Мы продолжаем наш рассказ о фотоколлекции Адольфа Мите – коллеги и учителя Прокудина-Горского (ссылку на первую статью даю в конце). Напомним, что на заре XX века Мите изобрел лучшую на тот момент цветную камеру. Снимать по этой технологии было сложно, но все же появились качественные изображения.
До Первой мировой войны, наверное, лишь два фотографа снимали в цвете, качественно и много – Мите и Прокудин-Горский. Как мы уже отмечали, в чем-то они кажутся «близнецами-братьями». Однако есть и различия.
Прокудин-Горский имел взгляд географа, этнографа. Русский фотограф снимал разные регионы Империи, жизнь ее народов и сословий, культуру, города, сооружения… Можно сказать, Сергей Михайлович хотел создать «энциклопедию русской жизни». Он собирался опубликовать цветные снимки массовыми тиражами, чтобы их использовали в народной школе. Но случилось так, что в роли «школьников», открывающих свою страну, оказались мы, потомки. Другими словами, прокудинская фотоколлекция есть памятник истории.
Другое дело – Адольф Мите. Почему-то ему хуже удавались города:
А интерьеры вообще отсутствуют на доступных нам фотоработах Мите. В душе он – не географ, не этнограф, а художник. Природа и «вечные темы» – вот что, как мне кажется, больше интересует немецкого мастера.
И надо учесть, конечно, что лишь малая часть коллекции Адольфа Мите сейчас доступна.
Как и Прокудин-Горский, немецкий изобретатель много путешествовал. В 1910 году Мите вместе с морской экспедицией побывал на Шпицбергене и сделал первые в мире цветные снимки Арктики.
Какой прекрасный снежный остров!
Льдины, похожие на белых лебедей:
И робкое очарованье северной природы:
Берег:
И корабли:
А это море у Шпицбергена:
Фотограф путешествовал не только в Арктику, но и в жаркие страны. В 1908 году немец опубликовал альбом «Под солнцем Верхнего Египта». Это один из редких случаев, когда объектив Мите запечатлел достопримечательности:
Немецкий путешественник снимал и страны Средиземноморья. Это Флоренция:
Какой-то другой город в Италии:
Какое-то приморское поселение в Средиземноморье:
А это – вновь родная Германия! Интересно, сколько сотен бурных лет видели эти крутые крыши?
Несколько лет спустя Мите еще раз посетил арктический регион. Он возглавлял научную экспедицию на север Норвегии. Мир уже начал погружение в кровавый мрак, и La Belle Époque должна была отойти в вечность, как перикловы Афины. Ведь экспедиция была приурочена к солнечному затмению, а оно случилось 21 августа 1914 года. Каково было работать, зная, что судьба страны может решиться со дня на день?
Геодезист:
У меня в памяти мгновенно возникает снимок Прокудина-Горского, сделанный на семь лет раньше – там, где в горах Тянь-Шаня астрономы наблюдают солнечное затмение:
Адольф Мите тоже снял оптику. В конце концов, это его научная специальность!
Задумался... Точно ли он снимал? Слишком уж четкое изображение... Нет, судя по немецкому сайту с фотоколлекцией Мите, ничего не перепутано.
А вот интересный кадр: художник пишущий пейзаж с натуры. На фотографию попала и натура, и ее отображение на холсте.
Впрочем, гораздо чаще Мите создавал портреты разных дам:
Остается сказать несколько слов о биографии немецкого изобретателя! Адольф Мите родился в 1862 году в прусском городе Потсдам, в семье шоколадного фабриканта. Юноша решил пойти в науку и поступил в Берлинский университет, где обучался химии, физике и астрономии, а потом уехал в Геттинген писать диссертацию.
В 1889 году Мите получил докторскую степень за работу в новой области техники (астрофотография). Однако еще раньше Адольф стал одним из авторов крайне важного изобретения – магниевой фотовспышки.
В 1890-х ученый работает в двух коммерческих компаниях: одна из них производила телескопы, а другая – фотоаппараты. Кроме того, он был основателем и редактором фотографических журналов. В возрасте 37 лет Адольф Мите стал профессором фотохимии в Высшей технической школе в Берлине, а в 39 лет изобрел лучшую цветную камеру в мире. Камера быстро делала три черно-белых кадра с разными цветофильтрами. При совмещении трех снимков можно получить цветное изображение. Принцип был известен уже в XIX веке, но долгое время не удавалось найти хорошее практическое приложение…
Техника, которой пользовался Адольф Мите, современная фотография:
Чуть позже изобретенный автохром оказался более простой и даже массовой моделью, однако качество автохромных изображений было ниже.
Перед Первой мировой войной ученый много путешествовал, занимался астрофотографией, а в 1921 году основал научно-исследовательский институт кинематографических технологий. Жизнь изобретателя окончилась нелепо. Мите попал в железнодорожную аварию, и от ее последствий скончался в Берлине в 1927 году.
Ссылка первую на статью с началом фотоколлекции.
Все мои статьи, в том числе материалы, связанные со старыми фотографиями, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Россия 1930-32 годов в цвете, снимки Б. Деку