Альбом недавно отпраздновал свое 50-летие (дата выпуска 5 декабря 1969 года). Но кто скажет, что он старичок? Так же свеж, так же прекрасен своими песнями. Так же все сметает на своем пути своей неуемной энергией, и так же красив в исполнительском плане.
The Rolling Stones записали "Let It Bleed" на пике своей популярности. Казалось после Банкета уже ничего лучше быть не может. Альбом по содержанию отразил жестокую среду в мире конца 60—х годов, в которой он был создан. Отошедший от дел и не способный уже принимать участие в записи Брайан Джонс оставил Stones на Мика Джаггера и Кита Ричардса, и они взялись за работу очень уверенно и со знанием дела, а главное с пониманием того, что они хотели. К тому времени, когда в ноябре 1968 года начались первые записи для альбома, медленное отстранение Джонса в связи с пропуском большинства дат записи, в связи с полной его бесполезностью пребывания в студии из-за злоупотребления психоактивными веществами и депрессии, стала очевидным его замена на нового гитариста. Джонс иногда приходил в студию, но как рассказывал Кит в своей книге, он садился и начинал что-то играть. Но играл невпопад. В конце концов его гитару просто отключали от усилителя, а он думал, что он участвует в процессе записи.
Осознание поиска нового гитариста уже витало в умах музыкантов. Тандем Джаггер-Ричардс умело управлял всей деятельностью группы - от звука, до репертуара, что уже принесло им художественный и коммерческий успех с выпуском предыдущего альбома Beggars Banquet, который показал, что Ричардс и Джаггер отошли от психоделии и модного поп-рока, чтобы восстановить свой первоначальный стиль, добавив повышенный акцент на кантри и акустическом блюзе. Продюсером нового альбома выступил Джимми Миллер. Инженер Глин Джонс, который работал над каждым альбомом Stones с 1965 года, позже будет настаивать на том, что “Мик и Кит сами продюсировали записи, которые они сделали”, значительный скачок в качестве звука и мягкое ритмическое чувство окажутся общими знаменателями для пяти студийных альбомов, выпущенных Миллером. Кит Ричардс исполнил все гитарные партии, а новый гитарист Мик Тейлор, пришедший на смену Джонсу, сыграл только на двух песнях из альбома - You Got A Silver и Country Honk
На обложке изображена сюрреалистическая скульптура, состоящая из пластинки Let It Bleed, которую проигрывает старинный патефон. На штекере укреплено блюдо, на котором в несколько слоев лежат бобина с пленкой, часовой циферблат, пицца , велосипедная шина и торт, посреди которой стоят фигурки музыкантов группы.
Трек-лист на задней стороне обложки альбома не соответствует порядку песен при прослушивании. По словам дизайнера обложки Роберта Браунджона, он изменил порядок чисто из-за визуальных причин; правильный порядок был указан на самой пластинке.
Независимо от того, кому воздать должное за его вклад в общую копилку, трудно оспорить единодушное мнение о том, что первые четыре из этих пяти пластинок—от Банкета нищих до Exile — представляют собой самую мощную линейку альбомов в истории группы. Примерно также оценивает их и сам Кит Ричардс.
"Банкет нищих" заманил в наркотическую ловушку Джаггера, Джонса и Ричардса и привязал их к формирующейся контркультуре. Социально-политические потрясения по обе стороны Атлантики, включая убийства Роберта Кеннеди и доктора Мартина Лютера Кинга, а также весенние студенческие беспорядки во Франции, вызвали новое чувство возмущения: “Сочувствие дьяволу” и “Уличный боец” были баррикадными гимнами группы, которая раньше довольствовалась лишь ухмылкой над лицемерием среднего класса, знакомыми с сексуальными и романтическими подвигами.
Стоунз безо всякой разминки наносит упреждающий залп с Gimme Shelter, открывающей альбом. Как бы говоря, шутки в сторону. Let It Bleed был сделан с еще более безжалостным взглядом на "мир в огне". "Gimme Shelter” как бы медленно крадется на тихих и зловещих гитарных нотах Ричардса, пока ловушки Чарли Уоттса не ударяют, как треск ружейного выстрела из засады, и затем Джаггер вводит нас в бушующий шторм, где война, насилие и убийства угрожают “самой моей жизни сегодня.” Задел сделан - открытие альбома впечатляющее.
Голос Джаггера и колющие гитары Ричардса делают “Gimme Shelter” жесткой рок-песней, а обжигающий гостевой вокал от Мери Клейтон, бэк-вокалистки, записанный ночью, переносит нас в адский кошмар. Это выступление отражает новую выдающуюся роль женского вокала как части звуковой палитры Stones, впервые представленную смешанным евангельским хором на предыдущем альбоме Банкет в песне"Salt of the Earth".
Как и на Банкете нищих , Стоунз смягчают ярость первой песни более сдержанными моментами. За водоворотом “Gimme Shelter” следует одинокая фолк-блюз-баллада “Love in Vain”, классика блюза Роберта Джонсона, почитаемого Ричардсом, которая уводит нас от грома и проблем первой песни, а деревенский акцент дрожащей мандолины Рай Кудера как бы переносит нас в глубинку дикого запада США.
Присутствие Кудера лишь намекает на влияние калифорнийского виртуоза на альбоме: помимо знакомства Ричардса с открытой настройкой G, имеющей решающее значение для “Gimme Shelter” и других фирменных гитарных риффов Ричардса, культовая гитарная фигура, доминирующая в " Honky Tonk Women”, записанная во время сессий Let It Bleed, открыто моделируется смелым стилем Кудера.
Дух кантри, четко ощущаемый на “Love In Vain”, переходит в “Country Honk”, который переделывает “Honky Tonk Women” как охоту на более пышную деревенскую кузину пресыщенного любовника Джаггера. "Live With Me” расширяет эту жизнерадостную плоть в R & B-возне, подкрепленной пианино Леона Рассела и введением рожка, за которой следует как бы повсеместное празднование секса, наркотиков и рок-н-ролла в заглавном треке Let It Bleed, завершая первую часть пластинки.
Однако с " Midnight Rambler” похотливое веселье заканчивается, когда опускается убийственная тьма, и Джаггер сначала предупреждает о серийном убийце, а затем становится им. Секс и насилие преследуют топающего четырехтактного блюзового вампира, который будет еще больше удлинен по времени в концертных версиях и запечатлен в обжигающей живой версии Get Yer Ya-Ya's Out, записанной в туре 69-го года.
Темп снова замедляется на “You Got the Silver”, счастливой случайности, которая дала Киту Ричардсу его первый сольный вокал в неожиданно теплой балладе. Глин Джонс позже признался, что испортил микс после того, как продюсер Миллер предложил включить реверберацию на гитару Ричардса, эффект, который требовал проиграть ленту в обратном направлении, чтобы запустить ее назад во время записи эха на пустую дорожку. Ошибка Джонса стерла оригинальный вокал Джаггера. Пока Джаггер находился в Австралии, снимаясь в "Нед Келли", Ричардс записал новый главный вокал вместо Джаггера. Кит как всегда дурашливо исполняет ее на концертах.
Прекрасная мелодия и трогательно нежный, ранимый вокал Ричардса дополняются многослойной аранжировкой, украшенный гитарой и звуками цитры (последний вклад Джонса в трек Stones) и Ники Хопкинсом, чей орган раскинул небесный полог над песней.
Сессии для альбома были разбросаны в течение нескольких месяцев до смерти Джонса 3 июля 1969 года. Судьба распорядилась так, что первые ноябрьские сессии породили самый величественный и кульминационный хит альбома: “You Can't Always Get What You Want" - мастер-класс о том, как надо делать пластинки с хитами. Песня начинается с Лондонского хора Баха, с идеальной дикцией и богатыми гармониями, которая больше напоминают соборное пение, нежели песни уличных музыкантов.
“I saw her today at the reception, a glass of wine in her hand I knew she was going to meet her connection, at her feet was a footloose man You can’t always get what you want…” ( Я увидел ее сегодня на приеме с бокалом вина в руке. Я знал, что она собирается встретиться со своим мужчиной, у ее ног был свободный человек - Ты не можешь всегда получать то, что хочешь…”) Не очень удачный перевод начала песни. Но песни вообще сложно переводить.
Тихая акустическая гитара и нежная валторна приводят нас к сольному повторению Джаггером вступительного куплета, пока он не запоет: “Но если ты когда-нибудь попробуешь /может быть ты получишь то, что тебе нужно”, и трек взлетает, поднятый органными и фортепианными линиями Эла Купера и раскачивающейся синкопированной барабанной дробью Джимми Миллера. Аранжировка набухает масштабом и импульсом лирики и наводит на мысль о гимне всеобъемлющей любви. Как заключительный трек и ответ на жестокую угрозу “Gimme Shelter” и “Midnight Rambler”, “You Can't Always Get What You Want” наблюдает за Стоунз, стоящих на краю пропасти и заглядывающих в бездну.
На следующий день после выхода альбома 5 декабря 1969 года эта бездна настигла группу на Алтамонт Спидвей, где наспех организованный бесплатный фестиваль погрузился в свой собственный неуправляемый хаос и привел к убийству посетительницы концерта Мередит Хантер. The Rolling Stones продолжат использовать свою новую музыкальную мощь еще на двух альбомах, но реальное убийство в Алтамонте потрясло группу. Они больше не будут ввязываться в авантюры с такими неподготовленными концертами. Их последующие альбомы станут более политически и идейно нейтральными.
Альбом поднялся на первое место в Великобритании. В США Let It Bleed достиг третьей строчки в Billboard, а позже стал дважды платиновым.
Вот такая история альбома Let It Bleed - моего самого любимого альбома Стоунз.
===============
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Роллинг Стоунз:
- Нет, мы не приглашаем экс-Стоунов в этот тур
- Стоунз - И снова в путь
- Стоунз - Miss You
- Move Like Jagger
- Мик Джаггер вспоминает Чарли Уоттса