«Rome. Total War. Barbarian Invasion»
В предыдущей части мы слегка прошлись по положению сарматов, а также совершили небольшой разбор тактики "Шайтан-батыр", предполагающую оборону столицы от надвигающихся орд. Сегодня переходим к следующей тактике, которая называется "Неуловимый Джо".
Тут все работает по принципу старого анекдота:
- а почему его никак не могут поймать?
- да потому что он никому не нужен, этот Джо.
Многие уже догадались, что речь идет про банальную эвакуацию из столицы. Мы снова оставляем родной город сарматов, но не идем искать новые земли, а ждем, когда вандалы и гунны покинут здешние края. Параллельно можно попробовать договориться с ними о перемирии, или даже заключить союз - это будет очень ценным выстрелом в будущее.
Дело в том, что фракции кочевников имеют свойство сильно расширяться, пиная все тех же римлян. У вас будет шанс получить соседа с широкими экономическими возможностями и уже затянувшимся конфликтом, который одним своим существованием создаст для вас своеобразную экономическую и военную периферию. Понятное дело, что рано или поздно союзники в игре предают, но до этого момента у вас будут прикрытые границы и развитая торговля.
Вернемся к тактике. Просто стоять и ждать когда кочевники бодро поскачут на запад - дело неблагодарное. Поэтому необходимо собрать сильнейших воинов орды в один большой ударный кулак, который в дальнейшем будет заниматься возвращением земель. А несколько армий послабее стоит отправить на покорение близлежащих мятежных поселений, чтобы в дальнейшем превратить их в ресурсные базы.
Теперь перейдем к подводным камням
Главная трудность может заключаться в том, что кочевники никуда не уйдут, и будут долгое время гулять по Восточной Европе, устраивая тотальную тиранию фракций помельче. Это все вполне может вылиться в появление новых орд - готы и роксоланы частенько оказываются под ударом гуннов и вандалов, отчего практика покидания родных земель становится трендом. Про потерянное время на развитие мы вообще говорить не будем.
Но допустим, кочевники ушли довольно быстро, толком не задев ни одну фракцию и сцепившись сразу с римлянами. Достаточно благоприятный сценарий, между прочим. В этом случае нам придется иметь дело не с мощнейшими фракциями, а лишь с соседями, имеющими примерно такие же силы, как и сарматы.
Умелый игрок довольно быстро раздает лещей и занимает территории все тех же готов и роксолан, отправляя их самих в далекое пешее путешествие. Затем начинается цирк с конями - к двум первым мощнейшим ордам присоединяются еще две новые, хоть и послабее. В итоге, весь мир начнет знатно лихорадить, и геополитическая карта может принять абсолютно непредсказуемые очертания.
Но больше всего веселья перепадет римлянам и сасанидам, так-как они сидят на самых вкусных землях. Для нас же такая ситуация принесет множество выгод: потенциальные противники затянуты в войну или гуляют, в нашем доступе оказываются развитые города (бывшие столицы), и еще появится некоторый промежуток спокойного времени, чтобы укрепить свою фракцию в экономическом и военном плане. А потом нам будет все равно, с кем воевать.
Впрочем, стоит помнить, что любой план в любой момент может пойти наперекосяк, и вместо спокойного развития вы начнете отбиваться от нескольких орд сразу. Еще можно рассмотреть вариант, при котором вы не воюете с соседями и совместно обороняете свои земли, но это все равно закончится тем, что они вас предадут и ударят в спину.
Есть еще третий вариант развития событий, при котором готы убегают на запад Европы, роксоланы - в Малую Азию, а гунны с вандалами так и вовсе напрямую к Риму. В этом случае вы останетесь один на один с Восточной Римской Империей.
Не сказал бы, что ВРИ является сложным противником, ибо их пехота точно так же отдает концы, когда встречается с конными лучниками. Тут проблема больше заключается в экономической мощи, которой обладают восточные римляне. Даже увязнув в войне с сасанидами, они все равно смогут штамповать новые легионы и перебрасывать их через море к Балканам.
А про их превосходство на этом самом море и говорить бессмысленно: лодки сарматов против римских квинквирем - все равно что чихуа-хуа против добермана. Вам придется наклепать десятки кораблей, чтобы уверенно контролировать свою акваторию. Однако, ситуация решается довольно просто и агрессивно. После того, как выбьете римлян с полуострова, сразу же формируйте небольшой флот и перекидывайте сильную армию в Малую Азию.
Тогда противнику будет тупо некогда заниматься своими перебросками, ведь враг уже буквально у ворот. Затем перехватываете приморские города с ближайшими портами. Это повысит уровень дохода вашей фракции, а также усилит контроль побережья. На новые деньги уже можно нанять новые корабли, и вступать с римлянами в морские сражения. Дальше нужно ориентироваться по ситуации: насколько снизилась территориальная целостность ВРИ, насколько близко расположились сасаниды и есть ли рядом роксоланы (или другие кочевники)
Еще немного слов о тактике сражений
На ранних стадиях игры вам надо делать максимальный упор именно на кавалерию, ибо начальная пехота сарматов достаточно ограничена, и на открытом поле боя сильно страдает. Ваша главная военная сила - конные лучники в доспехах. Быстрые, маневренные, выносливые, обладают хорошей стрелковой атакой и превосходной защитой. Непременно следует переобучить их в храме Колаксая, чтобы повысить их боевую ценность.
Данный отряд будет максимально полезен в сражениях с любой фракцией. Особенно, если противник делает ставку на свою пехоту. Но даже гуннам будет очень тяжело бодаться с конными лучниками в доспехах - идентичный по мощи отряд (Элитные Воины) появляется у них довольно поздно, не говоря уже про низкую доступность для их переобучения.
Но в один прекрасный момент вам предстоит столкнуться с очень жирной тяжелой конницей, которую могут выставить те же сасаниды, или развитые роксоланы, которые, кстати, имеют идентичные сарматам войска. Да что говорить - многие фракции имеют на своем вооружении мощную кавалерию, обладающую хорошей живучестью.
Поэтому надо заранее вкладываться в развитие своих городов, чтобы начать выставлять на поле боя Босфорскую пехоту - лучших копейщиков в игре. Делаете из них костяк вашей армии, и для поддержки штанов добавляете к ним конных и пеших лучников. Тяжелую конницу - по желанию, но можно обойтись без них, так как армия с копейщиками больше будет играть от обороны.
В целом, думаю, все. Больше про сарматов добавить нечего. Если у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях, либо переходите в мой маленький чат (ссылку на него тоже оставлю в комментариях).
Всего доброго и благодарю за внимание! =)