Найти тему

Распутав спираль Фибоначчи: вот в чем секрет «золотого сечения»

Оглавление

Леонардо Да Винчи использовал его в картинах, а древние египтяне – в постройке пирамид. Золотая спираль, собравшая вокруг себя множество мифов, находит применение повсюду: от древних полотен до современных логотипов. Есть мнение, что золотая пропорция делает любое произведение если не шедевром, то, как минимум, красивым. Ученые находят следы ископаемых, панцири которых невероятно близки к «золотой спирали», а заветное число можно найти даже в пропорциях человека. Так вот, когда золотое сечение мерещится повсюду, и в Кремлевской звезде, и даже в котиках - пришло время разобраться.

Начнём издалека

Как ни крути, обойти матчасть не получится: в первую очередь золотое сечение – это соотношение, которое выражается формулой и графиком функции. Если упростить до минимума, то золотое сечение – это соотношение величин, примерно равное 1,618 (золотое число). Правильная пятиконечная звезда строится золотым сечением, и Кремлёвская – не исключение. У золотого числа много математических свойств, но самое важное – эта пропорция лежит в основе одной из логарифмических спиралей. Та самая спираль, которую пытаются пририсовать к любому огрызку, портрету, картине, коту или гопнику, лишь бы назвать его шедевром или поржать. Но есть нюанс (как в том анекдоте).

Одно большое заблуждение

Все спирали похожи, ведь созданы бесконечным повторением. Популярный клон золотой спирали – спираль Фибоначчи. Она строится на последовательности Фибоначчи, где любое число, кроме первых двух, является суммой двух предыдущих (0,1,1,2,3.5…). Именно спираль Фибоначчи ошибочно нарисована в мемах и «умных» статьях вместо золотой, как более простая версия. По большому счету, разницы особой нет: золотая спираль начинает свое построение с золотого прямоугольника, а спираль Фибоначчи – с двух квадратов. Есть и третий, самый простой вариант – спираль Дюрера. Последняя строится из четвертьокружностей, вписанных в квадраты.

Зеленая - спираль Дюрера. Красная - золотая спираль. Невероятно, насколько они близки
Зеленая - спираль Дюрера. Красная - золотая спираль. Невероятно, насколько они близки

В истории часто упоминается золотая пропорция: её действительно использовали в Древнем Египте, о ней знали в Древнем Риме и использовали повсеместно. Это первая логарифмическая функций, до которой человечество додумалось, изучая природу: раковины моллюсков, тело человека и других животных. Открытие присваивают именно Леонардо Да Винчи в результате вычислений, но это лишь закономерность, которую Да Винчи, возможно, сформулировал в своих трудах.

Природа

Со временем золотая спираль нашлась в человеческом ухе, раковине моллюска Наути́лус помпи́лиус и даже в форме галактик. Все эти совпадения, на первый взгляд очень мистические, имеют простые обоснования. Во-первых, рост любого организма обусловлен делением клеток: одна клетка делает две, те делают еще, и так далее. Напоминает последовательность Фибоначчи, и в этом вся суть: все спирали построены одинаково, и все представляют собой один из видов симметрии. Природа повторяет одни и те же простые действия, получая причудливые формы. Во-вторых, все эти спирали – лишь похожи на золотую: математически они не имеют с ней ничего общего.

раковина моллюска Наути́лус помпи́лиус
раковина моллюска Наути́лус помпи́лиус

Главный секрет привлекательности

Несмотря на весь скептицизм, золотая пропорция все же нравится человеку. Она радует обе части нашего мозга: древнюю и современную. Древняя часть помнит первобытный мир, в котором не было искусственных форм и идеальных пропорций. Спираль для него – нечто природное, естественное, родное. Отголоски парадайса, нашей родины с просторными саваннами и древними моллюсками. Молодая часть – кора мозга, воспитанная логикой и вычислениями, уважает симметрию и закономерности, поэтому восторг вызывают фракталы и любые симметрии, в том числе золотая спираль. В то же время доказано, что человек считает формат золотое соотношение сторон непривлекательным и чрезмерно вытянутым. Пропорции без содержания ничего не значат.

В логотипах

В погоне за эффективностью и признанием масс, дизайнеры по всему миру используют золотую спираль для построения логотипов. Но, чаще всего, дело доходит до абсурда: логотип теряет адаптивность, читаемость или уникальность, в погоне за точным соблюдением пропорций. В своем блоге я делаю бесплатные логотипы каждую неделю и успел вдоволь поэкспериментировать: меня ничто не ограничивает. Золотая спираль, как и правило третей служит отличной сеткой для построения композиции или приятных форм.

Выводы

Золотое сечение – просто закономерность. Одна из сотен сеток для построения аккуратных форм. Пирамиды большие, а Леонардо Да Винчи талантливый, вот и весь секрет.

#дизайн #логотип #Фибоначчи #золотое сечение #Леонардо Да Винчи #секрет #лайфхак #logo #композиция #искусство