Может ли кто-нибудь вспомнить Евгения Моргунова в другом образе, не в роли Бывалого? Почему он стал заложником одной роли, из-за скверного характера или же так сложилась судьба? Почему в 60-е годы с ним перестал работать Гайдай, а затем и все остальные серьезные режиссеры? Ответы в сегодняшнем материале.
Евгений Моргунов рос без отца, с малых лет грезя об актерской профессии. Когда ему стукнуло 15 лет, Моргунов решился на самый на тот момент радикальный способ решения своей мечты. Он написал письмо Сталину, в котором попросил принять его в искусство. В письме он указал, что хочет быть как Станиславский, а ему приходится вытачивать болванки на родном заводе и терпеть придирчивого директора, который ему мешает. На удивление вскоре из Кремля пришел ответ, который обязывал руководство завода отправить юного "Станиславского" в театр имени Таирова (ныне драматический театр имени Пушкина). Там Моргунов стал актером массовок.
Примечательно, что параллельно с театром, Моргунов пробился и к композитору Шостаковичу, заявив ему, что мечтает быть певцом и музыкантом. Шостакович был человеком вежливым и послушал нахального юношу, написав рекомендацию ректору консерватории. Но туда Моргунов так и не поступил, выбрав актерский факультет.
Первая серьезная кинороль не заставила себя ждать, Моргунову предложили исполнить роль предателя Стаховича в "Молодой гвардии". Кинолента срывала аншлаги во всех кинотеатрах страны, а сам Моргунов стал объектом ненависти многих зрителей. Почему? Все дело в том, что тогда народ был уверен - раз сыграл подлеца, то и сам таким являешься. Дошло до того, что в каком-то провинциальном городе на Моргунова напала местная шпана, узнав в нем предателя Стаховича. Но, когда шум картины затихнул, Моргунова опять ждали роли в массовках в полузабытых фильмах.
Звездным часом Моргунова стала роль Бывалого. Если с актерами на роль Труса и Балбеса Гайдай определился достаточно быстро, то вакансию на роль Бывалого никак не получалось закрыть. Ильинский и Жаров были достаточно пожилые для этой роли. Моргунова Гайдаю посоветовал глава "Мосфильма" Иван Пырьев, они с актером были знакомы достаточно давно.
Проблемой Моргунова был скверный характер. Обычно актеры чуть ли не рот заглядывают режиссеру, в процессе съемок режиссер всегда будет ведущим, а актер ведомым. Но Моргунов же с ходу начал критиковать сценарий "Самогонщиков", отказывался сниматься (в дело пришлось вмешаться Пырьеву, который сбил спесь с Моргунова). Жива легенда, согласно которой Моргунов однажды позволил себе прийти на съемки в обнимку с поклонницами и нетрезвом виде. Но точкой невозврата стала фраза Моргунова - "Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!", которую актер небрежным образом проронил, просматривая отснятый материал "Кавказской пленницы". Четверть века Гайдай не мог простить Моргунову это выпада, после этого в его картинах снимались только Никулин и Вицин.
"Кавказская пленница" стала последней звездной ролью в фильмографии Моргунова. Великая троица распалась, соединится она только в "Семи стариках и одной девушке", но от бывшего лоска и величия мало что останется на тот момент.
После распада СССР, Вицин вместе с Моргуновым стал колесить по всей стране, зарабатывая деньги на выступлениях. Золотые времена советского кинематографа прошли, наступила эра суровой и злой реальности 90-х годов.
Моргунов с юных лет страдал от диабета. По рассказам соотечественников во время войны Моргунов от постоянного чувства голода не выдержал и за раз съел всю пачку сливочного масла, которую незадолго до этого раздобыла его мать. После этого у будущего актера начались проблемы со здоровьем. Режим питания он не соблюдал, а колоть инсулин зачастую забывал. Как итог, у Моргунова начали отниматься ноги, врачи хотели ампутировать конечности, но Моргунов был против. Дошло до того, что на сцену выходить он мог только в специальной очень свободной обуви. Вдова актера вспоминала:
«Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим человеком, настолько сильно он изменился — стал более грубым, озлобленным. Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Я, увидев в прессе очередные „откровения Моргунова“, буквально хваталась за голову — Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала: на самом деле муж так не думает»
Моргунов никогда не расстраивался по поводу того, что не сыграл Гамлета или Отелло, но настоящим ударом для него стала гибель младшего сына Николая в результате автокатастрофы. После этого события Моргунов подвергся глубочайшей депрессии, которая и добила актера.
Евгений Моргунов умер 25 июня 1999 года от инсульта, спустя ровно год после гибели младшего сына.