Первые эскалаторы во всем СССР появились в Москве в 1935 году при открытии первой очереди метро от Сокольников до Парка культуры на глубоких станциях Охотный ряд, Чистые пруды, Лубянка и Красные ворота. Конечно же, в настоящее время они уже все заменены на более новые модели. В общественных зданиях и универмагах в то время "лестницы-чудесницы" не практиковались. Первый поэтажный эскалатор в здании появился в Центральном детском мире гораздо позднее, в 1957 году.
Сперва скорость движения составляла 0,5 м/с, затем она была увеличена до 0,9 м/с, а после снижена до 0,75 м/с, так как именно такая скорость соответствует среднему шагу человека и обеспечивается комфортный вход и выход для пассажиров с эскалатора и обеспечивает его максимальную заполняемость.
Все эскалаторы в Московском метро имеют наклон равен 30 градусов. Самый длинный из подъемников установлен на станции Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Его длина 130 метров, а высота подъема 63,4 метра. Однако говорят, что на строящейся станции Шереметьевская высота подъема эскалатора будет еще больше, и Парк Победы может потерять пальму первенства.
Нормативный срок службы эскалаторов метрополитена составляет 50 лет, однако по достижении этого срока специальная комиссия может продлить ресурс машины, чем часто и пользуются метрошники, поэтому в столичном метро еще сохранилось немало раритетных машин выпуска 1950-х годов, которые застали еще самого товарища Сталина. О них и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Сложность замены эскалаторов связана не только с большими затратами, но также и с тем, что на время проведения работ, а это как минимум 1 год, вестибюль станции или пересадку приходится закрывать для пассажиров, что для итак загруженных станций означает полный коллапс. Если у станции только один выход (напр., Бауманская или Смоленская), то ее в принципе закрывают для использования пассажирами с организацией компенсационных автобусов. Всего с 2010 года в столичной подземке заменили эскалаторы с истекшим сроком эксплуатации на 14 станциях.
Между прочим, до 2015 года на Бауманской работал самый старый во всем мире эскалатор модели Н-40-III выпуска 1944 года (целый 71 год), который в ходе реконструкции был заменен на современный.
1.Белорусская (1952)
Кольцевая линия
Самый древний из действующих в метро трехленточный эскалатор модели ЭМ-4 с высотой подъема 42 метра установили еще в 1952 году на выходе к Белорусскому вокзалу (западный вестибюль около ул. Грузинский вал, удобно с багажом, что сразу выходишь на улицу, а не в подземный переход). Старичок трудится уже почти 70 лет вместо положенных 50.
В планах на замену он пока не стоит, вероятно из-за нахождения у Белорусского вокзала, куда приходят электрички МЦД-1 и пригородных направлений, а также отправляются Аэроэкспрессы до Шереметьево. Вероятно власти боятся, что при закрытии выхода переход на Замоскворецкую линию (на ней тоже есть выход к вокзалу) просто лопнет от напора пассажиров, так как второй выход со станции на Лесную ул., открытый в 1997 году, расположен неудобно для прохода к вокзалу.
2.Комсомольская (1952)
Кольцевая линия
На самой загруженной московской станции рядом с 3 вокзалами на 2021 год запланирована замена эскалаторов ЭМ-4 (большой наклон, первый в столице 4-ленточный) и ЭМ-1М (малый наклон в центре станции), которые работают аж с 1952 года на пересадке на Сокольническую линию с выходом на Казанский вокзал, с увеличением количества лент на большом наклоне с 4 до 5. Между прочим, с большим эскалатором в 2012 году уже происходил инцидент - работающая на спуск машина стала ускоряться, а потом, когда включился аварийный тормоз, люди не удержались и попадали вниз, но обошлось без серьезных последствий.
На время ремонта станция будет по-прежнему открыта для выхода в город из-за наличия второго выхода к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам (здесь эскалаторы аналогичные также 1952 года), однако в часы-пик на ней будет твориться просто нечто, поскольку здесь всего 3 нити.
3.Арбатская (1953)
Арбатско-Покровская линия
В восточном торце станции до сих пор с 1952 года действуют эскалаторы ЭМ-4, с помощью которых можно сделать пересадку на Александровский сад и Библиотеку имени Ленина, а также выйти в город у библиотеки. В 2021 году планируется начать замену изношенного подъемника с увеличением числа лент с 3 до 4. Выйти со станции можно будет через противоположный выход на Воздвиженку, а вот пересадку можно будет сделать лишь на Боровицкую.
4.Киевская (1953-1954)
Кольцевая / Арбатско-Покровская линия
Наиболее старыми является объединенный для двух глубоких Киевских каскад эскалаторов, ведущих к пригородным поездам Киевского вокзала и бывшему цветочному рынку. Подъем в город здесь осуществляется в 2 этапа - с Кольцевой линии в промежуточный вестибюль (малый наклон), где добавляется трафик пассажиров с Арбатско-Покровской линии либо продолжить путь наверх по большому наклону. Здесь изначально был сооружен эскалаторный тоннель увеличенного диаметра для обслуживания сразу 2 станций метро, в котором при сегодняшних технологиях можно разместить до 5 эскалаторных лент.
Кстати, Киевская - единственная станция на Кольце, находящаяся не в ЦАО, а в ЗАО.
Точных сроков замены эскалаторов пока нет, ремонт постоянно откладывают. Одно время они были в списке к замене на 2021 год, но потом их убрали. Скорее всего, при закрытии большого наклона работа станций парализуется, т.к. второй небольшой выход с Киевской кольцевой с площади перед вокзалом просто не потянет весь пасаажиропоток с вокзальной станции, он и сейчас в часы-пик работает на пределе возможностей.
5.Краснопресненская (1954)
Кольцевая линия
Здесь действуют эскалаторы, установленные в 1954 году, которые запланированы к замене в 2021 году с увеличением количества лент с 3 до 4. На время ремонт выйти в город можно будет через пересадочную станцию Баррикадная.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 4 самых медленных линии метро Москвы