Найти тему

Льюис Уоллес «Бен-Гур», или антиримлянизм

Льюис Уоллес «Бен-Гур», или антиримлянизм

На книгу Льюиса Уоллеса «Бен-Гур» натолкнулся случайно, прохаживаясь по рядам книжных полок, искал Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта», на букву Ф ничего подобного не нашел, потому отступив на шаг назад обратил свое внимание на красивую обложку, заманчивую надпись «классика иностранной литературы», увидев же молодого человека на квадриге (это умное словечко прочел и вразумил в книжке), что-то внутри подсказывало мне: «не бери, не бери, ну чушь ведь», но решился, взял, ведь мы не знаем где найдем, а где потеряем огромное количество времени за прочтением более чем 600 страниц.

​Все начинается с волхвов, таких возвышенных божественных, смиренных, которые рассказывают о своей вере, жизни, байки, посиживая у костра аки охотники на привале, но потом их ведет звезда указывая путь к Царю Иудейскому.

-2

Войдя в Иерусалим эта троица (по словам Льюиса Уоллеса) начинает распускать слухи спрашивая у каждого прохожего «Где нам найти Того, Кто рожден Царем Иудейским?», естественно весть расходится по всему городу, и чтобы закрепить все возможные слухи они стучатся к Ироду, продолжая донимать охранника своим вопросом, который и слыхом ничего не слыхивал. Зря Ирода только возбудили и так беспокойного человека.

После нас переносят в мысли еврейского юноши Бен-Гура, который наивен, как слеза ребенка, красив будто девица крашеная, встречается же он с наглецом, задирой римлянином Мессалой, который всем сердцем любит старого доброго Бен-Гура, но понаслушавшись речей глупых, повыучив слова новомодные в Риме, начинает дерзить, подтрунивать над бедным юношей. Бен-Гур удаляется бубня себе под нос всякие гадости про Мессалу, но высказать вслух не желает, то ли из скромности, то ли из-за того, что Мессала изучал военное мастерство. Весь расстроенный юноша возвращается домой, начинает жаловаться служанке, которая омывает всё его тело, пылинки сдувает, души не чает, та с непонимающим видом внимает, но быстро ретируется, чтобы не слушать слезливую речь. Естественно Бен-Гур этим не может довольствоваться, потому призывает сестру, которая тоже жизни не нюхала, и начинаются чаяния на судьбинушку-кручинушку, это то у молодых людей, которые в жизни палец о палец не ударили и считаются самой богатой семьей в Иерусалиме (отец Бен-Гура нажил капитал купив за рубль продал за два, хоть в случае с этой семьей, возможно, что продавал сразу за десять).

Внезапно происходит трагедия из-за того, что Бен-Гур зазевался, смотря на роскошных римлян, кусочек черепицы срывается под его рукой и обрушивается на прокуратора Валерия Грата, было это специально или случайно, как говорится, одному Бен-Гуру известно, но народ радуется юному революционеру и вступает в схватку с римлянами, естественно, их быстро подавляют и приходят к Бен-Гуру спросить за долги его тяжкие.

​Молодой человек не был к такому готов, его отделили от семьи, рабов (более всех сокрушалась старушка рабыня по судьбе юного хозяина). Приговорили к пожизненной работе на галерах, сделав рабом, тут то и кажется, что и сказочке конец, но нет впереди еще много мучительных страниц. Каким-то образом, еврейский юноша становится самым бравым гребцом, силачом с умными глазами, про красоту молчу, так как повторять еже страничные лобызания Уоллеса своих главных героев по части внешности считаю моветоном. Его тут же замечает римлянин Квинт Арий и странное дело, про месть всем римлянам Бен-Гур сразу же забывает, чудом (каким именно в книге не описывается, просто счастливое стечение обстоятельств, примерно, как случайно найти миллион на улице или золотой рудник) еврейский молодчик спасает при кораблекрушении, кого как вы думаете? Да-да, того самого Квинта Ария, который умен, справедлив и до неприличия богат. Подлый шакал римлянин (это не преувеличение - хулят римлян в книжке на чем свет стоит, в хвост и в гриву, и на каждой странице) тут же усыновляет интеллектуала-геркулеса Бен-Гура, что там и как все завертелось, что дошло до таких родственных чувств нам не рассказывается, эту страницу несчастий мы смело переворачиваем.

​ Видим же мы внезапно въезжающего Бен-Гура в Иерусалим, естественно сказочно богатым (не своим трудом) словно Мидас, красив как Аполлон, подкован в риторике лучше, чем Сократ, скромен будто Иисус. В сердце горит два пламени желание найти родных и месть Мессале, что же выберет Бен-Гур? Элементарно Ватсон, Месть! Vendetta!!! Абсолютно случайным образом Бен-Гур оказывается зрителем на арене Мессалы, который с легкостью управляется квадригой, не для кого не будет секретом, что Бен-Гур на квадриге гонял еще с детства и даже выиграл какие-то ОЧЕНЬ значимые турниры, учился этому делу он не специально, а так между делом, походя, мало ли в жизни пригодится поучаствовать в турнире на квадриге, ну у кого такого не случается? Вот я не умею управлять сем шедевром, а представилась бы возможность погонять с заклятым врагом, так и сконфузился бы сразу же.

​ Дальше больше, счастливые стечения обстоятельств, бывший раб отца Бен-Гура отказывается от деситкратноприумноженного богатства доставшегося ему потом и кровью (по книги скорее кровью). Еврей Симонид на пытках между своей жизнью и деньгами выбирал всегда деньги, что даже римляне отказались дальше увечить, так как не могли поверить, что человек может быть настолько стойким (жадным?). Сразу приходит в голову анекдот, когда грабитель останавливает очень скупого человека (не будет в этот раз про национальности, мы ведь не какие-то там расисты, как Бен-Гур, который ненавидел всех римлян – хоть и был усыновлен римлянином и до конца был любящем приемным сыном) и говорит: деньги или жизнь. Скупой человек отвечает: жизнь! Поспешно одумываясь выкрикивает: забирайте жизнь, только деньги не трогайте.

-3

​Но еврей Симонид не так прост, скорее всего все это он делал, чтобы пристроить свою доченьку ненаглядную, которое всегда раболепно прислуживала отцу, но осталась наивным и чистым созданием даже находясь в присутствии разворачивающихся переговоров между ее отцом и другими коллегами по цеху.

Бен-Гур хоть и стоик в душе, но парень ветреный с горячей кровью, он выбирает египтянку в дымчатом наряде (это и был главный козырь). Как можно серьезно было воспринимать египтянку Иру я не знаю, одно то, что она называла себя Египет говорит многое о ней, представьте, если к вам подходит девушка, вы обращаетесь к ней по имени, а она смотрит на вас истомным взглядом, прикладывает своей пальчик к вашим губам и произносит «называй меня Россия», еще бы добавить «матушка», но не будем забываться.

После всех правильных знакомств Бен-Гура в Иерусалиме, он начинает готовиться к состязанию на квадригах, где неизбежно будет принимать участие Мессала. Описание лошадей, самого Бен-Гура, Мессалы, двух девиц занимает львиную долю этого романа, такую долю, что история Иисуса пролетает вскользь, да и не такой значительной, как напряженное слегка побледневшее лицо Бен-Гура во время соревнования. И так к соревнованию, кроме множества эпитетов на эту тему в сторону Бен-Гура и лошадей, там нечего рассказывать, хотя не может не ускользнуть эпичная битва на квадригах. Когда я читал, то даже слегка позевывал от того, что финал был предсказуем, но даже меня удивила дерзость автора, который преподнес нам подлый поступок, удар исподтишка от Бен-Гура, это была позорная, нечестная, грязная победа, которая была не достойна столь почтительного юноши. Но все это нам опять смазали, вставили кучу красивых, благородных эпитетов, чтобы мы смогли проглотить это даже не пережевывая.

-4

​Конец же просто неприличный, когда Бен-Гур струсил заступиться за слабого, это ведь не шейх Египетский с красавицей египтянкой, спасение которых несет за собой столько земных благ. Вера Бен-Гура разворачивается на 180 градусов, он легко отказывается от египтянки Иры и выбирает вторую – Есфирь, не самый приоритетный выбор, но на горизонте других не было, это ли не унизительно для девушки? Но нам это падают только под благородными намерениями и переосмыслением.

​Подводя итог, книжка вяло текущая, приторная, расистская на каждом углу обман и изворот поступков под правильным углом, чтобы осветить лучом солнца благородный лик Бен-Гура. Для меня в этом романе было два интересных момента, один из них несет смысловую нагрузку, второй же настолько отвратителен, что нивелирует собой все хорошее в этом романе.

​ Первый момент - смысловая нагрузка/идея –ожидания Царя Иудейского, каждый его представлял себе по своему, но по сути было два лагеря: большевики – те кто хотели увидеть перед собой воина, правителя (ака Юлий Цезарь), который войдет в земли Иерусалима с дюжиной бравых воинов, сам же будет в драгоценностях и золоте, от взгляда его даже львы будут падать ничком мурлыкая; меньшевики – хотели увидеть обычного человека по образу и подобию, им же воздалось за их ожидание. Кого ждете вы? Кому вы поклоняетесь в век капитализма? Явно не образу Иисуса.

​ Второй момент – это ужасное, предвзятое, расистское отношение к римлянам, которых нам выставили нелюдями, глупцами, пьяницами, развратниками и транжирами. А еврейский народ оправдывали во всем, за любой поступок плохой он или хороший. Мое мнение, что Бен-Гур должен был винить себя, ведь только его поступки привели к бесчестию, позору семьи, как говорится «не звезды, Брут, а сами мы виновны…». Восхвалять и перечислять заслуги римлян я не буду, все мы их знаем, все знакомы с культурой, философией, архитектурой, искусством.

​ Я бы мог писать много, приводить и высмеивать различные несуразицы, нестыковки еще очень долго, но и так обзор получился слишком большой, потому как и Пилат, я умываю руки и не рекомендую к прочтению.