Найти в Дзене

Профессия интернет-маркетолог: чем занимается специалист?

Оглавление

Интернет-маркетолог отвечает за привлечение заинтересованных в товаре или услуге людей через интернет. Такой заинтересованный человек называется лид. Лид считается привлеченным, когда отдает компании свои контакты.

Сделать это он может по-разному — заполнить форму обратной связи, позвонить, написать в мессенджер или соцсеть, лайкнуть фото или видео, зарегистрироваться. Понятно, что такие лиды не одинаково значимы с точки зрения получения прибыли здесь и сейчас. Но все они входят в зону ответственности интернет-маркетолога.

В чем особенности профессии интернет-маркетолога?

Это новая профессия, которая продолжает формироваться

Интернет-маркетолог — это новая профессия. История интернет-маркетинга началась в 1996 году, когда появился поисковой маркетинг. Это точка отсчета, от которой начинается стремительное развитие разных направлений — email-маркетинга, контент маркетинга, поисковой рекламы, SMM и других. Основные и привычные для нас каналы продвижения бизнеса сформировались к 2015 году.

Появилась потребность в человеке, который будет охватывать весь спектр инструментов коммуникации с клиентами через интернет, выстраивать для них единую стратегию. Отсюда первая и самая главная особенность профессии интернет-маркетолога — это новая специальность, спрос и предложение на которую продолжает формироваться прямо сейчас.

Обязанности интернет-маркетолога могут быть разными

Поскольку интернет-маркетолог — «мастер на все руки» (владеет большим количеством инструментов), его задачи часто смещаются со стратегических на прикладные. Например, в рунете часто можно встретить такие объявления: «Ищем интернет-маркетолога в компанию. Задачи — администрировать сайт, вести соцсети, делать баннеры для акций». Или: «Ищем интернет-маркетолога. Нужен человек, который будет быстро и качественно настраивать рекламу в Яндексе и Google».

Как видите, здесь и речи не идет о стратегической, управленческой функции. В идеале интернет-маркетолог — это специалист, который ставит разные задачи, чтобы привлечь больше лидов. Часть он может выполнять сам, но большинство делегируется на более узких специалистов. На практике же всё зависит от того, как устроены бизнес-процессы в компании.

Если бизнес достаточно крупный, прочно стоит на ногах и уже использует интернет-маркетинг, интернет-маркетолог будет координировать работу специалистов. Если же в отделе интернет-маркетинга всего 2 человека, приходится заниматься задачами актуальными на сегодняшний день — быть SMM-специалистом, контекстологом, таргетологом или даже веб-дизайнером.

Интернет-маркетолога путают со специалистами более узких областей

То же самое касается других специалистов, которые выполняют схожие задачи — seo-оптимизаторов, smm-специалистов, таргетологов, веб-разработчиков.


Другой сложный момент касается ответственности, которую возлагают на интернет-маркетолога. В идеале ее зона должна ограничиваться именно лидами — контактами заинтересованных в сделке людей. Но можно встретить и ситуации, в которых считается также количество продаж по этим контактам.Из первых двух особенностей вытекает третья — интернет-маркетолога часто путают со специалистами других, более узких, областей. Это касается не только задач, которые ему ставят, но и критериев оценки работы.

Практически каждый интернет-маркетолог имеет специализацию — область интернет-маркетинга, в которой он разбирается глубже, чем в остальных. Например, для многих это — контекстная реклама. В этом случае интернет-маркетолог напрямую пересекается с контекстологом. Как отличить одного от другого? Отличия будет два:Контекстолог скорее возьмет деньги за саму настройку, но не станет отвечать за количество и качество лидов (заинтересованных пользователей, оставивших контакты). По этому критерию оценивается эффективность его работы в конечном счете, но специально в цифрах это не оговаривается.
Интернет-маркетолог наоборот чаще всего заинтересован в KPI, основанном на результатах его работы — количестве лидов. Хороший интернет-маркетолог выйдет за рамки «простой настройки» и постарается поработать с УТП, лидмагнитами, позиционированием компании в целом.

В чем обязанности интернет-маркетолога?

Составление общей стратегии продвижения бренда в интернете

В первую очередь интернет-маркетолог определяет, какие инструменты и как будет использовать для привлечения лидов. Как правило, такие стратегии разрабатываются на небольшой период времени (например, на месяц). Полноценное продвижение требует постоянного обновления арсенала инструментов и тестирования каждого из них. На основе результатов стратегии обновляются.

Формулировка текущих и ключевых задач на основе стратегии

На основе стратегии привлечения лидов и продвижения бренда формулируются ключевые и текущие задачи. При необходимости интернет-маркетолог распределяет их между узкими специалистами и подрядчиками.

Составление и реализация воронок продаж

Воронка продаж — это путь клиента, который он проходит от первого знакомства с компанией до совершения покупки и повторных обращений. Интернет-маркетолог должен понимать, как и где работают его воронки продаж, что в них требует корректировки.

Контроль и аналитика

Аналитика должна быть настроена на всех этапах: от взаимодействия пользователей с сайтом до разных этапов воронки продаж. Каждое касание с потенциальным клиентом и его результат должны быть зафиксированы и использованы для внедрения улучшений.

Чем занимается интернет-маркетолог?

Составлением стратегии продвижения в интернете

Выглядеть стратегия продвижения компании в интернете может быть по-разному и оформлятся на долгосрочную или краткосрочную перспективу. Используют наглядные схемы, таблицы, специальные сервисы (например, Trello, Miro).Первое, что делает специалист — анализирует текущее положение вещей и формирует свое мнение о том, как получать больше заявок на товары или услуги. Это мнение оформляется в письменном виде и разбивается на логические блоки. Выглядеть стратегия интернет-маркетинга компании может по-разному — всё зависит от конкретного специалиста.

Что точно должно быть отражено в стратегии интернет-маркетинга?Каналы, которые нужно протестировать или использовать, чтобы привлечь больше лидов. Примеры каналов: Instagram, WhatsApp, СМС, КМС Яндекса, Авито, сайты-агрегаторы. Фиксироваться могут не только каналы, но и отдельные инструменты: например, Envybox, WhatsApp Hunter.
Что планируется делать в каждом из каналов, чтобы добиться результатов. Например, в WhatsApp можно отправлять рассылки, в Instagram — использовать прогревающую воронку из постов и сторис, в КМС — запустить рекламу.
Результат, который ожидается от каждой активности. Желательно, чтобы он был выражен в цифрах (но это не всегда возможно). Например, в случае с рекламой целью будет привлечение трафика, в случае с созданием лендинга или прогревом в соцсетях — конвертация трафика в лида.
В стратегии также могут фиксироваться принципиально важные моменты позиционирования — УТП, офферы, краткие описания рекламных акций и другая информация, необходимая для дальнейшей постановки задач.

-2

Проработкой воронок продаж

Как видим, это действительно похоже на воронку — из изначальных 2 000 пользователей до конца дошло 100. Остальные были отсеяны как недостаточно заинтересованные или пока не готовые к покупке.

Здесь я привожу грубый пример: на самом деле построение воронки продаж — процесс длительный и не ограничивается озвученными этапами (например, касания с клиентом продолжаются и после закрытия на продажу). Чем грамотнее проработана воронка, тем лучший результат она дает — тем выше конверсия из первичной заинтересованности в продажу. Над этим и работает интернет-маркетолог.Воронка продаж — это путь, который проходит пользователь от первого касания с компанией до покупки и повторных обращений. Зачем это нужно и почему называется воронкой? Разобраться поможет рассмотрение ее этапов:Активация. Этап активации — это первичный интерес пользователя к продукту или услуге. Например, клик на объявление. Или переход на страничку в соцсети. На этом этапе ни потенциальный клиент, ни компания ничего не знают друг о друге. Задача интернет-маркетолога на этапе активации — привлечь целевую аудиторию, обеспечить первичный интерес. Допустим, 2 000 пользователей обратили внимание на продукт — перешли на сайт.
Лид-магнит. Цель второго этапа воронки — получить контакт пользователя для дальнейшей работы с ним. Для этого могут использовать лид-магниты — ценный бесплатный материал, который пользователь получает за свой контакт. Допустим, из 2000 пользователей свои контакты нам отдали 1200.
Продукт-включатель или предпродажа. Дальнейшая работа с пользователем может включать в себя разные механики. Например, продукт-включатель — продукт, стоимость которого равняется 20% от основного. Из 1200 пользователей 200 купили у нас его.
Продажа.Следующий этап воронки — продажа основного продукта. На этой стадии отсеивается еще часть людей, остается всего 100 покупателей.

Seo-оптимизацией

Seo-оптимизация — это продвижение сайта в поисковых системах (Яндекс и Google). Продвигать сайт целесообразно по определенным ключевым запросам: например «купить пластиковые окна», «пластиковые окна цена» — для интернет-магазина пластиковых окон. При вводе словосочетания в поисковую строку, пользователь будет видеть оптимизированный сайт на одной из первых позиций (или хотя бы в десятке). Это дает бесплатный трафик с высокой вероятностью конверсии в клиента.

Если раньше SEO нередко смахивало на обман поисковых систем (покупка ссылок, заспамленные тексты), то в 2021 году актуально совсем другое SEO — работа над качеством сайта и удобством для пользователя, естественное наращивание ссылочной массы. Оптимизация сайта — одна из возможных задач для интернет-маркетолога.

SMM — продвижением в социальных сетях

Еще одна задача интернет-маркетолога — продвижение бренда в социальных сетях. Это очень обширный процесс, которая может включать в себя:

  • Работу над оформлением и контентом социальных сетей. Контент у интернет-маркетолога может решать много задач сразу — это продающие воронки, контент-маркетинг, вовлечение аудитории и так далее.
  • Работу над привлечением нового трафика в соцсети компании. Это таргетированная реклама, посевы в другие страницы и сообщества, реклама у блогеров.
  • Работу с аудиторией и интеграцию соцсетей в бизнес-процессы компании. Сюда может входить обратная связь от клиентов и наблюдения за их поведением, создание сообщества вокруг бренда и другие задачи.

Контекстной и медийной рекламой

Часто интернет-маркетологи занимаются настройкой контекстной и медийной рекламы. Что это значит? Под контекстной рекламой чаще всего понимают рекламу в поисковых сетях (Яндекс, Google). Контекстной она называется потому, что показывается не всем пользователям, а только тем, которые ввели тематический поисковой запрос. Например, если мы запрашиваем «купить окна», то вверху видим несколько рекламных предложений сайтов, продающих окна.

Медийная реклама — это рекламные баннеры с заголовками, которые мы видим на сайтах-партнерах поисковых сетей. Они могут быть показаны нам по определенному принципу — по интересам, по вхождению в социальную группу и не только.

В настройке как контекстной, так и медийной рекламы очень важно правильно подобрать целевую аудиторию и характеристики, которые на нее указывают. Иначе можно потратить бюджет на нецелевые клики. Этим и занимается интернет-маркетолог.

-3

Тестированием новых инструментов

Интернет-маркетинг — это динамично развивающаяся среда, в которой очень быстро появляются новые тенденции и новые инструменты. Одна из задач интернет-маркетолога — постоянно изучать новые каналы привлечения лидов и тестировать их. Иначе аудитория может «выгореть», а количество заявок упасть.

Аналитикой

И наконец, одна из важнейших задач интернет-маркетолога — аналитика. Для отслеживания ключевых показателей (конверсий, просмотров, продаж) использует различные сервисы — Яндекс.Метрику, Google Аналитику, Roistat.

Сколько зарабатывает интернет-маркетолог?

Заработок интернет-маркетолога сильно зависит от обязанностей, опыта, города. Конечно, начинающий интернет-маркетолог на средней должности не будет сразу зарабатывать 100 тысяч рублей, как обещают некоторые онлайн-курсы. Зарплата варьируется от 30 до 150 тысяч.

Также важно, что интернет-маркетолог даже с небольшим стажем может получать достаточно большие суммы, так как размер оплаты часто зависит от KPI — ключевых показателей эффективности. Как правило, KPI интернет-маркетолога завязано на количестве лидов или ключевых задачах. Но могут учитываться и прямые продажи (и даже процент от прибыли).

Интернет-маркетологи с широким кругом обязанностей, координирующие работу специалистов зарабатывают больше, чем те, кто занимается преимущественно чем-то одним, например, настройкой рекламы. Но таких вакансий тоже достаточно на рынке.

Плюсы и минусы профессии интернет-маркетолога

Плюсы

  • Есть перспектива для карьерного и доходного роста;
  • Разнообразная деятельность, возможность развиваться в разных направлениях;
  • Есть вакансии с удаленной работой и гибким графиков;
  • Есть перспектива для развития собственного дела;
  • Интересная профессиональная среда: много молодых и активных людей;
  • Легкий вход в профессию, можно учиться самостоятельно.

Минусы

  • На практике часто приходится работать на узкоспециализированной должности (таргетолог, контекстолог, SMM-специалист);
  • Постоянно много задач;
  • Нужно уметь схватывать на лету и быстро осваивать новые инструменты;
  • Тяжело набрать опыт, так как требования к специалисту очень разные.

Как стать интернет-маркетологом?

На данный момент путь в профессию интернет-маркетолога доступен людям с любым высшим образованием и даже без него. Можно обучиться выполнять разные задачи самостоятельно, используя информацию в свободном доступе. Можно пройти популярные онлайн-курсы (например, в Яндекс.Практикуме, GeekBrains, Нетологии, Skillbox) или даже получить диплом о профессиональной переподготовке.


Специальное высшее образование на 2021 год не предлагается, но помочь выработать необходимые навыки могут смежные специальности — маркетолог, специалист по рекламе, журналист и так далее. В целом главное — хотеть освоить новую профессию.