Наверное, ни что так не удивляет в архитектуре Древнего Египта, как огромное количество различных видов колонн. В самом деле, античные ордерные системы использовали лишь несколько видов, самые популярные - это дорические, ионические и коринфские колонны, различающиеся и по типу ствола колонны, и, особенно, по капителям.
Но вот в Египте...Сами посмотрите:
Я думаю, что все знакомы с греческими кариатидами, то есть, статуями, выполняющими роль колонн. Самые знаменитые из них,это, разумеется, кариатиды Эрехтейона:
А ещё бывают атланты- нет, не жители мифической Атлантиды, а изображения титана Атласа, держащего небо на плечах:
В Древнем Египте такие "колонны- статуи" тоже использовались. Разумеется, есть и сложные структуры, и простые формы. Но такая "колонна" очень часто несёт важное символическое, философское, если угодно, даже мистическое значение...
Хаторическая колонна.
Здесь как-бы всё "просто". Эта колонна представляет собою древний фетиш богини Хатхор- столб, который венчается головой богини. У этой головы может быть одно лицо, а может- и два, и четыре...
Отдельный вид таких колонн- когда голову богини венчает систр- её священный музыкальный инструмент:
Самые знаменитые колонны этого типа - это колонны храма в Дендере:
По сути, такое изображение богини должно подчёркивать, что музыка- одно из священных искусств, обладающее магической силой.
Осирическая колонна.
Осирическая колонна представляет собою очень сложное как в художественном, так и в символическом значении явление.
Она возникает, как элемент заупокойного культа. Когда-то бог Осирис праведно жил, был злодейски убит и чудесным образом воскрес. Преодолев все испытания, он стал правителем и судьёй Загробного Мира. Желая быть в блаженной Вечности, фараоны мечтали "отождествиться" с Осирисом, стать причастниками его божественной природы.
Бог Осирис сам изображался в образе фараона, так что, когда потребовалась обратная связь (фараон хотел стать Осирисом), то не очень уж и многое менялось. Зато смыслов, кодов, магических формул и высокой теологии наворачивали немерено.
Бог Осирис сам изображался в образе фараона, так что, когда потребовалась обратная связь (фараон хотел стать Осирисом), то не очень уж и многое менялось. Зато смыслов, кодов, магических формул и высокой теологии наворачивали немерено.
Попробуем немного "прочитать" это изображение- ибо понять его буквально, чисто художественно-интуитивно, было бы идиотизмом.
Итак, перед нами фараон Рамсес... У него ритуальная подвязная бородка, царский головной убор в виде платка, в руках жезл и плеть, которыми он пасёт свой народ, недлинная набедренная повязка с широким драгоценным поясом.
И огромная корона Атеф- венец Осириса, включающий в себя солнечный диск, рога овна, два пера, две больших кобры, две головы Анубиса. И две фигурки бога Амона, сидящего на плечах фараона и поддерживающих всё это великолепие.
Анубис связан с мумией и её защитой, кобры выступают хранителями, а Амон- как некое основание того, что вся эта магия действует.
У ног статуи находятся супруга царя и один из сыновей. Это означает, что и в загробной жизни они будут вместе, навсегда.
Самые запоминающиеся Осирические колонны- это колоссы Рамессеума:
Бэсические колонны
Название, конечно, чисто условное. Однако, как и сам Бэс является крайне интересным божеством- так и колонны не менее интересны.
Бэс и его супруга Бэсит- покровители женщин и детей, домашнего очага, магические защитники жилища.
Здесь показан храм в Древнем царстве Куш, на юге Египта. Там стояло святилище, связанное с рождением и защитой царских отпрысков- не удивительно, что вот эта процессия женщин и детей идёт мимо огромных статуй Бэса. Бог изображён в парадном и одновременно, грозном виде:
Искусство Древнего Египта никогда не перестаёт удивлять!