Лопе де Вега поместил героев своей пьесы в Неаполь.
Когда же в середине 70х режиссер Ян Фрид приступал к съемкам своей знаменитой «Собаки на сене», ни о каких съемках в Италии не могло быть и речи. Ему предложили поискать Италию на родине, и, довольно предсказуемо, его выбор пал на Крым – самое "итальянское" место в СССР.
В Крыму же, богатом наследнике русских императоров, именно Ливадийский дворец, эдакая итальянская вилла, выстроенная в стиле раннего итальянского возрождения из белоснежного инкерманского камня, лучше других претендентов подходил на роль жилища богатой и знатной Дианы де Бельфлер и основной площадки для съемок.
Съемки пришлось «вписывать» в расписание экскурсий – музейное руководство дало разрешение только на таких условиях.
Почти все натурные съемки проходили в Ливадии:
1. Дворцовый парк с видом на море
2. Сам дворец – то в одном, то в другом кадре виден его кусочек
3. Лестница с химерами
4. Итальянский дворик
- особое украшение дворца. Для него специально из Вероны привезли ворота, изготовленные в 1750 году.
Многое зависело и от мастерства оператора: так, в поисках лучшего ракусра, маркиза Рикардо (Караченцова) поместили на крышу перед фонтаном, расположенным напротив здания дворца, где он и исполнял свою серенаду.
Затруднение вызвало отсутствие подходящих балконов в здании ливадийской виллы, поэтому пришлось поискать на стороне. Выход нашелся: балкон санатория «Днепр», тоже расположенного в Ялте, вполне сошел для того, чтобы поместить туда Диану, благосклонно взиравшую на влюбленного певца.
Таким образом, серенада исполнялась в Ливадии, а Диана наблюдала за этим бессмертным эпизодом из санатория.
Некоторые детали, впрочем бесследно испарились: никто с точностью не скажет, куда пропала кованая скамья, на которой Теодоро сочинял письмо, а фонтан, возле которого герои выясняли отношения, пал жертвой оползней, нарушивших и некоторые другие детали ландшафта ливадийского парка.
Что же касается интерьеров, то, как удалось выяснить, съемки проводились в павильоне, так что к нашему герою – Ливадийскому дворцу – внутреннее убранство залов не имеет никакого отношения.
Мы побывали в Ливадии ровно через 40 лет после съемок фильма – в 2017 году.
Уже неплохо представляя себе избыточную роскошь более ранних царских резиденций – Петергофа, Екатерининского дворца в Царском Селе и некоторых других, я была приятно удивлена элегантной сдержанностью и хорошим вкусом в отделке и обстановке внутренних помещений. Интерьеры выдержаны в модном тогда стиле модерн – я его очень люблю. Вот несколько кадров на память:
Думаю, многие со мной согласятся, что и фильм, и дворцово-парковый ансамбль блистательной Ливадии только выиграли от совместного проекта – мне кажется, Лопе де Вега был бы доволен таким воплощением своего детища в кино.
Чудесный фильм можно пересматривать бесконечное количество раз, как, впрочем, и посещать Ливадию – каждый раз нам будет открываться что-то новое.
Публикации автора о кино, актерах, фильмах можно найти здесь: #кино рт
Публикации о знаковых местах России читайте здесь: #родные просторы рт