Найти тему

"История о двух мужчинах и женщине". Тет Онг Тао (или зачем вьетнамцы отпускают рыбок)

Хмурое 4-е февраля. Я сижу дома, гадая, порадует ли нас ханойское небо солнцем, когда вдруг пришло сообщение. «Тебе нужно это видеть. Вьетнамцы сегодня выпускают в водоемы рыбок» - подруга знает, как меня заинтересовать. Ну что ж, прекрасный повод выбраться на улицу, а заодно рассказать вам об этой, несомненно, красивой традиции. Тем более, что озер в Ханое предостаточно, а самое большое как раз неподалеку от дома. Прошло совсем немного времени, и я, вооружившись фотоаппаратом, стою у спуска к воде и разглядываю старенькую коробку из пенопласта: мелкие карпы вяло шевелят плавничками, не догадываясь о том, что свобода для них, как никогда, реальна.

меньше двух долларов за трех рыбок
меньше двух долларов за трех рыбок

Ждать долго не пришлось: не прошло и двух минут, как у ступенек затормозил первый байк. Красные, похожие на игрушечных, карпики в прозрачном пластиковом пакете беспокойно открывают и закрывают рты. Вьетнамка быстро спустилась к воде и одним движением выплеснула содержимое пакета в озеро. Я даже не успела навести объектив фотоаппарата. Эх.... Но сейчас, пока мы ждем следующую партию, я расскажу вам легенду, которая положила начало этой ежегодной традиции.

пожилая вьетнамка спешит выпускает рыбок в озеро Тай Хо (Ханой)
пожилая вьетнамка спешит выпускает рыбок в озеро Тай Хо (Ханой)

Тысячи рыбок обретают свободу, потому что когда-то давным-давно Чонг Као встретил Тхи Нхи. Долгое время они были женаты, но одна деталь омрачала семейное счастье – у пары не было детей. Эта мысль настолько огорчала Чонга, что он частенько вымещал злость на супруге. Дошло до того, что однажды он попросту выгнал Нхи из дому. Молодая женщина долго не горевала и вскоре вновь вышла замуж, на этот раз мужчину по имени Фам Ланг.

Удивительно, но через какое-то время Чонг осознал свою ошибку и отправился на поиски любимой. Путь его был долгим, за это время нерадивый мужчина потратил все свои скромные сбережения и предстал перед бывшей женой нищим. Тем не менее, Нхи узнала бывшего возлюбленного и, опасаясь, как бы не разгневался муж нынешний, уложила Чонга на заднем дворе, в стог сена. По несчастливой случайности Фам как раз решил сжечь сено для удобрения полей и... кремировал незваного гостя. Дальше события развивались стремительно: женщина в ужасе бросилась в пламя, а за нею последовал и Фам. Такая любовь разжалобила нефритового императора, и он превратил всех троих в духов домашнего очага, даровав титул «Дао Цюань». Так Фам Ланг стал божеством кухни, Чонг Као – божеством земли и дома, а женщина превратилась в божество рынка. Все вместе они заботятся о благополучии людей и их собственности, но каждый год, 23 декабря по лунному календарю (в преддверии нового года) отправляются в Нефритовому императору с отчетом. Вот потому и нужна рыба, ведь духи могут подняться на небеса с помощью священных карпов (которые, по преданию, превращаются в драконов).

"история о двух мужчинах и женщине"
"история о двух мужчинах и женщине"

Мы с вами наблюдаем за прощанием с тремя божествами. Существует несколько вариаций данной легенды (равно, как в разных источниках упоминаются и разные имена персонажей). Для удобства ли, но чаще всего эти божества объединяют в одно, называя его богом кухни, Онг Тао. Неудивительно, ведь бог кухни знает обо всем, что происходит в доме каждой вьетнамской семьи. Ладили ли домочадцы с друг другом или жили в раздоре. Обо всем этом он, несомненно, поведает небесному императору, а значит, бога нужно задобрить. Считается, что сама традиция (как и легенда) пришла из Китая. Китайцы так же провожают бога домашнего очага «Цзао Ван» на беседу с нефритовым государем...

Карпов в этот день не только выпускают, но и кормят, ведь по дороге у них будет достаточно времени, чтобы рассказать о добрых делах своих благодетелей и замолвить за них доброе словечко.

Итак, старшие женщины семьи заняты приготовлениями угощений и украшают кухонные алтари живыми цветами и фруктами. В магазинчике у моего дома на алтаре красуется вареных петух (не он ли будил меня последние две недели?)

-4

На некоторых алтарях можно заметить три бумажные шапочки: желтая – для женщины и две черные – для Фам Ланга и Чонга. Иногда рядом ставят миску с одним большим золотистым карпом или с тремя маленькими. До полудня (время, когда Онг Тао отправляется на небо) они будут отпущены.

Нетрудно догадаться, что в эти дни продаются тонны всевозможной рыбы. Не только красных и золотистых карпов, но и, к примеру, больших сомов. Таким образом, в преддверии Тета происходит зарыбление водоемов.

Помимо рыбы вьетнамцы привычно выпускают в воду и пластиковые пакеты, в которых ее приносят, что стало настоящей проблемой каждого 23 декабря. Чтобы хоть как-то предотвратить пластиковое безумие, в этом году у мест спусков к озеру были прикреплены агитационные плакаты, а волонтеры следили, чтобы пакеты выбрасывали в специально подготовленные ящики.

-5

На юге традиция выпускать рыб развита меньше. Здесь предпочитают ограничиваться подношениями со специальными блюдами, например, арахисово-кунжутным бульоном. Кроме того, в этот день вьетнамцы сжигают бумажную одежду, ритуальные деньги, бумажные фигурки лошадей и карпов. Все для того, чтобы Онг Тао благополучно добрался к небесам и задобрил небесного императора своими молитвами.

вьетнамка сжигает ритуальные деньги
вьетнамка сжигает ритуальные деньги

P.S. Наблюдая за тем, как нарядные карпики выскальзывают в грязную воду, мне не давала покоя одна мысль: выживут ли они в воде местных озер. Через несколько дней я приехала в старый город и, прогуливаясь у озера Возвращенного меча, увидела яркие стайки красных карпов. Судя по всему, им нравится на воле!