советская электронная промышленность выкатила еще пару шедевров бортового оборудования перед тем как сам СССР ушел на покой. Вы, наверное, спросите, а что дальше? К чему мы пришли сейчас? А об этом я напишу во второй части через пару дней, материала будет много, а главное будет еще увлекательнее, так как я расскажу про БЦВМ самого Су-57.
Ссылка на вторую часть.
Ссылка на третью часть.
#электроника #авиастроение #су-57 #наука #технологии #россия