Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Пройдут века, а "гений" Павловой будет жить»

В моём детстве по телевизору часто показывали фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова». Хотя он поверхностно отображает исторические события и контекст происходящего, зато сильно популяризовал балет, а главное — напомнил всем о первой, воистину мировой знаменитости, гениальной балерине — Анне Павловой!

Я влюбился в данное кино, так как это был чарующий мир закулисья, о котором я так мечтал, но тогда ещё был далёк...

Смотрел все повторы, ходил в кинотеатр на этот фильм, не подозревая, что со временем пойду учиться в такую же школу.

-2

А артист, который играл Нижинского — Михаил Крапивин, станет моим педагогом в МАХУ на 1 курсе. И уж тем более не предполагал, что через 40 лет я окажусь, как и главная героиня фильма, на этой улице... и даже стану главой ALMA-MATER великого русского балета!

Поступив в школу, я стал много читать о балете. Больше всех меня интересовала Анна Павлова, так как именно она сломала стереотип «кубышек на сцене», став идеальной классической балериной и символом всего нового и революционного в балете, идеальной моделью Арт Нуво.

Именно она, а не Дягилев, придумала «Русские сезоны», сколотила первую группу артистов и вывезла их на гастроли в Стокгольм. Но ей нужен был мировой триумф, что значило только Париж! Вот и уговорила Дягилева...

-3

Именно Павлова стала символов первых сезонов, афиша с ее портретом Серова украшала весь Париж. Позже она создала свою труппу, которая была гораздо успешнее и объехала весь мир!

Больше всего меня поразило, что она регулярно посылала огромные суммы в Россию. Помогала русской диаспоре после революции, постоянно жертвуя и танцуя на разных благотворительных вечерах...

Когда я попал в Лондон, я сразу побывал на ее могиле. Моя лондонская фея — Наталия Диссанаяке свозила меня в Айви-Хаус, усадьбу Павловой, неподалёку от Хампстедской пустоши. Но музея там уже не оказалось. Нам только позволили посмотреть дом и погулять по саду. Даже знаменитой вазы, у которой была сфотографирована великая балерина, не оказалось. Украли.

-4

И все же... пройдут века, а «гений» Павловой будет жить! Лебедь, умирающий лебедь — это, прежде всего, она! Незабываемая!

Николай Цискаридзе