Найти в Дзене
Black Maria Кино

История России в 10 фильмах: мечты, беззаконие и смирение 1990-х

Кадр из фильма "Ворошиловский стрелок", 1999 г.
Кадр из фильма "Ворошиловский стрелок", 1999 г.

Фильмы конца 1980-х уже очень далеко отошли от традиций советского кинематографа. На экранах появились пессимистичные, криминальные истории о людях переживающих растерянность из-за краха былых социалистических ценностей и конфликта поколений.

В 1990-е отечественное кино заполонили фильмы, посвященные деньгам, криминалу и ориентацией на Запад. Вот 10 фильмов, которые стоит посмотреть:

Паспорт. Георгий Данелия в 1990 г. выпустил фильм, который рассказал о злоключениях мужчины, оказавшегося в Израиле по программе репатриации вместо своего брата. Это добрый и светлый фильм на актуальную для того времени тему. В нем нет критики СССР и нет восхваления зарубежных стран.

На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди . Олицетворением Запада, капитализма, свободного рынка и идеального образа жизни в 1990-е стали США. Все это десятилетие прошло под американским флагом. Один за одним выпускались ленты об эмигрантах, американцах в России, о русских в Америке и русских, вернувшихся в Россию из США. Самыми яркими стали " Американский дедушка " 1993 г., "Ты у меня одна" 1993 г., " Американская дочь " 1995 г., " Не валяй дурака... " 1997 г.

Про бизнесмена Фому . С крахом СССР советские люди по-новому открыли для себя товарно-денежные отношения. О том, как можно организовать собственный бизнес и о том, как хорошо быть богатым, появилось очень много фильмов. Один из них - это комедия Валерия Чикова с Михаилом Евдокимовым в главной роли. Также этот дуэт создал созвучную комедию "Не послать ли нам... гонца?" 1998 г.

Утомленные солнцем. В 1994 г. Никита Михалков выпустил фильм, критикующий приход советской власти, рассказав историю губительного влияния этого исторического периода россиян. Эта картина завоевала Оскар.

Особенности национальной охоты. К середине 1990-х годов все чаще стали появляться фильмы, которые рассказывали истории не стремительных изменений в жизни людей. А показывали новую реальность. В людях уже нет советской идеологии, нет тягостных воспоминаний и сожалений. Есть принятие настоящего и самореализация в имеющихся условиях. Огромной популярностью пользовались комедии Александра Рогожкина и "Любить по-русски" 1995 г. Евгения Матвеева.

Ширли-мырли. Для кино 1990-х годов свойственна непропорциональная зацикленность на историях вокруг денег. Отсутствие материального благополучия ставится во главе всех проблем. А возможность заполучить большую сумму денег выступает ключем к счастью. Этому посвящен фарс Владимира Меньшова и романтическая драма "Принцесса на бобах" 1997 г.

Кавказский пленник. С распадом СССР Россия столкнулась не только с серьезными материальными проблемами, но и с военными конфликтами. Однако в 1990-е годы кино избегало тему чеченской войны. Ярким исключением стала лента Сергея Бодрова, открывшая зрителям его сына - актера, ставшего олицетворением русского кино девяностых.

Брат. К концу 1990-х социальное расслоение и разгул криминалитета вылились на киноэкраны. Вместо сказочных красочных радостных историй о том, как прекрасно было бы волшебным образом стать богатым, появились жестокие кровавые криминальные истории. Боевик Алексея Балабанова рассказал историю, где благополучие нужно не заработать или заслужить, его нужно отобрать у других. 1990-е были периодом беззакония и такие фильмы как "Мама не горюй" 1997 г., "Страна глухих" 1998 г., "Хочу в тюрьму" 1998 г. являются яркими примерами, запечатлевшими подавленность людей криминальной атмосферой в России.

Ворошиловский стрелок. Одним из главных российских фильмов 1990-х без сомнения является этот фильм Станислава Говорухина. В нем нашли отражение множество характерных черт того времени - конфликт старого поколения и нового поколения, озабоченного зарабатыванием денег; вседозволенность молодого поколения, растущего в семьях разбогатевших людей; коррупция правоохранительных органов; и всеобщее понимание и принятие того факта, что маленький человек не может рассчитывать на справедливость...

Мама. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю семьи, пытавшейся угнать самолет, чтобы попасть заграницу. Эта картина - яркая метафора несбывшейся надежды россиян попасть волшебным образом в новый прекрасный благополучный мир. Вместо этого все мы остались заперты в стране, условия жизни в которой стали еще хуже, чем были...

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )