Найти в Дзене
Следы памяти I XX век

Глава 69. Будучи беспартийной, я читала лекции в филиале Высшей партийной школы

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь. Мои командировки, иногда и довольно длительные: на сдачу и защиту проектов плана, на год или на пятилетку, или на согласование проектов плана работы с субподрядными организациями (Минмонтажспецстроем, Стальконструкцией и другими) создавали трудности. Сын еще был недостаточно взрослый, и одного его оставлять я не могла. Но и эти трудности в Белгороде преодолевались довольно легко. У меня было много друзей. Две-три семьи даже с удовольствием на время моей командировки брали Сашу к себе. Зарплата в 50-е - 60-е годы в Белгороде была небольшая. Занимая хорошую должность и работая очень много, иногда даже и в выходные дни, денег не хватало, особенно на книги. Регулярно по вечерам я работала — читала лекции в филиале Московского финансово-экономического института и в филиале Высшей партийной школы (будучи беспартийной). Вечерами, когда я готовилась к лекциям, вместе со мной занимался и мой сын. Я приносила домой каталог на журналы и газеты и

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.

Мои командировки, иногда и довольно длительные: на сдачу и защиту проектов плана, на год или на пятилетку, или на согласование проектов плана работы с субподрядными организациями (Минмонтажспецстроем, Стальконструкцией и другими) создавали трудности. Сын еще был недостаточно взрослый, и одного его оставлять я не могла. Но и эти трудности в Белгороде преодолевались довольно легко. У меня было много друзей. Две-три семьи даже с удовольствием на время моей командировки брали Сашу к себе.

Зарплата в 50-е - 60-е годы в Белгороде была небольшая. Занимая хорошую должность и работая очень много, иногда даже и в выходные дни, денег не хватало, особенно на книги. Регулярно по вечерам я работала — читала лекции в филиале Московского финансово-экономического института и в филиале Высшей партийной школы (будучи беспартийной). Вечерами, когда я готовилась к лекциям, вместе со мной занимался и мой сын. Я приносила домой каталог на журналы и газеты и разрешала сыну выбрать подписку на все, что он захочет. И мы на все подписывались. Будучи в курсе всех его дел, я была среди его друзей в роли арбитра в случаях каких-либо недоразумений. Но это было редко.

Все шло хорошо, даже очень хорошо, и вот событие! Мне делает предложение вдовец — управляющий трестом «Яковлевострой». Очень умный и хороший человек. Он мне нравится. У него есть две дочери, которые живут в основном у бабушки. Что делать? Сын говорит: «делай мама, как тебе лучше». Мы договорились, что попробуем пожить вместе месяц-два, а там видно будет.

Прожили мы вместе в его большой квартире около месяца, и ночью, чтобы никто не видел, мы с сыном вернулись обратно в свою квартиру. Трудно. Два очень самостоятельных человека, дети. А самое главное — сын. Я видела, что кроме меня он никому не нужен, я же уже не могла уделять ему столько внимания, как раньше. Часто он забивался в какой-нибудь угол и читал, читал. Ему было тяжело и мне тоже. Впоследствии, я иногда жалела о нашем решении, но это было очень редко. А поступила я правильно.

Позже появился у меня и у моего сына очень хороший друг — Сигизмунд Звежинский. Он уже несколько лет как разошелся с женой, с которой остался его сын. В Совнархозе он работал зам. начальника технического управления. Жил недалеко от нас со своей мамой, которую очень любил. Хорошо он относился и ко мне и к моему сыну.

Вместе мы ездили в лес, делали заготовки на зиму, обсуждали все наши служебные дела, а главное — он стал другом для моего сына. Ведь Саша рос без отца, и конечно же, нуждался в мужском внимании, особенно в его годы (12-16 лет). Он учил сына играть на аккордеоне, часто играли в шахматы. Много интересного и полезного рассказывал сыну. Спасибо тебе, Сигизмунд! Сигизмунд и его мама — верующие католики. Мама его ко мне относилась хорошо, но я чувствовала, что к сердцу своему она меня не подпускает.

С ликвидацией Совнархоза мне предложили переехать работать в Воронеж, в ГлавЦЧОстрой на должность начальника одного из отделов. Звежинский же со своей мамой переехали жить во Львов. Ведь там был очень хороший костел, а это для них важно. Так мы и разъехались, но друзьями остались на всю жизнь. Во Львове он преподавал в институте. Довольно часто приезжал в Москву, где и докторскую диссертацию блестяще защитил. На защите я, конечно, была. Познакомилась и с его сыном, который занимался наукой в Дубне.

___

⏪Глава 68 ⏩Глава 70

Автор: Рахманова Вера Михайловна

©«Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены.

Белгородский городской пейзаж. Автор: Marianna Garmash. Фото: canva.com/photos
Белгородский городской пейзаж. Автор: Marianna Garmash. Фото: canva.com/photos