В Петербурге много небольших уютных музеев с интереснейшими экспозициями, но при этом не очень известных и популярных. Например, музей Петербургского метрополитена, о котором я никогда не слышал, пока не сходил туда на прошлых выходных. Заплатил за это удовольствие 350 рублей, и сейчас совершенно бесплатно расскажу и покажу, что я там увидел.
Краткий обзор музея
Театр начинается с вешалки, а музей петербургского метро — с автоматического гардероба. При входе стоят шкафчики половинной высоты, длиннополая одежда туда не поместится. Но если пройти дальше, то там будут шкафчики во весь рост. Мы этого не знали, и утрамбовали свои вещи в маленькие шкафчики. Тоже нормально.
Туалет — после шкафчиков направо. Всего один, так что могут быть очереди. А налево будет начало экскурсии. И первое, что мы видим там — монетосчиталка 1970 года. Штука сложная и красивая:
Идём дальше и попадаем в помещение с большой картой-схемой метро. Там есть и действующие станции, и перспективные. Экскурсовод подробно рассказывает о планах развития метрополитена. Я запомнил одну историю, кратко перескажу её.
Когда метрополитен заказывал новые поезда, то решили заодно обновить и цвет: вместо традиционных синих сделать коричневые вагоны. Но об этом узнали метро-фаны, стали шуметь, мол, некрасиво.
В итоге пришли к тому варианту, который мы видим сейчас: по красной ветке катаются красные поезда, по синей — синие, по зелёной — зелёные (их макеты можно увидеть в галерее ниже). Так пассажирам проще ориентироваться.
Но есть нюанс. Планы по развитию метро включают в себя строительство новой ветки — коричневой. Так что к коричневым поездам мы так или иначе, но придём!
Следующая остановка — в тоннеле. В целях экономии в Петербургском метро уменьшили ширину туннеля с 5 до 4,5 метров. Из-за этого там не осталось места для людей, поэтому все работы в туннелях выполняются ночью. В Москве туннели шире, там можно работать и днём.
Петербургское метро — самое глубокое в мире по средней глубине залегания станций. Она у нас 50-60 метров. Самая глубокая станция в России тоже находится в Петербурге: глубина станции Адмиралтейская — 86 метров.
Но это не мировой рекорд, а только третье место. На втором месте Киев, там есть станция с глубиной 104 метра. А самая глубокая станция в мире находится в Северной Корее, в Пхеньяне. У них все станции делаются по принципу бомбоубежищ, поэтому их роют очень глубоко.
Ну а у нас приходится так углубляться из-за особенностей почвы. На глубине от 30 метров по Петербургом находится слой голубых кембрийских глин. Этот слой сформировался 550 млн лет назад, так что не удивляйтесь, если увидите останки ископаемых моллюсков в метро.
Выбираемся из забоя и попадаем в красивый коридор с витринами, рассказывающими об истории появления и развития метро в Петербурге и в мире. В конце экскурсии у вас будет возможность походить по музею самим, так что можно спокойно слушать экскурсовода, а потом вернуться и всё тут почитать, поразглядывать.
Следующий зал — основной. И он очень интересный, особенно для детей. Кстати, нашу группу разделили на 2 части. В первой части шли родители с детьми, им рассказывали что-то одно. А нам, бездетным, рассказывали про Сталина.
Отдельно хочется сказать про скромный стенд с разными жетонами и проездными. Там я увидел свои студенческие проездные начала 2000х годов. Приятно было поностальгировать.
Экскурсия подходит к концу. Осталось еще только 2 зала, про которые расскажу совсем кратко. Спускаемся вниз по неработающему эскалатору и видим макет вагона поезда с открытой кабиной машиниста. Наконец можно осуществить мечту детства: понажимать и покрутить все эти рычаги и кнопочки!
"Поездку" в метро с места машиниста я снял на видео. Вот как это выглядит:
Переходим в последний зал. Он посвящён ликвидации размыва между Лесной и Площадью Мужества. Пассажирское движение между этими станциями не работало с 1995 по 2004 год. Всё это время пассажиров между станциями возил бесплатный автобусный маршрут №80. Сам я там, к счастью, не ездил, но говорят, по утрам люди набивались в автобус так плотно, что в его недрах рождались алмазы.
Это не всё, что есть в музее. Я не рассказал про устройство эскалатора и диспетчерский пульт. Но и так уже мой "краткий" обзор стал слишком большим. Поэтому ещё чуть-чуть про камни и всё:
Как попасть в музей
Посещение музея — только по записи. Надо звонить и записываться заранее на определённое время. Оплатить билет можно только наличкой в кассе.
Находится музей рядом со станцией метро Приморская, в одном с ней здании. Вход с улицы Одоевского.
Стоит ли идти? Брать ли с собой детей?
На оба вопроса ответ "Да!", причём, детям там понравится даже больше, чем вам. Как уже писал выше, если будет много детей, то родителей с ними выделят в отдельную группу, и проведут для них немного другую экскурсию.
Примерно 80 минут вы слушаете экскурсовода, а потом можно гулять самим, фотографировать, рассматривать и читать то, что не успели во время экскурсии.
На этом всё, пойду дальше искать интересные места.