Найти тему
Прорывист

Касательно одной цитаты

Очень часто либералы, а вслед за ними и левачки, оправдываясь в том, что униженные и оскорбленные не бегут за ними толпами, любят цитировать либеральных кумиров — Стругацких:

«Раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя.
(с) Стругацкие, “Трудно быть богом”.»

Если марксист хоть на минуту примет эту фразу за «горькую истину», то на нем можно смело ставить крест — он просто не марксист. Ибо в ней заложена в первую очередь та эксплуататорская мысль, что раб является рабом, потому что он раб по своей сути, а вовсе не потому, что он поставлен в обстоятельства, в которых он не может не быть рабом. Фактически Стругацкие перепели того же Аристотеля, который, будучи сам рабовладельцем, утверждал, что рабы — это по большей части и не люди, а двуногие животные. Эта мысль проходит красной нитью через все эксплуататорские формации — как бы ни менялись отношения между рабом и господином, отношение к рабам не менялось: буржуа к своим формально «свободным» рабочим испытывает приблизительно то же презрение, какое испытывал и римский аристократ к закованным в ошейники своим рабам.

«Связанный раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Лувр, Париж, Франция
«Связанный раб». Микеланджело Буонарроти. Слепок. Подлинник — мрамор. Лувр, Париж, Франция

Буржуа-либерал, пытаясь в борьбе против другого такого же буржуа (иногда такого же либерала, иногда нелиберала), опереться на рабов, как источник силы. И в силу этого пытается предстать перед ними как освободитель. Полагая рабов существенно ниже себя по умственным способностям, такой освободитель считает, что рабы по своей природе должны взбунтоваться. Но раб-то не дурак, верней, не настолько дурак, чтобы ввязываться в эти игры. Во-первых, даже античного раба держали не столько оковы и военная сила, сколько полнейшая бесперспективность первобытно-общинного строя. Почему галлы, скифы, гунны лезли в пределы Римской империи, как будто им там медом намазали? Да потому, что буколистическая картина первобытнообщинного строя вовсе не была столь радужной — те же галлы в своих лесах, истощив почвы подсечным земледелием, периодически настолько сильно и массово голодали, что продавали сами себя в рабство за миску каши, которую у раба не отнимут природные стихии.

Раб понимал, что он может убежать в горы, леса — это при тогдашней плотности населения и средств коммуникации технически было нетрудно, но он же хорошо понимал, что ему там будет нечего есть. Метания Спартака по Италии были обусловлены в том числе и тем, что значительное количество рабов попросту не знало, как им реализовать эту свободу и не помереть с голоду. Во-вторых, раб обычно понимает чуждость и враждебность рабовладельца, который зовет свергать другого такого же. И менять шило на мыло не собирается.

Натыкаясь на проблему пассивности рабов, которые упорно не желают следовать за освободителями, освободители не лезут далеко в дебри диалектики, а механистично делают вывод о том, что рабы — рабы по своей сущности, эрго заслуживают рабство. Но марксисты как раз думают совершенно наоборот. Рабы являются рабами постольку, поскольку

а) не созрели условия для освобождения,

б) постольку, поскольку они не осознали возможность освобождения.

Теоретически можно сказать, что постольку, поскольку рабы не осознали возможность освобождения, в условиях, когда возможности уничтожения рабства созрели, они сами ответственны за свое рабство. Но тут вопрос достаточно тонкий — в обществе осознание требует множества факторов, большая часть которых от самих рабов зависит мало, и в каждом конкретном случае надо смотреть меру, в которой ответственность падает на них, в какой — на объективные обстоятельства, а в какой — на самих «освободителей», не удосужившихся озаботиться нормальной пропагандой. В позднем СССР, в принципе, все условия для того, чтобы не попасться на удочку капиталистического рабства, были налицо — потому население его за свое печальное положение капиталистического раба несет полную и безоговорочную ответственность. А вот выросших при капитализме упрекать пока еще грех — когда мы добьемся того, что коммунистическая пропаганда и марксистские кружки будут на каждом углу, тогда да.

А сейчас идеологически бегать за либералами с криками «раб уже не тот» глупо. Раб как раз тот, каким был, таким и остался.

Иван Бортник

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора