Найти в Дзене

Как Эрмитаж показал картины, которые считались запрещенными в СССР и его французский отдел чуть не закрыли

События, описанные в прошлой статье, привели к закрытию в 1948 году Государственного музея нового западного искусства. А в бывшую усадьбу Щукина вселилась только недавно утвержденная Академия художеств СССР. Уникальное собрание картин оказалось под угрозой уничтожения. Но всё же полотна распределили между Эрмитажем и Пушкинским музеем. Картины просто передали, заперли в хранилищах и никому не показывали. Они оказались под полным цензурным запретом.

Мужчина рассматривает название одного из самых известных полотен Матисса (Яндекс.Картинки)
Мужчина рассматривает название одного из самых известных полотен Матисса (Яндекс.Картинки)

И так дело шло до “оттепели”. После смерти Сталина, когда постепенно стало оттаивать тут и там, посетители музеев увидели некоторые из ранее спрятанных картин. Впервые это произошло в Москве в октябре 1955 года, а затем и в Ленинграде. В 1956 году на третьем этаже Эрмитажа открылась экспозиция французского искусства.

Никита Хрущев на выставке авангардистов (Яндекс.Картинки)
Никита Хрущев на выставке авангардистов (Яндекс.Картинки)

Но вот разыгрывается скандал. 1 декабря 1962 года Никита Хрущев на выставке авангардистов, возмутясь экспонатами, подверг их творчество резкой критике. На волне этого скандала самые консервативно-патриотические силы художественной общественности всплывают наверх. А в Эрмитаже “это безобразие” продолжают показывать.

Директором Эрмитажа в то время был известный археолог и историк Михаил Артамонов. Он был человек достаточно либерально мыслящий. Поэтому был не против, что каждый желающий по пропуску, который получали на общих основаниях, мог изучать полотна французских мастеров. И вдруг Эрмитаж получает извещение, что президиум Академии художеств СССР собирается устроить выездное заседание в музее относительно третьего этажа. Руководство академии хочет его снова закрыть.

Слева Михаил Артамонов, справа Антонина Изергина (Яндекс.Картинки)
Слева Михаил Артамонов, справа Антонина Изергина (Яндекс.Картинки)

Вот тут происходит некоторое незаметное, но очень важное в дальнейшей жизни музея, событие. Хранительница французского отдела, выдающийся искусствовед Антонина Изергина просит у Артамонова на несколько дней командировку в Москву, получает её и возвращается обратно.

Владимир Александрович Серов (Яндекс.Картинки)
Владимир Александрович Серов (Яндекс.Картинки)

Наконец, во главе с самой грозной фигурой художественной жизни Владимиром Александровичем Серовым в Эрмитаж приезжают почтенных лет академики. Все собираются в кабинете у директора музея и начинают поносить это буржуазное искусство, требуя, чтобы третий этаж закрыли. Один выступает, другой выступает. Атмосфера накаляется. И тогда Артамонов предоставляет слово Изергиной. Она берет какие-то бумажки и начинает читать текст, в котором написано, что художественные сокровища собранные в коллекциях купцов Щукина и Морозова представляют “собою исключительное собрание великих европейских мастеров, по преимуществу французских, конца XIX начала XX века, по своей высокой художественной ценности имеет ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ значение” и является достоянием трудящихся СССР. "Подпись: председатель Совета народных комиссаров СССР Ульянов Ленин", - читает она внятно вслух. Это был текст постановления о национализации этих частных собраний.

Постановление о национализации художественной галереи Щукина от 5 ноября 1918 (www.newestmuseum.ru)
Постановление о национализации художественной галереи Щукина от 5 ноября 1918 (www.newestmuseum.ru)
Постановления о национализации художественных собраний А. И. Морозова, И. С. Остроухова и В. А. Морозова от 19 декабря 1918 (www.newestmuseum.ru)
Постановления о национализации художественных собраний А. И. Морозова, И. С. Остроухова и В. А. Морозова от 19 декабря 1918 (www.newestmuseum.ru)

После такого афористичного выступления, находчивый Артамонов немедленно встает и говорит: "Надеюсь, я выражу общее мнение, если поблагодарю президиум академии, за то, что они нашли возможность поделиться с нами своими мыслями. Большое спасибо!"

Выходя, покрасневший Серов обернулся в дверях и сказал: "Мы ещё вернемся к этому вопросу". Но третий этаж больше закрыть не удалось.