Найти в Дзене
Виктор Никитин

Let It Bleed - турбулентный шедевр Ролллинг Стоунз

Альбом недавно отпраздновал свое 50-летие (дата выпуска 5 декабря 1969 года). Но кто скажет, что он старичок? Так же свеж, так же прекрасен своими песнями. Так же все сметает на своем пути своей неуемной энергией, и так же красив в исполнительском плане.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

The Rolling Stones записали "Let It Bleed" на пике своей популярности. Казалось после Банкета уже ничего лучше быть не может. Альбом по содержанию отразил жестокую среду в мире конца 60—х годов, в которой он был создан. Отошедший от дел и не способный уже принимать участие в записи Брайан Джонс оставил Stones на Мика Джаггера и Кита Ричардса, и они взялись за работу очень уверенно и со знанием дела, а главное с пониманием того, что они хотели. К тому времени, когда в ноябре 1968 года начались первые записи для альбома, медленное отстранение Джонса в связи с пропуском большинства дат записи, в связи с полной его бесполезностью пребывания в студии из-за злоупотребления психоактивными веществами и депрессии, стала очевидным его замена на нового гитариста. Джонс иногда приходил в студию, но как рассказывал Кит в своей книге, он садился и начинал что-то играть. Но играл невпопад. В конце концов его гитару просто отключали от усилителя, а он думал, что он участвует в процессе записи.

Роллинг Стоунз с Миком Тейлором.
Роллинг Стоунз с Миком Тейлором.

Осознание поиска нового гитариста уже витало в умах музыкантов. Тандем Джаггер-Ричардс умело управлял всей деятельностью группы - от звука, до репертуара, что уже принесло им художественный и коммерческий успех с выпуском предыдущего альбома Beggars Banquet, который показал, что Ричардс и Джаггер отошли от психоделии и модного поп-рока, чтобы восстановить свой первоначальный стиль, добавив повышенный акцент на кантри и акустическом блюзе. Продюсером нового альбома выступил Джимми Миллер. Инженер Глин Джонс, который работал над каждым альбомом Stones с 1965 года, позже будет настаивать на том, что “Мик и Кит сами продюсировали записи, которые они сделали”, значительный скачок в качестве звука и мягкое ритмическое чувство окажутся общими знаменателями для пяти студийных альбомов, выпущенных Миллером. Кит Ричардс исполнил все гитарные партии, а новый гитарист Мик Тейлор, пришедший на смену Джонсу, сыграл только на двух песнях из альбома - You Got A Silver и Country Honk

На обложке изображена сюрреалистическая скульптура, состоящая из пластинки Let It Bleed, которую проигрывает старинный патефон. На штекере укреплено блюдо, на котором в несколько слоев лежат бобина с пленкой, часовой циферблат, пицца , велосипедная шина и торт, посреди которой стоят фигурки музыкантов группы.

Обложка альбома
Обложка альбома

Трек-лист на задней стороне обложки альбома не соответствует порядку песен при прослушивании. По словам дизайнера обложки Роберта Браунджона, он изменил порядок чисто из-за визуальных причин; правильный порядок был указан на самой пластинке.

Независимо от того, кому воздать должное за его вклад в общую копилку, трудно оспорить единодушное мнение о том, что первые четыре из этих пяти пластинок—от Банкета нищих до Exile — представляют собой самую мощную линейку альбомов в истории группы. Примерно также оценивает их и сам Кит Ричардс.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

"Банкет нищих" заманил в наркотическую ловушку Джаггера, Джонса и Ричардса и привязал их к формирующейся контркультуре. Социально-политические потрясения по обе стороны Атлантики, включая убийства Роберта Кеннеди и доктора Мартина Лютера Кинга, а также весенние студенческие беспорядки во Франции, вызвали новое чувство возмущения: “Сочувствие дьяволу” и “Уличный боец” были баррикадными гимнами группы, которая раньше довольствовалась лишь ухмылкой над лицемерием среднего класса, знакомыми с сексуальными и романтическими подвигами.

Стоунз безо всякой разминки наносит упреждающий залп с Gimme Shelter, открывающей альбом. Как бы говоря, шутки в сторону. Let It Bleed был сделан с еще более безжалостным взглядом на "мир в огне". "Gimme Shelter” как бы медленно крадется на тихих и зловещих гитарных нотах Ричардса, пока ловушки Чарли Уоттса не ударяют, как треск ружейного выстрела из засады, и затем Джаггер вводит нас в бушующий шторм, где война, насилие и убийства угрожают “самой моей жизни сегодня.” Задел сделан - открытие альбома впечатляющее.

Голос Джаггера и колющие гитары Ричардса делают “Gimme Shelter” жесткой рок-песней, а обжигающий гостевой вокал от Мери Клейтон, бэк-вокалистки, записанный ночью, переносит нас в адский кошмар. Это выступление отражает новую выдающуюся роль женского вокала как части звуковой палитры Stones, впервые представленную смешанным евангельским хором на предыдущем альбоме Банкет в песне"Salt of the Earth".

Как и на Банкете нищих , Стоунз смягчают ярость первой песни более сдержанными моментами. За водоворотом “Gimme Shelter” следует одинокая фолк-блюз-баллада “Love in Vain”, классика блюза Роберта Джонсона, почитаемого Ричардсом, которая уводит нас от грома и проблем первой песни, а деревенский акцент дрожащей мандолины Рай Кудера как бы переносит нас в глубинку дикого запада США.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Присутствие Кудера лишь намекает на влияние калифорнийского виртуоза на альбоме: помимо знакомства Ричардса с открытой настройкой G, имеющей решающее значение для “Gimme Shelter” и других фирменных гитарных риффов Ричардса, культовая гитарная фигура, доминирующая в " Honky Tonk Women”, записанная во время сессий Let It Bleed, открыто моделируется смелым стилем Кудера.

Дух кантри, четко ощущаемый на “Love In Vain”, переходит в “Country Honk”, который переделывает “Honky Tonk Women” как охоту на более пышную деревенскую кузину пресыщенного любовника Джаггера. "Live With Me” расширяет эту жизнерадостную плоть в R & B-возне, подкрепленной пианино Леона Рассела и введением рожка, за которой следует как бы повсеместное празднование секса, наркотиков и рок-н-ролла в заглавном треке Let It Bleed, завершая первую часть пластинки.

Однако с " Midnight Rambler” похотливое веселье заканчивается, когда опускается убийственная тьма, и Джаггер сначала предупреждает о серийном убийце, а затем становится им. Секс и насилие преследуют топающего четырехтактного блюзового вампира, который будет еще больше удлинен по времени в концертных версиях и запечатлен в обжигающей живой версии Get Yer Ya-Ya's Out, записанной в туре 69-го года.

Темп снова замедляется на “You Got the Silver”, счастливой случайности, которая дала Киту Ричардсу его первый сольный вокал в неожиданно теплой балладе. Глин Джонс позже признался, что испортил микс после того, как продюсер Миллер предложил включить реверберацию на гитару Ричардса, эффект, который требовал проиграть ленту в обратном направлении, чтобы запустить ее назад во время записи эха на пустую дорожку. Ошибка Джонса стерла оригинальный вокал Джаггера. Пока Джаггер находился в Австралии, снимаясь в "Нед Келли", Ричардс записал новый главный вокал вместо Джаггера. Кит как всегда дурашливо исполняет ее на концертах.

Прекрасная мелодия и трогательно нежный, ранимый вокал Ричардса дополняются многослойной аранжировкой, украшенный гитарой и звуками цитры (последний вклад Джонса в трек Stones) и Ники Хопкинсом, чей орган раскинул небесный полог над песней.

Сессии для альбома были разбросаны в течение нескольких месяцев до смерти Джонса 3 июля 1969 года. Судьба распорядилась так, что первые ноябрьские сессии породили самый величественный и кульминационный хит альбома: “You Can't Always Get What You Want" - мастер-класс о том, как надо делать пластинки с хитами. Песня начинается с Лондонского хора Баха, с идеальной дикцией и богатыми гармониями, которая больше напоминают соборное пение, нежели песни уличных музыкантов.

“I saw her today at the reception, a glass of wine in her hand I knew she was going to meet her connection, at her feet was a footloose man You can’t always get what you want…” ( Я увидел ее сегодня на приеме с бокалом вина в руке. Я знал, что она собирается встретиться со своим мужчиной, у ее ног был свободный человек - Ты не можешь всегда получать то, что хочешь…”) Не очень удачный перевод начала песни. Но песни вообще сложно переводить.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Тихая акустическая гитара и нежная валторна приводят нас к сольному повторению Джаггером вступительного куплета, пока он не запоет: “Но если ты когда-нибудь попробуешь /может быть ты получишь то, что тебе нужно”, и трек взлетает, поднятый органными и фортепианными линиями Эла Купера и раскачивающейся синкопированной барабанной дробью Джимми Миллера. Аранжировка набухает масштабом и импульсом лирики и наводит на мысль о гимне всеобъемлющей любви. Как заключительный трек и ответ на жестокую угрозу “Gimme Shelter” и “Midnight Rambler”, “You Can't Always Get What You Want” наблюдает за Стоунз, стоящих на краю пропасти и заглядывающих в бездну.

Мик Джаггер
Мик Джаггер

На следующий день после выхода альбома 5 декабря 1969 года эта бездна настигла группу на Алтамонт Спидвей, где наспех организованный бесплатный фестиваль погрузился в свой собственный неуправляемый хаос и привел к убийству посетительницы концерта Мередит Хантер. The Rolling Stones продолжат использовать свою новую музыкальную мощь еще на двух альбомах, но реальное убийство в Алтамонте потрясло группу. Они больше не будут ввязываться в авантюры с такими неподготовленными концертами. Их последующие альбомы станут более политически и идейно нейтральными.

Роллинг стоунз
Роллинг стоунз

Альбом поднялся на первое место в Великобритании. В США Let It Bleed достиг третьей строчки в Billboard, а позже стал дважды платиновым.

Вот такая история альбома Let It Bleed - моего самого любимого альбома Стоунз.

===============

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.

Еще о Роллинг Стоунз: