5 станций метро Москвы с самыми старыми эскалаторами

16K прочитали
На Киевской находится один из старейших действующих эскалаторов во всей России
На Киевской находится один из старейших действующих эскалаторов во всей России

Первые эскалаторы во всем СССР появились в Москве в 1935 году при открытии первой очереди метро от Сокольников до Парка культуры на глубоких станциях Охотный ряд, Чистые пруды, Лубянка и Красные ворота. Конечно же, в настоящее время они уже все заменены на более новые модели. В общественных зданиях и универмагах в то время "лестницы-чудесницы" не практиковались. Первый поэтажный эскалатор в здании появился в Центральном детском мире гораздо позднее, в 1957 году.

Сперва скорость движения составляла 0,5 м/с, затем она была увеличена до 0,9 м/с, а после снижена до 0,75 м/с, так как именно такая скорость соответствует среднему шагу человека и обеспечивается комфортный вход и выход для пассажиров с эскалатора и обеспечивает его максимальную заполняемость.

Все эскалаторы в Московском метро имеют наклон равен 30 градусов. Самый длинный из подъемников установлен на станции Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Его длина 130 метров, а высота подъема 63,4 метра. Однако говорят, что на строящейся станции Шереметьевская высота подъема эскалатора будет еще больше, и Парк Победы может потерять пальму первенства.

Нормативный срок службы эскалаторов метрополитена составляет 50 лет, однако по достижении этого срока специальная комиссия может продлить ресурс машины, чем часто и пользуются метрошники, поэтому в столичном метро еще сохранилось немало раритетных машин выпуска 1950-х годов, которые застали еще самого товарища Сталина. О них и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

Сложность замены эскалаторов связана не только с большими затратами, но также и с тем, что на время проведения работ, а это как минимум 1 год, вестибюль станции или пересадку приходится закрывать для пассажиров, что для итак загруженных станций означает полный коллапс. Если у станции только один выход (напр., Бауманская или Смоленская), то ее в принципе закрывают для использования пассажирами с организацией компенсационных автобусов. Всего с 2010 года в столичной подземке заменили эскалаторы с истекшим сроком эксплуатации на 14 станциях.

Между прочим, до 2015 года на Бауманской работал самый старый во всем мире эскалатор модели Н-40-III выпуска 1944 года (целый 71 год), который в ходе реконструкции был заменен на современный.

1.Белорусская (1952)

Кольцевая линия

Старый эскалатор на Белорусской
Старый эскалатор на Белорусской

Самый древний из действующих в метро трехленточный эскалатор модели ЭМ-4 с высотой подъема 42 метра установили еще в 1952 году на выходе к Белорусскому вокзалу (западный вестибюль около ул. Грузинский вал, удобно с багажом, что сразу выходишь на улицу, а не в подземный переход). Старичок трудится уже почти 70 лет вместо положенных 50.

В планах на замену он пока не стоит, вероятно из-за нахождения у Белорусского вокзала, куда приходят электрички МЦД-1 и пригородных направлений, а также отправляются Аэроэкспрессы до Шереметьево. Вероятно власти боятся, что при закрытии выхода переход на Замоскворецкую линию (на ней тоже есть выход к вокзалу) просто лопнет от напора пассажиров, так как второй выход со станции на Лесную ул., открытый в 1997 году, расположен неудобно для прохода к вокзалу.

2.Комсомольская (1952)

Кольцевая линия

Эскалатор на Комсомольской к Казанскому вокзалу
Эскалатор на Комсомольской к Казанскому вокзалу

На самой загруженной московской станции рядом с 3 вокзалами на 2021 год запланирована замена эскалаторов ЭМ-4 (большой наклон, первый в столице 4-ленточный) и ЭМ-1М (малый наклон в центре станции), которые работают аж с 1952 года на пересадке на Сокольническую линию с выходом на Казанский вокзал, с увеличением количества лент на большом наклоне с 4 до 5. Между прочим, с большим эскалатором в 2012 году уже происходил инцидент - работающая на спуск машина стала ускоряться, а потом, когда включился аварийный тормоз, люди не удержались и попадали вниз, но обошлось без серьезных последствий.

На время ремонта станция будет по-прежнему открыта для выхода в город из-за наличия второго выхода к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам (здесь эскалаторы аналогичные также 1952 года), однако в часы-пик на ней будет твориться просто нечто, поскольку здесь всего 3 нити.

3.Арбатская (1953)

Арбатско-Покровская линия

Спуск из аванзала на Арбатскую
Спуск из аванзала на Арбатскую

В восточном торце станции до сих пор с 1952 года действуют эскалаторы ЭМ-4, с помощью которых можно сделать пересадку на Александровский сад и Библиотеку имени Ленина, а также выйти в город у библиотеки. В 2021 году планируется начать замену изношенного подъемника с увеличением числа лент с 3 до 4. Выйти со станции можно будет через противоположный выход на Воздвиженку, а вот пересадку можно будет сделать лишь на Боровицкую.

4.Киевская (1953-1954)

Кольцевая / Арбатско-Покровская линия

Каскад эскалаторов на Киевской
Каскад эскалаторов на Киевской

Наиболее старыми является объединенный для двух глубоких Киевских каскад эскалаторов, ведущих к пригородным поездам Киевского вокзала и бывшему цветочному рынку. Подъем в город здесь осуществляется в 2 этапа - с Кольцевой линии в промежуточный вестибюль (малый наклон), где добавляется трафик пассажиров с Арбатско-Покровской линии либо продолжить путь наверх по большому наклону. Здесь изначально был сооружен эскалаторный тоннель увеличенного диаметра для обслуживания сразу 2 станций метро, в котором при сегодняшних технологиях можно разместить до 5 эскалаторных лент.

Кстати, Киевская - единственная станция на Кольце, находящаяся не в ЦАО, а в ЗАО.

Точных сроков замены эскалаторов пока нет, ремонт постоянно откладывают. Одно время они были в списке к замене на 2021 год, но потом их убрали. Скорее всего, при закрытии большого наклона работа станций парализуется, т.к. второй небольшой выход с Киевской кольцевой с площади перед вокзалом просто не потянет весь пасаажиропоток с вокзальной станции, он и сейчас в часы-пик работает на пределе возможностей.

5.Краснопресненская (1954)

Кольцевая линия

Выход в город на Краснопресненской
Выход в город на Краснопресненской

Здесь действуют эскалаторы, установленные в 1954 году, которые запланированы к замене в 2021 году с увеличением количества лент с 3 до 4. На время ремонт выйти в город можно будет через пересадочную станцию Баррикадная.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️  Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!

Читай также: 4 самых медленных линии метро Москвы