История жизни исследователя Давида Ливингстона и его жены Мэри достойна написания книги или снятого сериала.
Когда 28 летний врач и миссионер Давид Ливингстон прибыл в Южную Африку он не подозревал, что встретит там свою единственную, а после прославится благодаря свершенным им открытиям.
Как все начиналось
Мэри была дочерью шотландского миссионера Роберта Моффата и его супруги Мэри Смит. Они проживали в Африке и проповедовали среди народа тсвана. В семье миссионера было 10 детей, Мэри была самой старшей.
На время обучения родители отправили дочь в Англию, а после того как она получила образование, семья снова стала жить в Южной Африке.
Когда Давид Ливингстон туда приехал, то первым делом познакомился с Робертом (тот был не только проповедник, но и исследователь африканской пустыни). Общаясь с Робертом, он обратил внимание на его хорошенькую дочь. Мэри тоже понравился симпатичный и эрудированный гость. Началось дружеское общение, вскоре переросшее в нечто большее.
Когда молодые люди захотели сочетаться браком, то восстала мать Мэри. Ей совсем не понравился Давид, а все из-за того, что он был бедным. Женщина лелеяла мечты выдать дочь за более состоятельного мужчину. Правда, непонятно где бы она его обнаружила в Африке, ведь круг общения среди соотечественников у них был довольно узкий.
Дочь не стала слушать материнские запреты и 2 января 1845 года вышла замуж за Давида.
Семейная жизнь полная приключений
Молодые решили обосноваться в Колобенге. Там Мэри обучала местных детишек, а ее супруг занимался богослужением. Некоторое время они погрузились в обычные житейские хлопоты.
Вскоре дом супружеской пары огласили детские крики. Мэри один за одним родила троих детишек: Роберта, Агнес и Томаса. Четвертая дочка прожила всего пару месяцев.
Давид к тому времени часто покидал дом, потому что исследовал просторы Черного континента. Он сумел завоевать внимание местных туземцев, хоть это было и нелегко.
В 1849 году Ливингстон задумался о покорении пустыни Калахари. Жена не хотела оставаться одна дома и уговорила мужа, чтобы он взял ее и детей. Путь предстоял крайне опасный, но они отправились все вместе. В результате, супруги на пару открыли "озеро-призрак" Нгами.
Путешествие выдалось сложным. Супруги с детьми чуть не погибли от жажды, но благо, что достигли лесов, росших по берегам рек.
В 1850 году супружеская чета отправилась в новое странствие по пустыне. Мэри к тому моменту была беременной, но это ее не остановило. Именно в этом странствии родился сын Уильям.
Спустя пару лет Давид отправил жену с детьми в Англию, с целью образования подросших отпрысков, а сам продолжил изучать просторы Африки. В 1855 году он совершил свое самое главное открытие - нашел крупнейший водопад, который назвал в честь королевы Виктории.
Приключения подошли к концу
Давид прославился в Англии, став национальным признанным героем.
Все его уважали, он был примеров подражания для путешественников. Но мужчина не собирался останавливаться на достигнутом. Его душа жаждала новых исследований и открытий. В 1858 году он снова решил отправиться в Африку. Мэри рвалась вместе с ним, но оказалось, что женщина снова беременная и муж не разрешил ей сопровождать его.
Пока Давид открывал водопад Мерчисон, описывал низовья рек Шире и Замбези, изучал озеро Ширва Мэри успела родить и истосковаться по мужу. Она несколько лет ждала его возвращения, но экспедиция затягивалась. Не утерпев, Мэри решила оставить рожденную малышку Анну своим родителям, и поехала искать мужа.
Увы, это нетерпение дорого стояло. Дорога была изматывающей. Женщина заболела тропической лихорадкой. Она нашла Давида, но угасла на его руках. На тот момент Мэри шел 42 год. Муж ее пережил всего на 11 лет.
Останки Давида Ливингстона покоятся в Вестминстерском аббатстве, а Мэри где-то на берегах Замбези.
Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна, пальчику вверх. Подписка здесь