Найти тему
МсДК

Клубок-навигатор по дебрям Третьяковской галереи

Для многих классическое наследие - такая скука, что упаси от звуков симфонии, оперы или художеств картинной галереи!
Впрочем, рейтинг Большого театра и Третьяковской галереи настолько велик, что они всегда были исключениями. Эти места ассоциируются с Москвой, в которой надо побывать. Именно поэтому там встретишь самых разных персонажей, еще более странных, чем картины некоторых живописцев.

Как извлечь максимум восторга от посещения этих храмов искусства? Как сделать так, чтобы фото для личного блога подкрепилось стопроцентным удовольствием?

О Большом театре: Стоит ли пойти в Большой, если вы никогда не были в опере?

О Третьяковкой галерее.

Картины из учебников собраны в Главном здании в Лаврушинском переулке. Это воистину лабиринт-квест: пока все не пройдешь, выхода не будет. Скосить сразу в детский отдел и вкусную зону, как в Икее, не получится. Вошедший обречен на полное погружение в искусство! Сайт: https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/istoricheskoe-zdanie/

Далее в статье:

  1. Фото лента здания снаружи и внутри.
  2. Точки опоры для самостоятельного осмотра.

Вход в Главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Вход в Главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Как это выглядит (дата посещения: февраль 2021):

Третьяковская галерея.  Гардероб.
Третьяковская галерея. Гардероб.

Холл. В углу кафе. Цены чуть меньше, чем в театре. Столики (в арке) нарасхват.
Холл. В углу кафе. Цены чуть меньше, чем в театре. Столики (в арке) нарасхват.

Залы Третьяковской галереи.
Залы Третьяковской галереи.

Залы Третьяковской галереи.
Залы Третьяковской галереи.

Обрести точку опору в этих запутанных лабиринтах залов, помогут:

  • Ниточка первая. Некоторые знания, культурный минимум. Блажен тот, кто что-то видел и в курсе. Без этой путеводной нити не выбраться...Надо знать, что искать!

В памяти зрителя или телефона-навигатора, показавшего накануне чем богата галерея, должны быть некоторые шедевры. Совсем в идеале: по одной на каждого живописца, а так хиты, количество коих зависит от размера памяти. Например, помните серовскую девчушку с персиками, шишкинские мишки с обертки шоколадной конфеты, васнецовских богатырей или Алёнушку? Тогда, вы прошли входной тест!

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу. Стадия подготовки: фото в телефоне или конфетная обертка в кармане.
И.Шишкин. Утро в сосновом лесу. Стадия подготовки: фото в телефоне или конфетная обертка в кармане.

А вот то, что ищем: оригинал в Третьяковке! И.Шишкин. Утро в сосновом лесу. Детальный лес и мутно нарисованные мишки рукой друга Савицкого!
А вот то, что ищем: оригинал в Третьяковке! И.Шишкин. Утро в сосновом лесу. Детальный лес и мутно нарисованные мишки рукой друга Савицкого!

"Богатырей" В.Васнецова трудно не заметить! Пронырнуть незамеченным мимо них и самим не удастся! Они на страже.
"Богатырей" В.Васнецова трудно не заметить! Пронырнуть незамеченным мимо них и самим не удастся! Они на страже.

  • Ниточка вторая. Бесполезно смотреть всё. Смотреть нужно выборочно! Умение выбирать, спасет не только от позора, если вы в культурной компании, но и позволит не растеряться и не завязнуть в первых же залах. Ищете то, что помните, смотрите то, что нравится!
Эта картина С.Щедрина мне  дорога. Я так рада была ее видеть!  Репродукция, как я теперь поняла, в натуральную величину, висела в квартире моих бабушки и дедушки.  Потом была подарена мне. После ремонта в квартире родителей, ее "потеряли"... в гараже!!!
Эта картина С.Щедрина мне дорога. Я так рада была ее видеть! Репродукция, как я теперь поняла, в натуральную величину, висела в квартире моих бабушки и дедушки. Потом была подарена мне. После ремонта в квартире родителей, ее "потеряли"... в гараже!!!

  • Ниточка третья. Картины рассматривают, а не бросают беглый взгляд! В этом-то и фишка. Рассматривание издалека и "носом" (так, чтобы заметить прилипшую ворсинку кисточки на краске!) раскрывает удивительные вещи.

На репродукции все картины "ровные". Фактура, разница в мазках, характере пластов, объектов дает иное восприятие. На пейзажах одна елка отличается от другой. Смотришь на лес Шишкина, и думаешь о том, как это он сидел все эти сосны да елки с натуры перерисовывал. Они все разного цвета, с разной степенью прорисовки, где затыканы, где замазаны, где "провалились", где смешались, где все иголки пересчитаны.

И.Шишки. Рубка леса. Репродукция бледна, а оригинал я рассматривала как юный натуралист долго и "с лупой".
И.Шишки. Рубка леса. Репродукция бледна, а оригинал я рассматривала как юный натуралист долго и "с лупой".

Или ровность кожи рокотовских персонажей! Их тональный крем - мечта косметички. Идеальные "румяна". Гладь небывалая! Рука живописца явно могущественнее фотошопа.

Ф.Рокотов. Как идеально прозрачна и гладка, нежна кожа его персонажей на картинах!
Ф.Рокотов. Как идеально прозрачна и гладка, нежна кожа его персонажей на картинах!

В картинах Боровиковского голубые жилки на ручках красавиц! Тончайшими складками выписана одежда. Это же надо с таким желанием гладко прорисовывать однотонную одежду!

В.Боровиковский. Портрет Е.Нарышкиной
В.Боровиковский. Портрет Е.Нарышкиной

Ткани вообще любопытно рассматривать. Если на картину смотрит человек, далекий от тонкостей живописного письма, он все равно может оценить качество модного платья. Полупрозрачные кружева - слов нет! И ажур, и прозрачность и слои!

С.Зарянко. Портрет княгини М.В.Воронцовой. Картина велика по размерам, а платье - весомая часть ее площади. Переливы белого, кружево на кружеве, на руке, на белой ткани - всё бесконечно разное.
С.Зарянко. Портрет княгини М.В.Воронцовой. Картина велика по размерам, а платье - весомая часть ее площади. Переливы белого, кружево на кружеве, на руке, на белой ткани - всё бесконечно разное.

С.Зарянко. Портрет княгини М.В.Воронцовой.  Третьяковская галерея.
С.Зарянко. Портрет княгини М.В.Воронцовой. Третьяковская галерея.

На картине Кустодиева "Красавица" краше колоритной пышной девы розовое одеяльце и подушечки. Правда-правда! Тело в оригинале как в легкой дымке, а одеяльце четко переливается глянцевым атласом с кружевами. Этой разницы на репродукции не видно!

Б.Кустодиев. Красавица.
Б.Кустодиев. Красавица.

В картинах конца XIX - начала XX века зрение распадается на пиксели. Вблизи - пятнистое цветобесие, а издалека - тетеньки!

К.Коровин. В саду. На "живом" полотне реально вблизи не разберешь что нарисовано!
К.Коровин. В саду. На "живом" полотне реально вблизи не разберешь что нарисовано!

Так и бежишь по картинной галерее, делая для себя маленькие открытия! И история живописи становится личной историей!

Вот ты какая "Девочка с персиками". Где только ее не встретишь! А истинный Серов - в Третьяковке!
Вот ты какая "Девочка с персиками". Где только ее не встретишь! А истинный Серов - в Третьяковке!

Выставка Энди Уорхола в Новой Третьяковке: о серебряной бутылке Кока-Колы и о портретах в стиле Мэрилин!