В поисках следующего рязанского "артефакта" мы направляемся за 160 км от областного центра, в один из самых отдаленных районов области - Милославский, где в 30 км от районного центра, в непосредственной близости от границы с Липецкой областью, на берегу Дона "замаскировалась" бывшая вотчина поручика А.В. Воейкова - село с одноименным названием.
В конце XVIII века в этих местах была обустроена усадьба коллежского советника С.В. Муромцева, которая впоследствии передавалась по наследству. Среди правопреемников были генерал-лейтенант Николай Селиверстович Муромцев (земской начальник Рязанской милиции) и прапорщик Н.П. Муромцев. В начале XX века в Воейково появилась еще две усадьбы: купца Дроздова и купчихи Брежневой.
Поэтому, когда мы направлялись в дальний путь - надеялись, что уж из 3-х усадеб что-нибудь сохранилось и до наших дней...
Въезжаем в село по ул. Новой, половина которой состоит из объектов "нового" незавершенного строительства конца прошлого века.
Очевидно,что перед перестройкой с гласностью у села были большие перспективы в плане дальнейшего развития. Однако, в историю нашей страны в очередной раз вмешались "исторические личности", которые свели на нет многие полезные начинания своих предшественников, связанные с обустройством сельских и отдаленных территорий. В результате такой "плодотворной" работы большинство хозяйств на селе (колхозы, совхозы) успешно развалилось
и поток мигрантов хлынул либо в областные центры (где сегодня возникли большие проблемы в социальной сфере: не хватает детских садов, школ, больниц и т.п.), ну, а кому повезло - превратились в "коренных" москвичей. В итоге - большая часть нашей страны (сельские территории) в своем развитии (за редким исключением) опустились ниже уровня дореволюционного периода.
Но мы что-то немного увлеклись "новейшей историей" - пора вернуться в "русло" нашего маршрута.
От бывших усадеб мы фактически нечего не нашли,
зато на "центральной" площади Воейково перед нами предстал храм (точнее руины) великолепной архитектуры, который и стал "героем" нашего рассказа.
В 1781 г. , на средства Сильвестра Васильевича Муромцева, в селе, на месте старого деревянного храма, была построена каменная Казанская церковь,
к которой в 1836 г. на средства сына С.В. Муромцева - Николая Сильвестровича были пристроены трапезная с двумя колокольнями. В результате вся церковная композиция заметно вытянулась. Поскольку две части "новоиспеченного" храма были построены с большим временным интервалом друг от друга, и каждая из них соответствовала "духу" своего времени, то в результате комплекс в целом оказался композиционно и стилистически не органичен.
Многие и специалисты, и обычные обыватели склоняются к тому, что эти два строения необходимо было разнести в пространстве - тогда каждый бы из них (в отдельности) представлял собой законченный вид. Вот так бы тогда выглядело творение неизвестного архитектора, который в 1836 г. возвел в Воейково сооружение (трапезную с двумя колокольнями) в баженовском стиле.
Тем не менее, как отмечают эксперты,
"несмотря на все недочеты, Казанская церковь в законченном виде вызывает огромный интерес, чувство восхищения смелостью архитектора, не остановившегося перед таким архитектурным симбиозом..."
После 1917 г. в Казанском храме некоторое время проходили службы (благо он находился далеко от цивилизации). Советские власти обратили на него "внимание" только в 30-х годах прошлого века: храм закрыли и "переоборудовали" сначала под зернохранилище, потом под склад удобрения и пиломатериалов. После многолетней "непрофильной" эксплуатации Казанская церковь превратилась в то, что мы видим сегодня.
После 2007 г., когда храм вернули церкви, идет медленный процесс его восстановления силами местных жителей, так что, возможно, мы еще когда-нибудь увидим Казанскую церковь в ее изначальной красоте...
Чтобы не пропустить последующие наши публикации на данную тему подписывайтесь на наш канал и Вы всегда будете в курсе происходящего.
Источники информации:
1. Рязанские достопамятности. Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов, 1989 г.
2. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. И. Добролюбов, т.3, 1888 г.