Проблематика комедии. Идейное содержание
Проблемы
1. Проблема столкновения «века нынешнего и века минувшего».
2. Проблема жестокости крепостного права, произвола помещиков.
3. Проблема чинопочитания, поклонения чиновничьему и военному «мундиру».
4. Проблема «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам (французам), засилья иностранной моды, «чужевластья мод», воспитания на европейский лад.
Идеи
1. В столкновении с погрязшим во лжи и корыстолюбии фамусовским обществом решивший покинуть Москву Чацкий не проигрывает, а одерживает нравственную победу.
2. Главный герой не так одинок. Прогрессивные силы в обществе накапливаются и постепенно должны заявить о себе (комедия выразила взгляды, близкие взглядам декабристов). Наболевшие проблемы российского общества необходимо решить.
Художественные приемы
1. Сатира - осмеяние нравственных и общественных пороков.
2. Ирония, сарказм.
Ирония (скрытая насмешка) присутствует в речи не только Чацкого, но и других героев - Фамусова, Софьи, Лизы и даже Скалозуба. "Дни целые пожертвую молве // Про ум Молчалина, про душу Скалозуба" (Чацкий).
Сарказмом (язвительной насмешкой, злой иронией) отмечена именно речь главного героя: "Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! // Вот наши строгие ценители и судьи!" (монолог "А судьи кто?").
3. Говорящие фамилии: Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб, Хлёстова. (О значении фамилий с латинскими корнями сообщалось в предыдущих статьях, пройдите по ссылкам.)
4. Речевая характеристика. Речь Фамусова выдержана в старинном стиле, содержит элементы народной речи, архаизмы: «едал», «вдругорядь», «испужал». Речь Чацкого литературная, книжная, в ней использованы ораторские приемы: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» (риторический вопрос).
В цикле статей о "Горе от ума" мы также говорили о том, что герои, представители московского общества, допускают грамматические ошибки: "Мне совестно, как честный офицер" (полковник Скалозуб), "Время нет!" (Хрюмина, графиня внучка). Показана ограниченность Скалозуба и "нерусскость" графини внучки, вероятно, говорящей по-французски лучше, чем на родном языке. Графиня бабушка вообще изображена немкой, объясняющейся на ломаном русском.
5. Взаимохарактеристика персонажей. Например, Чацкий дает характеристику Фамусову, Молчалину, Софье, второстепенным и внесценическим персонажам. Фамусов - Чацкому, Молчалину, Скалозубу, внесценическим персонажам, Софья - Чацкому, Молчалину, Скалозубу и т.д.
6. Художественная деталь, сюжетная деталь. Например, услужливый Молчалин хвалит шпица старухи Хлёстовой, предлагает Чацкому списать песенки, терпеливо играет в карты со «старичками». Полковник Скалозуб, служа с 1809 года и не проявив себя в героическом 1812, отличился в 1813, отсидевшись в траншее и получив орден.
7. Диалог и монолог. Монологи играют в комедии важную роль, поскольку позволяют выразить взгляды Чацкого и Фамусова, показать столкновение противоположных взглядов, а также дать подробное описание нравов московского дворянского общества.
8. Ремарки.
9. Афоризмы. Пушкин писал, что половина стихов комедии "должны войти в пословицу". Гончаров говорил о языке пьесы следующее:
Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.
(И. А. Гончаров. Критический этюд "Мильон терзаний", 1871.)
Афоризмы (крылатые выражения) в комедии
- Счастливые часов не наблюдают.
- Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
- Где ж лучше? – Где нас нет.
- И дым отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов цитирует последнюю строку стихотворения Г. Р. Державина "Арфа")
- Смешенье языков: французского с нижегородским.
- Он дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных.
- Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Век нынешний и век минувший.
- Служит делу, а не лицам.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Ба! Знакомые все лица.
- Едва другая сыщется столица, как Москва.
- А судьи кто?
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- Забрать все книги бы да сжечь.
- Всё врут календари.
- Шумим, братец, шумим!
- Молчалины блаженствуют на свете!
- В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
- Карету мне, карету!
Читайте также
Факты из жизни А. С. Грибоедова, мимо которых сложно пройти
Комедия "Горе от ума": история создания, реализм, жанр, сюжет, два конфликта
Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
"Ум с сердцем не в ладу": Чацкий как "лишний человек" с неубитыми чувствами (часть 1)
"Ум с сердцем не в ладу": Чацкий как "лишний человек" с неубитыми чувствами (часть 2)
"Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца": образ Фамусова
"Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы прИдали ему?": образы Молчалина и Софьи
Московское общество в комедии "Горе от ума". Часть 1. Карьеризм, недобросовестность, матриархат
Московское общество в комедии "Горе от ума". Часть 2. Эпигонство, душевная глухота, охота за женихами и матриархат
"Горе от ума": два типа внесценических персонажей
"Горе от ума": вопросы для самопроверки и авторский тест в формате ЕГЭ
Критический этюд Гончарова "Мильон терзаний". Помните основные идеи?
Темы и примеры сочинений в формате ЕГЭ по комедии "Горе от ума" (задания 5, 6, 12)
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!