Любой владелец автомобиля начинает испытывать беспокойство в том случае, когда после балансировки видит на своем колесе большое количество грузов. Почему грузов так много? Можно ли было отбалансировать по-другому? Всегда ли хорошо, когда грузов мало? Предлагаю в очередной раз погрузиться в тему балансировки автомобильных колес и разобраться в этих вопросах.
Почему считается, что много грузов на колесе это плохо? Основных причин две и лежат они в сфере технической и сфере эстетической.
С технической точки зрения, большое количество балансировочных грузов увеличивает массу колеса. А колесо это неподрессоренная масса, которая напрямую влияет на плавность хода автомобиля. Чтобы снизить ее негативное влияние и повысить ресурс автомобиля, инженеры всеми силами стараются такую массу снизить, используя например легкосплавные диски. Мы, конечно понимаем, что масса балансировочных грузов по отношению к массе не велика, но свою небольшую вредную работу она от этого делать не перестанет, неизбежно повышая нагрузку на подвеску автомобиля.
С эстетической точки зрения все значительно проще – колесо, на котором навешено много грузов выглядит неопрятно.
Сколько грузов достаточно, чтобы отбалансировать колесо? На этот вопрос нам отвечает физика и теоретическая механика: для полного устранения дисбаланса достаточно двух корректирующих масс (баланисровочных грузов). Однако всегда ли колесо должно быть отбалансировано именно двумя грузами или бывают ситуации, когда обосновано использование другого количества грузов?
Для начала разберем самый простой пример – на колесе один груз. Такое может произойти в трех случаях:
- колесо имело только статическую неуравновешенность и при динамической балансировке станок полностью скомпенсировал ее одним грузом
2. некоторые современные балансировочные умеют вычислять такое положение одного груза, чтобы оно полностью компенсировало статическую неуравновешенность и частично моментную. Если станок вычислил, что моментная неуравновешенность будет невелика, то он предложит выполнить балансировку одним грузом
3. мастер выполнил только статическую балансировку, не обращая внимания на остаточную моментную неуравновешенность.
Таким образом, балансировка автомобильного колеса одним грузом имеет право на жизнь. Однако, к сожалению, на сегодняшний день, именно третий случай встречается наиболее часто. Статическую балансировку делать проще и быстрее, чем динамическую. Требуется меньше грузов. При этом водитель в большинстве случаев не заметит влияния остаточной моментной неуравновешенности (негативное воздействие останется, но руль бить не будет).
Следующий пример – несколько набивных грузов с одной стороны колеса. Установка более одного набивного груза обоснована только в том случае, когда грузы расположены вплотную друг к другу
Так делают, если под руками нет груза необходимого веса, либо для балансировки требуется просто большой вес. Например, балансировочный станок просит установить справа груз массой 100 грамм. Если его заменить двумя грузами по 50 грамм, то колесо останется отбалансированным, а грузы будут закреплены не одной скобой, а двумя – будут лучше держаться на колесе. Наиболее часто к такой технологии прибегают при балансировке колес внедорожных автомобилей. Принимая во внимание особенности их эксплуатации, вероятность потери или смещения балансировочного груза из-за внешних воздействий достаточно высока.
Другая ситуация – пара грузов расположены друг напротив друга с одной стороны колеса.
В этом случае очевидна небрежность специалиста шиномонтажа. Вместо того чтобы снизить массу первого груза, он добавляет второй. Дисбаланс колеса устранен, но для этого нам потребовалось избыточное количество грузов.
Иногда, чтобы ленты самоклеящихся грузов не бросались в глаза, их размещают за спицами колеса. Такая функция в современных балансировочных станках называется SPLIT.
Станок вместо одного груза, вычисляет вес и положение двух грузов таким образом, чтобы они максимально были закрыты спицами. В этом случае увеличится количество грузов и их общий вес. С технической точки зрения такую балансировку сложно считать оптимальной, но с эстетической точки зрения, добиться такого же результата по-другому просто не получится. Функция SPLIT применяется только для грузов, которые располагаются около спиц. На внутренней части колеса груз останется один. Таким образом, полное устранение неуравновешенности может потребовать трех грузов.
Другой пример, когда используют три груза – балансировка тяжелых колес большого размера (например, колеса внедорожников с грязевой резиной). Такие колеса могут потребовать установки грузов весом больше сотни грамм. Чтобы не заклеивать половину диаметра диска грузами можно выполнить сначала статическую балансировку и установить один из грузов в средней части колесного диска.
После этого необходимо выполнить динамическую балансировку и установить оставшуюся пару грузов. Суммарная масса грузов меньше не станет, но каждый из них будет занимать меньше места на диске.
Вопрос о правильном количестве грузов после балансировки колеса оказался не таким простым, как выглядел на первый взгляд. Ситуации бывают разные, подходы к балансировке тоже. В заключение статьи можно дать только самые общие рекомендации:
- Если на колесе установлен один груз или три груза – попросите пояснений от специалиста, который его балансировал
2. Если на колесе по одному грузу с каждой стороны – балансировка выполнена оптимально.
3. Если на колесе больше трех грузов – пора задуматься о посещении другой шиномонтажной мастерской.