Фильм "Большой вальс" выходил в советский прокат дважды, впервые в 1940 году и спустя двадцать лет, и побил все рекорды популярности. Фильм оказал громадное влияние на страну, и стал знаковым.
Не случайно знаменитый марш пленных немцев по Садовому кольцу в Москве в оперативных сводках получил название "Большой вальс".
Писатель Виктор Астафьев писал, что фильм произвел не него впечатление, сравнимое с сильнейшим шоком, стал мостом в другой мир без ужасов войны.
Мало кто помнит сюжет этого фильма, никто не помнит, кто играл главных героев, но никто не забыл ярчайшую актрису в роли певицы Карлы Доннер, Милицу Корьюс. Шикарные платья, сверкающие драгоценности, великолепное сопрано с запредельно высокими нотами, белозубая улыбка, не сходящая с ярких губ, лавина оптимизма, сбивающая зрителя с ног и уносящая за собой в мир сладких грез - красавица на экране и была феерическая Милица Корьюс, настоящая голливудская звезда, первая посланница фабрики грез в СССР.
Мисс Корьюс была мастерица распускать о себе слухи- она представлялась то венгерской принцессой, то дочерью царского генерала, обучающего музыке детишек из царской семьи и пожалованного за заслуги бесценной скрипкой Амати. Советские зрители и сами вовсю старались помочь мисс Корьюс и придумывали свои небылицы о ней - из уст в уста ходили небылицы о том, что она греческая аристократка, что замужем за миллионером, который поставил жене условие - сниматься только в настоящих бриллиантах. Кто-то верил, кто-то нет, но все шли в парикмахерскую крутить букли под Карлу Доннер.
Не все, о чем рассказывали агенты мисс Корьюс, было враньём. Она действительно родилась в Российской империи, в Варшаве, в 1909 году, и отец ее, Артур Корьюс, действительно был военным и прекрасно играл на скрипке. Она не была ни гречанкой, ни мадьяркой, ее отец был обрусевшим шведом из Таллина, мать - литовской дворянкой, а Милица, одна из сестер Корьюс, получила сербское имя в честь великой княгини Милицы Николаевны.
После начала войны отца Милицы вызвали в Москву. Семья поселилась в Лялином переулке, девочек зачислили в Елисаветинскую гимназию, где они подружились с будущими советскими звёздами кино. Семью, как ни странно, разбила мать. Она влюбилась, потребовала развода, взяла детей и перебралась в Киев. Отношения с отчимом у девочек не сложились, к тому же, он оказался никчёмным кормильцем большой семьи. Вместе с любовью ушло материальное благополучие. Девочки испытывали нужду и должны были работать. Они умели петь, и поступили в капеллу Думка. Милица пела в Большом театре, и это чистая правда, но было это на гастролях ансамбля в Москве.
Отец буквально выдернул Милицу из нужды, когда узнал, в каких ужасных условиях живёт дочь. Из Ленинграда Милица смогла перебраться в Эстонию, где жил Артур Корьюс. Отец создал для дочери прекрасные условия и нашел ей прекрасного преподавателя вокала, Варвару Маламу, известного Санкт-Петербурского педагога в эмиграции. Варвара Малама, мужеподобная дама, была знаменита своими педагогическими успехами и мужем, приближенным к царской семье и известным заводчиком сеттеров. Варвара Александровна сразу поняла, что девушка Мила обладает уникальным голосом с ультра высокими нотами. Уже через год Мила Корьюс отправилась на прослушивание в Эстонскую оперу, но ангажемента не получила под предлогом плохого знания эстонского языка. Милица пела в провинции, ее партнёром был Карл Отц, отец Георга. Холодный прием эстонской элиты, впрочем, не помешал уже в советское время выпустить пластинку Корьюс в серии "Выдающиеся эстонские певцы".
Девушка недолго горевала, вышла замуж за ученого и отправилась в Германию. Там она получила приглашение в Вену и Берлин. Берлинская опера стала местом оперного триумфа Милицы, получившей прозвище "Берлинский соловей".
Знаменитый голливудский продюсер Ирвинг Тальберг увидел Милицу и сразу решил, что перед ним новая суперзвезда. Тальберг - это легенда, заслуживающая отдельного рассказа. Его назвали Голливудским вундеркиндом за его фантастическое чутье на таланты и их коммерческую эффективность. Тальберг вносил правки в сценарии, заставлял переснимать фильмы, завалившие пробные показы. Ирвинга мало волновал вклад будущего фильма в искусство, он беспокоился о кассе, которую соберёт фильм. Недаром хозяева студии спокойно оставляли его "на хозяйстве", когда ему был всего 21 год.
Гений шоу бизнеса, он пригласил певицу с громадным потенциалом кинодивы в Голливуд, собираясь "подписать" ее на десять лет. Милица приехала в Лос- Анджелес и ... уехала обратно. Умница Ирвинг Тальберг в одночасье скончался в возрасте 37 лет.
Но красавица произвела впечатление, и вскоре ее догнала телеграмма из Голливуда: " Вы нужны на одну роль. Да или нет?"
Милица с мужем и маленькой дочкой Мелиссой отправилась в Голливуд в 1938 году и осталась там на всю жизнь.
"Большой вальс" француза Жюльена Девивье о Иоганне Штраусе имел весьма отдаленное отношение к истории, но содержал фантастическую сюжетную линию - ветреный создатель вальсов увлекается блистательной примадонной, делает зигзаг от семьи и попутно создаёт один из самых знаменитых своих вальсов.
Примадонной, само собой, была феерическая Милица Корьюс. Назвать ее актрисой второго плана - тут же получить в глаз от любого советского человека, но именно в этой номинации Милица была заявлена на Оскар. Я бы подбила второй глаз киноакадемикам, потому что Оскар Милица не получила.
"Большой вальс" имел оглушительный успех, продюсеры получали миллионы, а Милица получила контракт в Метрополитен опере. Ее голос был на любителя, но невозможно спорить, что он был выдающимся.
Блестящий вальс Милицы был первым и последним. Через год, за две недели до начала съёмок нового фильма Милица попала в автокатастрофу. Встал вопрос об ампутации ноги. До конца жизни Милица передвигалась с тростью. Со сценой и кино было покончено. Она давала концерты, записывала диски и стала примерной матерью. Ее дочь получила лучшее образование, и певицей не стала. Мелиссу ждала выдающаяся дипломатическая карьера, она была заместителем генерального секретаря ООН и послом США а Эстонии, которая так неласково обошлась с ее матерью.
Мать и сестра Милицы погибли в блокадном Ленинграде, брат сгинул а лагере, отец умер в Таллине, и Милица написала на его могиле- моему первому учителю.
Она прфожила в Голливуде всю жизнь и ушла в 71 год в 1980 году.
Не женщина - мечта.