Друзья, представляю вам подборку из 25 книг в жанре фэнтези. Я не включил в этот список Игру престолов, Ведьмака, Гарри Поттера и Властелина колец, поскольку сейчас не найдёшь ни одного человека, который хотя бы косвенно не слышал о данных шедеврах мировой литературы. Просто существует масса подобных произведений, которым повезло меньше в популярности. О них я и хотел бы написать. Итак, начнём.
1) Наталья Щерба. Цикл книг "Часодеи".
Василиса - обычная земная девочка, живущая с бабушкой, - неожиданно узнает, что ее отец - влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?
2) Кассандра Клэр. Цикл "Адские механизмы".
Тесс Грей пересекает океан в поисках своего брата, и в Лондоне времен правления королевы Виктории она обнаруживает Нижний мир, где по улицам бродят вампиры, могущественные чародеи, оборотни и другие создания. Письмо брата оказывается ловушкой, и девушку похищают Темные сестры из тайной организации "Клуб Преисподняя", которые используют ее сверхъестественную способность превращаться в любого человека, узнавая чужие мысли и чувства. Спасенная из плена Сумеречным охотником, Тесс попадает в сети коварных интриганов и с ужасом понимает, что над всеми нефилимами нависла смертельная опасность. Перед девушкой стоит сложный выбор - найти и освободить брата или вместе с Сумеречными охотниками вступить в битву за спасение мира. На этом пути Тесс предстоит понять, что любовь бывает опаснее самого страшного колдовства…
3) Кристель Дабо. Цикл "Сквозь зеркала".
Где-то во Вселенной, словно гигантские дирижабли, парят ковчеги - осколки цивилизации. Двадцать одно убежище для людей, двадцать один мир со своими законами и обычаями. Жители каждого ковчега обладают уникальными свойствами: восстанавливать предметы прикосновением, создавать иллюзорные объекты, а то и вовсе причинять боль силой мысли. Офелии даны лишь две способности: читать и проходить сквозь зеркала. Читать различные вещи, то есть видеть их историю, ощущать эмоции всех людей, когда-либо к ним прикасавшихся, - вот оно, подлинное счастье! Но… прощай, любимый дом Семейных Архивов! Прощай, привычная спокойная жизнь! Прощай, Семья! Жизнь Офелии переворачивается в тот день, когда она узнает, что ее ждет замужество, и отказаться невозможно. Девушке придется покинуть родную Аниму и отправиться на Полюс. А этот ковчег так далеко, что перелететь сквозь зеркала обратно на Аниму не получится никак… Жених ее, аристократ Торн, встрече тоже совсем не рад. Почему? Зачем и кому понадобилось переселять неприметную чтицу Офелию на жестокий Полюс, соединять противоположности? Эту загадку еще предстоит разгадать. Тетралогия "Сквозь зеркала" французской писательницы Кристeль Дабo (родилась в 1980 году) - это целая альтернативная реальность, замысловатая и непредсказуемая, но продуманная до мельчайших деталей. Мировой тираж первого тома превышает 500 тыс. экземпляров, а франкоязычный интернет заполнен фан-артом по мотивам историй об Офелии. Мир, придуманный Кристель Дабо, - такой же феномен, каким стал когда-то "Гарри Поттер": не случайно книги писательницы отмечены многочисленными престижными премиями. Для юношества.
4) Себастьян де Кастелл. Цикл "Творец заклинаний".
Келлен со страхом ждёт своего шестнадцатого дня рождения. Ему пора пройти испытание и стать Творцом Заклинаний. Только у него есть одна проблема: его магия отказывается работать. И если он немедленно не найдёт способ её разбудить, ему придётся уйти в изгнание или чего хуже – стать слугой в родном доме. Чтобы вернуть свою магию, он готов рискнуть всем, даже жизнью. Но когда в город прибывает загадочная рыжеволосая странница Фериус Перфекс его мир рушится. Смелая, непредсказуемая, отчаянная, владеющая особенной магией древних карт, она может открыть ему иной путь, научить другой магии, основанной на физических законах. Перед Келленом встает нелегкий выбор – смириться с позорной судьбой слуги или довериться незнакомке… Иногда приходится играть теми картами, которые тебе выпали.
5) Кристофер Паолини. Цикл "Наследие". Эрагон.
Эрагон - мальчик, живущий на хуторе. Отправившись на охоту, он случайно становится обладателем таинственного камня-яйца, не подозревая, что этот камень давно ищут жестокие ургалы, хитрые раззаки и подданные короля-лицемера Гальбаторикса. Эрагон лишь со временем узнает, что из камня-яйца должен вылупиться дракон, способный повлиять на судьбу империи. Сюжет романа изобилует схватками, погонями, пленением героя, его побегом. "Эрагон" - первая книга трилогии, финал которой венчает глобальное сражение с ургалами.
6) Александр Андерсон. Цикл "Элизиум".
Первая книга захватывающей серии фэнтези "Элизиум". Автор, молодой российский писатель Александр Андерсон, - победитель конкурса "Новая детская книга". Героиня книги девочка Аликс в поисках пропавшей семьи проникает в таинственный мир Междустенья, у которое есть и другое, тайное, название - Элизиум. Проводник по этому миру - таинственный Шут. Он помогает Аликс, но за помощь берет непомерную плату - волшебные монеты, с каждой отданной монетой сокращается жизнь Аликс. Найдет ли девочка родителей, сумеет ли невредимой выбраться из таинственного, страшного, но такого притягательного мира? И кто такой Шут - друг или враг? И что прячется под маской, которую он никогда не снимает?
7) Брендон Сандерсон. Цикл "Рождённый туманом".
Первый роман трилогии «Рождённый туманом» из условного цикла «Скадриал». Тысячу лет существует Последняя империя, управляемая бессмертным и неуязвимым лордом-правителем, единственным богом и властителем этого мира. Тысячу лет назад он победил в схватке неведомую Бездну, грозившую уничтожить все живое, и, получив огромную силу, поработил мир, вместо того чтобы освободить его. С тех пор с неба в Последней империи сыплется пепел, солнце — цвета крови, а ночью мир обволакивает таинственный туман, отбирающий у людей душу. Способен ли хоть один человек сокрушить всесильного императора? Да, отвечает Кельсер — вор, человек-легенда, совершивший в свое время попытку ограбить дворец самого лорда-правителя, сосланный за это на рудники и сумевший не только выжить, но и бежать на свободу. И начинает собирать силы для решительного удара…
8) Сергей Малицкий. Цикл "Пепел богов".
Он родился в мире, укрытом небосводом цвета сухой глины. Он лишился матери в шесть лет, никогда не знал отца. Его нынешний удел — жизнь бродячего циркача и редкое, но изощренное воровство. Его названные родные такие же изгои, как и он сам. В его душе планы мести, потому что в его мире справедливость подобна изделиям ремесленников, она создается собственными руками. Но когда ему исполнится шестнадцать, на его уничтожение будут брошены силы целого государства. И не только они…
9) Дмитрий Емец. Серия книг Таня Гроттер.
Единственное отечественное подростковое фэнтези, на котором выросло целое поколение читателей и которое продолжает привлекать новых поклонников! Серия не переиздавалась с 2012 года и теперь выходит в современном, принципиально новом оформлении. Изначально серия отталкивалась от «Гарри Поттера», но очень быстро обрела сюжетную самостоятельность. «Таня Гроттер» – это уникальный волшебный мир, созданный на основе славянской мифологии, захватывающие приключения, дружба, первая любовь и хулиганский юмор! Издание станет украшением книжной полки: собрав всю серию, читатели увидят составленную из корешков картинку.
10) Сара Дж. Маас. Цикл "Стеклянный трон".
С детских лет ее учили убивать. К восемнадцати она стала самой известной женщиной-ассасином во всем королевстве. И даже из мрачных каторжных подземелий, куда она была сослана, ее имя продолжает вызывать страх и трепет. Селена Сардотин. Хладнокровная преступница и очаровательная пленница, чьи сила и способности могут понадобиться ее врагам. Но сначала она должна доказать свое превосходство на турнире в стеклянном замке. Это единственный путь к свободе в стране, где по приказу короля уничтожены древние знания и жестоко карается даже простое упоминание о магии. Но магию не вытравить по принуждению, она способна проявляться неожиданно. Как и любовь.
11) Сергей Лукьяненко. Цикл "Дозоры".
Легендарный роман отечественного фантаста номер один, переведенный на два десятка языков. Роман, который лег в основу одноименного российского блокбастера. «Ночной Дозор». История вечного противостояния Светлых и Темных магов. Тайные боевые операции, жестокие интриги и высокая политика, белое пламя любви и ненависти, где плавятся судьбы людей и Иных, отстаивающих свою истину...
12) Ник Перумов. Цикл "Хранитель мечей".
Уже несколько столетий Империя, основанная людьми, победившими гномов, эльфов, орков и Дану, держится на крови и страхе. Опоры трона - семь Магических Орденов - имеют неограниченную власть над душами и судьбами обитателей страны и самого Императора.
13) Виталий Зыков. Безымянный раб.
Стар мир Торна, очень стар! Под безжалостным ветром времени исчезали цивилизации, низвергались в бездну великие расы… Новые народы магией и мечом утвердили свой порядок. Установилось Равновесие. В этот период на Торн не по своей воле попадают несколько землян. И заколебалась чаша весов, зашевелились последователи забытых культов, встрепенулись недовольные властью, зазвучали слова древних пророчеств, а спецслужбы затеяли новую игру… Над всем этим стоят кукловоды, безразличные к судьбе горстки людей, изгнанных из своего мира, и теперь лишь от самих землян зависит, как сложится здесь жизнь. Так один из них выбирает дорогу мага, а второго ждет путь раба, несмотря ни на что ведущий к свободе!
14) Евгений Гаглоев. Цикл "Пардус".
Отправляясь с классом на скучную экскурсию, Никита и думать не мог, что эта поездка перевернет всю его жизнь. Что он откроет в себе нечеловеческие – в прямом смысле слова – способности, подслушает страшную тайну и с головой окунется в жуткие и удивительные приключения с участием оборотней, ведьм, сумасшедших ученых и гигантских пауков.
15) Роберт Говард. Конан - варвар.
Влияние на жанр создателя «Конана-варвара» трудно переоценить. Также он писал о короле Валузии Кулле, вожде пиктов Бране Мак Морне, пуританине — борце со злом Соломоне Кейне, ирландце Турлофе О’Брайане и многих других. Несмотря на то, что интересы Говарда не ограничивались жанром фэнтези, пожалуй, именно на него — и романы ужасов в качестве последователя Лавкрафта — его творчество в итоге повлияло сильнее всего.
Созданная и описанная Говардом Хайборийская (или Гиборейская) эра, затесавшаяся между 20 000 и 9500 годами до н.э. является, возможно, первой фэнтези-вселенной. Связав мифы с известной исторической информацией, Говард создал сеттинг для похождений своих героев, проработал географию, политику и предысторию. Сами книги о Конане начали выходить в 1932 году, а после смерти писателя заботу о персонаже подхватили другие авторы, чтобы легенда не затухала.
16) Майкл Муркок. Проклятие чёрного меча.
Британский писатель, который на протяжении долгих лет был душой и сердцем журнала «Новые миры», где издавались многие произведения Новой Волны фантастики и фэнтези. Причём редактором Майкл стал, когда ему было всего двадцать четыре года. И все это время Муркок писал сам, результатом чего стала обширная библиография самых разных жанров.
Если говорить о фэнтези, то среди произведений Муркока выделяется «Сага об Элрике», наследном императоре Мелнибонэ и альбиносе, «книжном мальчике», который отправляется в странствия и лишается трона, но находит своё предназначение в противостоянии Хаосу. Цикл начал выходить в 1972 году, хотя первые наброски к нему, очевидно, появились по крайней мере за десять лет до этого.
В числе прочего, «Сага об Элрике» получила японскую фантастическую премию Сэйун как лучшее переводное произведение, а сам Майкл Муркок в 2007 году удостоен титула Грандмастера Небьюлы.
17) Роджер Желязны. Хроники Амбера.
Роджер Желязны писал сказки ещё в десять лет, так что к написанию «Хроник Амбера», которые начали выходить, когда писателю было тридцать три, он подошёл подготовленным.
Произведения Желязны остаются одними из самых причудливых в мире фэнтези, даже при том, как стараются проявить фантазию авторы новой волны. Миры-отражения, вечный город, где множество наследников борются за трон. Узоры и игральные карты, позволяющие перемещаться в другие миры, магические рисунки и мистические проклятия. Всё это — только один цикл произведений Роджера Желязны.
В то же время это история кровавых интриг и предательств, пусть и украшенная множеством красивых, символичных и волшебных деталей. Впрочем, сказки в изначальном виде тоже довольно кровавы, правда ведь?
18) Глен Кук. Хроники чёрного отряда.
В творчестве Глена Кука можно выделить три важных для фэнтези цикла: «Империя Ужаса», «Хроники Чёрного Отряда» и «Приключения Гаррета». Первый — эпическое фэнтези с противостоянием Тьмы и Света, судьбоносными пророчествами, богами и войнами за престолы. Второй — тёмное приключенческое фэнтези со множеством интриг о злоключениях легендарного отряда наёмников. Третий — детектив в духе Рекса Стаута в фэнтезийных декорациях.
«Чёрный Отряд» — вещь знаковая и уникальная в своём роде. Именно её называют вершиной литературного мастерства Кука. Мрачная история о простых солдатах «темной» стороны в мире, где нет хороших и плохих в блестящем исполнении прекрасного писателя, стала одним из столпов тёмного фэнтези.
19) Тэд Уильямс. Корона из ведьминого дерева.
Автор, прославившийся эпической фэнтези-сагой «Орден Манускрипта». Уильямс проработал особенности и культуру своих вымышленных народов, вплоть до фольклора, а также добавил в повествование интриг и неоднозначных выборов. Именно этот цикл знаменовал переход от толкиновской традиции эпического фэнтези к более серьёзным и глубоким историям. В частности, произведения Уильямса вдохновили Мартина на работу над «Песнью Льда и Пламени».
Сейчас, спустя три десятка лет, Уильямс работает над новой трилогией по тому же миру. Уже выпущены романы «Корона из ведьминого дерева» и «Империя травы», готовятся к выходу «Дети навигатора». До финальной редактуры последняя часть трилогии стала самым объёмным романом в жанре эпического фэнтези. Множество поклонников по всему миру с трепетом ожидают завершения истории.
20) Робин Хобб. Королевский убийца.
Убийца с магическими талантами, служащий королям, живые корабли и легенды о драконах — это все чарующие мотивы творчества Робин Хобб.
Мир Элдерлингов — наиболее яркий образец творчества писательницы, включающий несколько отдельных саг, перекликающихся между собой. Первая из них, «Сага о Видящих», начала выходить в 1995 году, она рассказывает о приключениях Фитца, бастарда королевской семьи, вставшего на дорогу убийцы. Он оказывается втянут в судьбоносные для мира события, постепенно обретая собственное предназначение.
Истории Робин Хобб богаты на чудеса и глубоко прописанных героев, за последние двадцать лет книги автора стали настоящей классикой фэнтези.
21) Стивен Эриксон. Дань псам.
Создатель «Малазанской книги павших», одного из самых грандиозных циклов эпического фэнтези, разработал мир Малазана вместе с товарищем Ианом Эслемонтом. Первоначально — как основу для ролевой игры. После они пытались адаптировать сагу о Малазане для киноэкранов, но попытка не увенчалась успехом.
Первая книга Эриксона по Малазану вышла в 1999 и мгновенно принесла автору всемирную известность. Звезды сложились — оригинальная вселенная, которую годами прорабатывали и дополняли два друга, завоевала любовь множества читателей по всему миру. С тех пор Эриксон не устаёт радовать читателей, выпуская новые романы по Малазанской империи, весь масштаб и уникальность которых не вместит наша короткая заметка.
22) Роберт Холдсток. Лес Мифаго.
«Почему бы не смешать фэнтези и психоанализ по Юнгу?» — возможно, именно так думал Роберт Холдсток, когда писал «Лес Мифаго». История о лесе, воплощающем архетипы, философские рассуждения о природе коллективного бессознательного и путешествие к его глубинам.
Это мрачное, вдохновлённое мифологией, вдумчивое произведение — уникальный случай в литературе. Холдсток явно пишет о вещах, которые его занимают, создавая для читателей многогранный волшебный мир в пределах леса. Но рождены все странности этого пространства не столько воображением писателя, сколько вдумчивым анализом самой природы мифа.
23) Роберт Силверберг. Замок лорда Валентина.
Признанный автор фантастики, Роберт Силверберг так или иначе пробовал себя в разных жанрах. Перу автора принадлежит впечатляющая количество произведений, существенная часть которых издавались под одним из тридцати с лишним псевдонимов. «Хроники Маджипура», сочетающие в себя научную фантастику с приключенческим фэнтези, относятся к позднему периоду творчества автора, наиболее выдержанному и глубокому. История изгнанного и лишенного памяти правителя, путешествия по планете пробудившейся магии, вековая история — цикл Силверберга богат всем, что может быть дорого фанату эпического фэнтези.
24) Уильям Моррис. Воды Дивных островов.
Несколько слов о том, что происходило с жанром фэнтези в XIX веке. Уильям Моррис был английский писателем, поэтом, публицистом, политическим деятелем, художником, дизайнером: в общем, человеком многих талантов.
В частности, его талант нашел себе место в нише «сказочной фантастики», причудливых произведений написанных под влиянием древних эпосов, фольклора и рыцарского романа. Вот юный принц ищет таинственный Источник на Краю Мира. А вот жена, отправляя мужа в бой, одевает его в кольчугу, что выковали гномьи мастера.
Наиболее важными работами Морриса принято считать «Сказание о доме Вольфингов», «Корни гор», «Лес за Гранью Мира» и «Источник на Краю Мира». Они сделали Морриса одним из первопроходцев жанра фэнтези.
25) Тим Пауэрс. Последняя ставка.
Фэнтези, которое пишет Тим Пауэрс, сложно назвать классическим. Но, раз мы составляем свой список, то можем устроить произвол и заявить, что это тоже считается, потому что книги Пауэрса бесподобны в своей нише.
Это городское и мифологическое фэнтези, вдохновлённое мистическими образами нашей культуры, от тайн Древнего Египта до карт Таро. Писатель по ниточке распускает существующие легенды, чтобы сделать из них собственное полотно, изящное и неповторимое. Начав этот сложный путь во «Вратах Анубиса», которые принесли Пауэрсу известность, он безупречно повторил это в «Трилогии Сдвигов», сделав своей визитной карточкой.
Это совсем не значит, что книги Пауэрса похожи, но у них есть узнаваемый стиль. И в то же время даже каждая часть «Трилогии Сдвигов» рассказывает о чем-то своём (а в итоге получают каждая свой «Локус»).
Друзья, надеюсь вам понравилась данная подборка. Приятного чтения. А я продолжу работу над такими статьями.