Найти в Дзене

Готовимся к ОГЭ по литературе. А.С. Пушкин стихотворения о природе

Оглавление

Какие приёмы использует А.С. Пушкин при создании пейзажа в стихотворении «Зимнее утро»?

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный
– Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
– А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

· Какие приемы для создания образов мы знаем? Различные художественные средства.

Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

Синтаксические: ряды однородных членов, сравнительный оборот, восклицание.

Прием – антитеза (противопоставление)

· Перечитаем стихотворение и выделим те строфы, в которых есть пейзаж, при этом сразу разделим их на «утренние» и «вечерние». Посмотрим, какие художественный средства использованы.

Утро

Мороз и солнце; день чудесный! (Это эпитет, который, с одной стороны, характеризует сам день, с другой – отношение к «морозу и солнцу» героя: ему нравится выпавший за ночь снег. Обратим внимание на восклицательное предложение и вспомним: стихотворение именно им начинается. Восклицание передает эмоции лирического героя) Под голубыми небесами Великолепными коврами (здесь и эпитет, и сравнение. Снег настолько красив, чист, бархатист, что его сравнивают с богатым ковром) Блестя на солнце (солнце отражается в свежевыпавшем снеге, он, очевидно, слепит глаза, все искрится, играет и создает радостную атмосферу), снег лежит; Прозрачный лес один чернеет (несмотря на то что деревья в лесу голые, стволы их темные, картина не кажется мрачной, потому что снег отражается и на них тоже, придавая им прозрачность) И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (опять появляется слово «блестит». Повтор формы «блестя-блестит» подчеркивает ослепительную чистоту первого снега)

Вечер

вьюга злилась (олицетворение показывает, насколько сильной была вьюга), На мутном небе (эпитет передает не только цвет неба и то, что оно затянуто тучами, но и восприятие этой картины лирическим героем) мгла носилась (олицетворение передает, насколько сильно разыгралась непогода); Луна, как бледное пятно (сравнение луны с чем-то бледным, невыразительным показывает тяжелую, мрачную, атмосферу, которую не может изменить даже свет) Сквозь тучи мрачные (эпитет подтверждает все, что уже увидели раньше) желтела.

Примерный план ответа

1. Переделаем вопросительное предложение в утвердительное.

А.С. Пушкин при создании пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» использует различные приёмы.

2. Сделаем переход к основной части, напишем, что в стихотворении два пейзажа – утренний и вечерний, они противопоставлены друг другу

3. Проанализируем приемы, при помощи которых Пушкин описывает вечер. Не забудем

1) назвать сам термин – эпитет, олицетворение, повтор; 2) привести пример; 3) написать конкретную роль конкретного средства (то, что мы указывали в скобках в стихотворении).

4. Проанализируем приемы, при помощи которых Пушкин описывает утро. Не забудем

1) назвать сам термин – эпитет, олицетворение, повтор; 2) привести пример; 3) написать конкретную роль конкретного средства (то, что мы указывали в скобках в стихотворении).

5. Сделаем небольшой вывод

Приемы, использованные Пушкиным в стихотворении, помогают ему нарисовать картины природы.