Найти тему
Ника Марш

Честь дебютантки

Мадлен Смит получила хорошее воспитание. Она знала: юной леди из порядочной семьи нужно быть очень осмотрительной. Но девушка однажды оступилась, и об этом факте грозились сообщить её родителям. Тогда Мадлен решила исправить ошибку. Для этого в викторианскую эпоху нужно было всего-то сходить в аптеку.

фрагмент полотна Джеймса Тиссо
фрагмент полотна Джеймса Тиссо

В середине XIX века, в Англии, девушка из приличной семьи до шестнадцати лет почти не выходила из дома. Она могла обучаться в пансионе, или заниматься с учителями в особняке родителей. Но в любом случае её почти не было видно или слышно. Считалось правильным, если такая мисс будет молчать, и лишь изредка прогуливаться в компании служанки. Но стоило только переступить порог 16-летия, как уклад жизни полностью менялся.

Начинался период пикников, балов и других увеселений. Дебютантке подыскивали мужа, а вот ей самой следовало проявлять осторожность. Танцевать – позволялось. Но выходить в парк с мужчиной – нет. Даже на конную прогулку требовалось брать лакея или родственника. Мадлен Смит, дочь богатого архитектора из Глазго, жила в точности по этим правилам.

полотно художника Д.Тиссо
полотно художника Д.Тиссо

Какой же она была хорошенькой! Изящной, с кукольным личиком в обрамлении золотисто-каштановых волос. Отец хотя и не принадлежал к аристократической семье, был очень известен на севере Англии. Поэтому мисс Мадлен Смит, в числе прочих дебютанток, с нетерпением готовилась к новому Сезону. 1857 год должен был принести ей много счастья…

Пьер Эмиль Ланжельер не мог рассчитывать на руку Мадлен. Он был беден, работал мелким клерком, и вообще приехал из Франции. Католика-зятя архитектор Смит точно бы не одобрил. Но Пьер Эмиль познакомился с Мадлен, и та в него сразу же влюбилась.

Им удавалось увидеться урывками, и это еще больше распаляло обоих. А когда семья Смит, по приглашению родных, уехала на месяц в Эдинбург, влюблённые стали переписываться. Горничная помогала Мадлен какое-то время, но потом испугалась и рассказала обо всем мистеру Смиту. Грянула буря.

Глазго, современный вид
Глазго, современный вид
- Он интересуется только вашим приданым! – Настаивал отец семейства. – Неужели вы сами этого не понимаете?
- Но отец, - прошептала Мадлен, - он же любит меня!
- Мы ничего не знаем об этом человеке. – Отрезал архитектор. – И о его семье тоже. Вашей руки просил полковник Макданиэл. Я назначил помолвку на октябрь.

Мадлен пришлось согласиться. Она вернулась в Глазго бледная и растерянная. Но там её ожидали новые неприятности – Пьер Эмиль прислал записку, где сообщал: он не намерен отказываться от девушки, а в противном случае покажет полковнику-жениху письма Мадлен. А чего там только не было! И признания, и обещания «отдать самое дорогое» французскому кавалеру. Увидев эти послания, претендент на руку наверняка бы отказался от мисс Смит. Но самое главное: честь дебютантки непременно бы пострадала.

кадр из сериала "Викторианская аптека"
кадр из сериала "Викторианская аптека"

Вернуть письма Пьер Эмиль не соглашался. Но он был не прочь иногда видеться с Мадлен. И та решилась. Она отправилась в аптеку, чтобы купить мышьяк. В 1857 году многие английские девушки использовали его, чтобы сохранять модный бледный цвет лица. Обычно они добавляли микроскопическую дозу, но Мадлен планировала поступить совсем по-другому. Она решила, что кавалер заигрался. А потому должен замолчать навеки. Приобрести средство в XIX веке не составляло никакого труда.

Мисс Смит навестила Пьера Эмиля несколько раз. Впоследствии, в дневнике молодого человека, полиция прочла, как они пили какао или чай. И как француз чувствовал недомогание после каждого визита. 24 марта 1858 года Пьера Эмиля не стало. Сопоставив информацию из дневника с результатами вскрытия, полицейские арестовали мисс Мадлен Смит.

Дело Мадлен Смит рассматривал суд присяжных
Дело Мадлен Смит рассматривал суд присяжных

Огласка, которой боялась девушка, всё-таки произошла. Архитектору пришлось нанять лучших специалистов, чтобы защитить дочь. Адвокатам быстро удалось выяснить, что Пьер Эмиль Ланжельер уже однажды сватался к девушке с приданым, так что подозрения мистера Смита имели основания. Более того, детально изучив содержимое желудка Ланжельера, эксперты посчитали, что «средство Мадлен» не причём. Следствие пришло к выводу, что молодой человек сам довел себя до могилы, чтобы потом обвинили девушку. Отсюда эти подробные записи в дневнике.

Вердикт прозвучал так: «Невиновна», и Мадлен смогла уехать прямо из зала суда. Заручившись поддёржкой родителей, девушка направилась в Лондон. Разумеется, ни о какой помолвке с полковником не могло быть и речи. Её навсегда вычеркнули из жизни респектабельных семейств Глазго.

кадр из сериала "Отчаянные романтики"
кадр из сериала "Отчаянные романтики"

Тремя годами позже Мадлен вышла замуж за Джорджа Уордела и сменила имя. Не должно было остаться никаких ассоциаций с прошлым. Отныне она называлась Лена Уордел. И она оказалась права – в столице ей было куда проще затеряться, и там хватало своих интересных историй, чтобы обсуждать события в каком-то Глазго. Но в чопорную английскую леди Мадлен так и не превратилась: она вращалась в богемных кругах и была близко знакома с художниками-прерафаэлитами.

Никогда впоследствии Мадлен Смит не рассказывала, действительно ли она причастна к преждевременной кончине Пьера Эмиля Ланжельера.

#наука #свадьба #семейные отношения #великобритания #женщины

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!