Найти тему
Литература души

"Черный ворон, что ж ты вьёшься над моею головой": о чем самое известное стихотворение Эдгара По?

Самое узнаваемое произведение Эдгара По первый раз было опубликовано в январе 1845 года в Нью-йоркском ежедневнике «Evening Mirror». Стихотворение сразу получило известность в Америке и Англии, было напечатано восемнадцать раз в американских и английских изданиях.

фото взято с яндекс.картинки
фото взято с яндекс.картинки

Сам автор утверждал, в частном интервью журналистке Телли Вайс, что проработал над произведением больше десяти лет. Однако черновики 30-х годов не были найдены, и первый рукописный вариант замечен в 1844 на ферме возле Гудзона, где в то время жил писатель.

Тема произведения – переживание героем горя, вызванного смертью любимого человека – возникла у автора отчасти из-за личных утрат (смерть мамы и утрата возлюбленной), отчасти из-за авторского замысла о соответствии тематике поэтических творений того времени (тема «Прекрасное», а именно любовь к женщине). Главным эмоциональным окрашиванием «Ворона» стали печаль и меланхолическое звучание. По представлению Эдгара По – это наилучший чувственная составляющая любого стихотворного произведения (поэтому появился «смертельный компонент» в любовных темах). В качестве необходимого поэтического эффекта автор использовал рефрен, с помощью которого беспрестанно преображал значение и звучание выше описанных строк для избегания монотонности.

Некоторые исследователи свидетельствуют о том, что сюжетная линия и основной художественный портрет говорящего с главным героем Ворона сформировался у писателя после прочтения романа Ч. Диккенса, в конце одной из глав птица по имени Грип издаёт звуки, которые напоминают действующим героям звук – скребут в двери или тихий стук в ставни. Но у ворона По в его произведении отсутствуют свойственные диккеновскому ворону комичность и многословие: действия птицы, наоборот, пропитаны неизбежным драматизмом, усиливающим внутренние волнения лиричного героя.

Эстетический портрет Ворона строится на поэтических замыслах про птицу как спутницу смерти, знамение мудрости и вещее начало. Поэтический герой – лиричный мечтатель, не в силах забыть о возлюбленной Леноре (Lenore). Поэтическое помещение произведения – комната главного героя – отображается посредством темных, таинственных компонентов: обветшалых книг, камина, с тлеющим углем, дрожащих пурпурных занавесок, бархатной алой подушки, решетчатых окон, скульптуры Паллады над дверьми (богини мудрости в Древней Греции). Временной период происходящих в произведении действий соответствует художественному образу помещения: декабрьская полночь, темная и ненасытная – самый мрачный период суток и финальные дни года.

фото взято с яндекс.картинки
фото взято с яндекс.картинки

Лиричный главный герой тоскует по возлюбленной, которая умерла. Он проводит ночь со старыми книгами, в поисках ответа на вопрос – о забвении для души, которая все еще страдает. Ворон, влетевший в окно, сначала дал о себе знать трепетанием пурпурных занавесок, и после тихим стучанием в двери, превращается в живой ответ, который твердит на каждую реплику поэтического героя все время одно слово – «никогда больше» («Nevermore»). Сложное изречение, состоит из 2-х наречий, используется для усиления смысла безысходности и неотвратимости смерти и подводит главного героя к мысли о невозможности – герой никогда не преодолеет свою утрату и горькие мысли (Ворон как воплощение лирического героя никогда не покинет его) встречи с Ленорой в ни бренной жизни (голова девушки больше не прижмется к алому бархату подушки), ни в раю.

Произведение, в наши времена – постоянный спутник киноиндустрии и книжных изданий. Выступает символом смерти и ума, в стихотворении создает непередаваемые ощущения. Это ореол темноты и мистичности. Птица и до этого была значимой, но Эдгар По неподражаемо включил ее в готически-мистическое состояние своего транса. Ворон с пристальным взглядом произносит лишь одно слово, от которого за счет умелого приема – рефрена, появляются мурашки на коже. Одно слово, отрицающее всю потусторонность мира, возможность жизни после смерти, всякую надежду на будущие приключения после смерти…птицей, которая как бы сама порождена загробным миром, из него сточенная, напитавшая тьмой крылья, вырвавшаяся наружу из глубин небытия, и вновь съеденная тем миром.