Найти в Дзене
Светлана Сазонова

Пестрая кинолента Романа Полански

Оглавление

Роман Полански производит впечатление чрезвычайно разнообразного художника . Эта особенность Полански отличает его от очень многих режиссёров . К примеру , в творчестве Куросавы , Тарковского , Михалкова , Тарантино , существует концепция , некая единая идея . В чём же заключается это единство , и почему оно невозможно , когда мы говорим о Романе Полански .
Прежде всего , кино , созданное этими режиссёрами , национально . Куросава – истинный японец , Тарковский и Михалков – русские , Тарантино – стопроцентный американец . Если угодно , это их принцип . Даже сюжет фильма , заимствованный у иностранной культуры , будет заново воссоздан в местных реалиях . Куросава делал это неоднократно , снимая картины по мотивам Шекспира , Горького . Более того , на протяжении всего фильма может звучать иностранная речь , как в Ностальгии Тарковского . Но фильм национален , потому что иностранец разговаривает с русским о нём , и его родине .

Художники показывают красоту пейзажа родной страны (" Убить Билла -2" Тарантино , " Сны Обломова " Михалкова ), воссоздают исторические моменты , быт и нравы эпохи (" Семь самураев ", " Августовская рапсодия " Куросавы , " Зеркало " Тарковского , " Утомлённые солнцем ", " Раба Любви ", " Неоконченная пьеса для механического пианино Михалкова ").
Чрезвычайно характерно для этих режиссёров , что мы видим лица одних и тех же актёров , или очень похожие ситуации , сцены , переходящие из одного фильма в другой . Вспомним здесь историю первой любви , рассказанную у Михалкова в картинах " Неоконченная пьеса для механического пианино , и в " Утомлённые солнцем ". Причём рассказана история главными героями в третьем лице , в компании , с надрывом , после трапезы . И все присутствующие понимают , о чём , и о ком именно идёт речь . За исключением жены НАДИ главного героя в " Неоконченной пьесе ...", и маленькой девочки Наденьки в " Утомлённых Солнцем ". Ещё можно привести в качестве примера перекличку между фильмами Тарантино " Криминальное чтиво " и " Убить Билла -2". Разумеется , я имею в виду сюжет пилотной серии , в которой снялась жена мафиози ( Ума Турман ). Спецотряд женщин - убийц … Азиатка , чернокожая , француженка … Показательно , опять же , что Тарантино видел в роли Чёрной мамбы только Уму Турман . Съёмки " Убить Билла " сильно задержались , из - за беременности актрисы . Но режиссёр сказал , что подождёт свою Марлен Дитрих .
Идея Куросавы – воин , и его битва , Тарковского – боль красоты ; у Михалкова – семья ; Тарантино воспевает преступление . Почему же именно так ? Все мы родом из детства . Отец Куросавы был преподавателем восточных единоборств в военном учебном заведении . Отец Тарковского – великий поэт . Михалков родился и вырос в удивительной семье . То , что Тарантино - прирождённый режиссёр , а не убийца – большая удача для человечества .
И это , если хотите , более понятно , объяснимо , легче поддаётся анализу . Полански же – это коллаж , великий по значению и масштабу . Первопричину особенностей его творчества , думается , тоже нужно искать в детстве . И он сам ищет себя там , спустя десятилетия , в счастливце , которому удалось вырваться из гетто за сутки до его уничтожения , и несчастном , потому что пережил тысячи , погибших у него на глазах . Может ли душа быть единым целым , пережив ад ? Нельзя ли сравнить её с одеждой , в которой вы спасались , убегая от преследования , и порвали ткань до неузнаваемости , в клочья .
Думаю , что этим можно объяснить разнообразие художника Полански.