Найти тему
1520. Все о путешествиях

Главная и очень большая проблема РЖД-2021: поезд может просто не прийти

Оглавление

В последнее время в РЖД что-то серьезно сломалось. Перевозчик стал массово отменять поезда, в том числе те, на которые уже продал билеты. В том числе в последний момент, и это часто не связано с пандемией. Это очень плохая тенденция, из-за которой пассажиры часто остаются без билета, рушатся планы, а железная дорога перестает быть стабильной.

Как найти пассажира

Все началось в 2020 году, как раз перед пандемией. Вышли изменения в законодательстве, согласно которым пассажиров обязали оставлять перевозчику свой контактный телефон и e-mail. Теперь перевозчик, если что, может связаться с пассажиром и предупредить его об отмене поезда. И все бы хорошо, только работает это не всегда, и часто пассажиры сами случайно узнают, что их поезда не будет. А спланировать поездку иначе уже нет возможности.

Первая крупная волна отмен произошла весной 2020 года, когда из-за коронавируса и введенных карантинных ограничений были массово отменены поезда. Тогда, впрочем, желающих ехать было мало, и мало кто расстроился по этому поводу.

Позже, уже в июле 2020 года, я испытал подобную ситуацию на себе, правда тогда поезд не отменили, а изменили его расписание таким образом, что он стал мне неудобен. У меня был билет из Рязани в Тверь на поезд №7 Севастополь – Петербург. Поезд должен был отправиться в 23:15. Однако за несколько дней до даты отправления время прохождения Рязани изменили на более ранее – 22:24 (то есть на 51 минуту раньше). Перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» уведомил меня об этом всего за семь часов до отправления поезда.

-2

Меня это не устроило, и я попросил вернуть деньги за билет (вернули). Дело было в июле, тогда еще подобные изменения в расписании были в диковинку, но уже становилось очевидно, что это – тревожный сигнал.

Ведь никогда раньше ни РЖД, ни ФПК не отменяли свои поезда ни с того, ни с сего. Даже если в поезд, условно говоря, продано было два билета, его подавали к платформе. Это обеспечивало уверенность пассажира и надежность железнодорожного транспорта как такового.

Кручу-верчу, запутать хочу

То, что отмены поездов стали нормой, а не исключением, стало понятно в начале 2021 года. Два наиболее ярких случая произошли у всех на глазах, просто потому что касались резонансных тем.

Первая история. В Москве с 15 марта хотели перевести часть скоростных поездов с Курского вокзала на новый вокзал, который называют то Восточным, то Черкизово. Расположен он возле платформы МЦК «Локомотив».

Уже даже открыли продажу билетов с Черкизово – как минимум, на «Стрижи» Москва – Нижний Новгород. Но потом что-то пошло не так. Видимо, поняли, что вокзал не успевают достроить. И курсирование поездов с Курского вокзала продлили до конца мая. А продажу билетов из Черкизово закрыли и открыли заново – уже с Курского вокзала.

Второй случай – с переносом поездов с Рижского вокзала на Белорусский. В Москве хотят закрыть Рижский вокзал для поездов дальнего следования и перевести поезда на Псков и Великие Луки на Белорусский вокзал. Перенос был намечен на 1 марта. Расписание завели в систему и даже открыли продажу на поезд Великие Луки – Москва Белорусская.

-3

Но спустя меньше суток продажу закрыли. Ее не возобновляли около двух недель, а потом поезда на вернули на Рижский вокзал (до конца апреля) и уже на ту же дату билеты продаются на другой поезд с другим временем отправления и вокзалом прибытия.

-4

В этих историях изменения в расписании минимальны, я их описал просто потому что своими глазами видел, как легко теперь РЖД и ФПК меняют расписание поездов, на которые уже проданы билеты. Кроме того, в январе-феврале перевозчик отменял множество поездов, в том числе в последний момент. Были истории, когда выходили служебные телеграммы содержания «поезд отменяется с завтрашнего дня».

«Из-за отмены поезда пришлось отменить поездку»

В одном из текстов я попросил читателей написать комментарий, если их поезд был отменен. Вот некоторые из сообщений:

  • На 21 февраля поставили поезд фирменный 87/88 Нижний Новгород – Адлер. За 90 суток. Как положено. Через три дня этот поезд убрали с продажи! При этом никаких звонков и сообщений не пришло. Хорошо, сама заметила. Правда, возврат сделала, и деньги вернулись на карту;
  • Отменен 662 Кинешма – Москва на 3 марта. Билеты были куплены. Выкупали на двоих с женой целое купе (Ермолино – Москва). От Москвы были куплены билеты в Кисловодск с отправлением в 8:22. Из-за отмены поезда пришлось отменить поездку, ибо ночные ласточки, автобусы и прочее не для нас;
  • Сталкивался с отменой поезда 102 Адлер – Москва. Причем, если бы за 3 дня до поездки не полюбопытствовал бы и не посмотрел какие поезда есть сейчас на этот день и какие цены, пришел бы как ни в чем ни бывало с чемоданами на платформу к отмененному поезду. Слава Богу, на 104-й места еще были, причем не за конские цены. Но сам факт... Причем лично меня никак не предупредили - только сделали стандартную рассылку с этим списком из 100+ поездов, причем на мой поезд формулировка была крайне витиеватой: «с 30 апреля по 30 сентября ежедневно» – непонятно, то ли ходит ежедневно, то ли отменен ежедневно. Пришлось звонить в справочную, оказалось, что второй вариант. Написал на «горячую линию» – ответили традиционной отпиской, что «вам было выслано предупреждение об отмене».

На мой взгляд, РЖД и ФПК сейчас совершают большую ошибку. Не уверены перевозчики в завтрашнем дне – лучше сокращайте глубину продаж. В погоне за минимизацией издержек они приучают пассажира к мысли о том, что купленный билет на поезд ничего не гарантирует.

Еще недавно именно стабильность была главным аргументом в пользу неторопливых железнодорожных перевозок перед быстрыми авиационными (авиарейсы запросто отменяют уже давно). Но теперь этот аргумент разрушается. Я очень надеюсь, что отменять поезда после открытия продаж билетов вскоре все же перестанут.