Найти тему

Как за 4 месяца на Дзене я собрал аудиторию 200 000

Оглавление

Журнал «Нетривиальная история» создан в конце сентября – чуть больше четырех месяцев назад. Сейчас (начало февраля) его аудитория превысила 200 тысяч «дочиток» в месяц. По-моему, неплохо.

Конечно, каждый час все изменяется: Дзен – это нестабильность. Если в ближайшие дни не будет новой сверхпопулярной статьи, аудитория быстро сократиться до 130-150 тысяч, и это нормально. Главное – журнал читают, и есть потенциал для дальнейшего роста. А ведь еще в октябре казалось, что я пишу в пустоту…

Мой журнал, 9 февраля
Мой журнал, 9 февраля

Хочется рассказать немного о своем «дзенском» опыте. Как живет начинающий блогер, с какими проблемами сталкивается. У кого есть шансы на успех на этой площадке, а у кого их не будет. Вдруг пригодится?

Как я дошел до такой жизни?

Дзен я рассматриваю с самого начала как трамплин для большого прыжка. Есть один замысел (из сферы краеведения) – чтобы его осуществить, требуется «раскрутка». А Яндекс-дзен – это рупор, это возможность быть услышанным. В начале осени я заглянул в журнал одной знакомой дамы (она историк костюма) и начал глубоко дышать:

«Подумать только, 35 тысяч подписчиков! Книг уже нет с такими тиражами! Если бы у меня была только десятая часть… Может быть, когда-нибудь, после года упорных трудов… »

Однако все пришло быстрее.

Да, я знал, что наполнение 90% каналов – обыкновенный информационный шлак, рерайт рерайта, от которого мир делается хуже. И что эти статьи – лишь ради денег (небольших). Однако мне до этих «мусорных» каналов дела нет. Ведь есть и другие журналы, хорошие!

А значит, писать следует:

  • быстро;
  • регулярно;
  • и, самое главное, осмысленно (иначе – зачем?).

О том, что следует работать много, регулярно, я узнал, изучив дело. В том, что добьюсь желаемого, не было уверенности. Но решил попытать счастья – очень надо было получить аудиторию.

«Долина смерти» – первый месяц

Весь первый месяц я писал по 10-12 статей в неделю – в пустоту. Помню, как целый день отдал тексту «Онегинская Москва» – дело настолько увлекло, что дополнения писал почти до ночи. А прочитали ее (в первой половине октября) – два человека. Нет, это не фигура речи, такова была цифра на счетчике.

Онегинские "львы на воротах"
Онегинские "львы на воротах"

На мой канал было подписано четыре человека (одним из них была моя девушка), и число их долго не менялась, так что когда пришел пятый подписчик, это показалось событием.

Сперва я опасался: темы для статей скоро будут исчерпаны. Только потом я понял, что чем больше написал, тем больше новых идей появляется.

Было тревожно из-за низкого CTR (отношение числа показов и числа «дочиток»). Он составлял – даже у статей с «интригующими» заглавиями – 1 или 2 процента. Что не так с моими заголовками?! Позже, по опыту, я понял, что высокий CTR бывает при десятках тысяч показов и что роль CTR вообще переоценивают. Важно ведь не только то, что текст показывают в ленте, но и то, на каком месте его показывают. А это зависит от того, на хорошем ли счету журнал, сколько человек статью уже прочло. И от многого другого.

Главное было – не сбавлять темп и не снижать качество текста. Иначе – вся затея потеряла б смысл.

И надеяться.

Можно сказать, на один месяц написание статей сделалось основным занятием. Если б не эпидемия, нарушавшая нормальный ход жизни в стране, у меня просто не было б на это времени…

Прорыв

В двадцатых числах октября лед тронулся. 20-го числа, по Яндекс-метрике, было 124 захода, 22-го – 264, 24-го – полтысячи. 25-го – тысяча, 26-го – 2 тысячи, 27-го – больше 4 тысяч. Таков был первый «пик». Казалось, это очень много! Это внезапно выстрелила статья «Последние парусники в бою» (до сих пор не знаю, почему они выстреливают). Я тогда потонул в комментариях…

Моя Яндекс-метрика три месяца назад, данные за 9 октября-9 ноября
Моя Яндекс-метрика три месяца назад, данные за 9 октября-9 ноября

В этот момент журнал «вышел на монетизацию», но я тогда еще не подавал заявку. Много читал про авторов, которые вышли на монетизацию и заработали за первые недели три рубля. Казалось, что какие-то деньги можно будет получить лишь в отдаленном будущем. В скорый успех я не верил. То, что одна статья «взлетела», мне казалось лишь капризом Яндекса – другие-то статьи были ничем не хуже, а их не читали. Казалось, что каприз скоро окончится и что все может возвратиться на круги своя…

Однако вслед за первым «взлетом» появились и другие – с середины ноября. Число заходов в ноябре не падало ниже 1 тысячи в день, а сейчас не опускается ниже 4-5 тысяч. Стали читать и те статьи, которых в октябре никто не читал.

Развиваем канал дальше!

В ноябре я заболел и слег с короной. Потом навалились другие дела и работы. Писать на Дзене я не перестал, но стал на это тратить много меньше времени. В ноябре и декабре вывешивал 5-6 статей в неделю и стал чувствовать, что качество немного «проседает», не хватало даже времени хорошо вычитать тексты.

К январю установилась новая система. Статей стало меньше – по 3-4 в неделю (они выходят у меня не каждый день, а через день). Этого хватает, чтобы канал развивался – за последний месяц аудитория (то есть количество «дочиток» в месяц) выросла со 100 до 200 тысяч; в один рекордный день было 36 тысяч заходов и, вероятно, около 25-28 тысяч «дочиток».

Последний месяц
Последний месяц

Дальше снижать количество статей нельзя, иначе наступит застой. Может быть, надо писать чаще.

Сейчас я трачу на Яндекс-Дзен (включая комментарии) не меньше 20 часов в неделю. Это чудовищный расход времени! В среднем – по 5 часов на статью. Я же, простите, не из пальца их высасываю! Журнал ведь посвящен истории, и чтобы что-то написать – читать надо и думать надо. Потом написать текст. Потом два раза его вычитать (один раз на «стилистику», другой – на опечатки). Найти и разместить хорошие иллюстрации. И опубликовать статью с описанием, тегами и ссылками. Этот цикл – в среднем – занимает 5 часов. Если б статьи были короче, время можно было бы и сократить, но я пишу пока длинней, чем нужно.

Дзеном я занимаюсь по расписанию, выделяю определенные часы, практически не выхожу за их пределы.

Нет, я не бешеный трудоманьяк! Мне просто нравится писать.

Кому Дзен улыбнется?

Кто, на мой взгляд, может создать хороший журнал на Яндекс-Дзене? Что для этого нужно делать?

-5

I. Горячая любовь к тому, о чем вы пишете, позволит создать интересный журнал. Пусть сам процесс писания сделается важнее результата. Рассказывайте лишь о том, в чем разбираетесь, чем искренне увлечены, что вам всего дороже.

Откуда – пустословие на 90% каналов? Почему авторы вымучивают тему, пишут глупость или ни о чем? Да им самим неинтересно!

II. Писать придется быстро, много и качественно. Без этого ничего не получится.

III. Надо иметь много времени. Дзен – это как дополнительная работа на полставки, которая все ваше свободное время – пожрет. Страшная прорва. Это когда вы развиваете уже раскрученный канал.

На первый же месяц вам придется сделать Дзен основным занятием. Или до этого 2 или 3 месяца писать «впрок» 40 хороших статей, чтобы потом их каждый день выкладывать.

Первоначальная раскрутка (до «монетизации») – это для блогера Долина Смерти, пробежать которую сумеет только быстрый и упорный.

IV. Дзен – это прекрасная возможность самовыразиться, быть услышанным. Да, за статьи еще и деньги платят! Это как вишенка на торте. Делать финансы главной мотивацией – значит поставить все с ног на голову. Заработок на Дзене, мягко говоря, не самый большой и надежный.

Тех, кто сюда приходит только ради заработка, мне немного жаль. Их ждет, скорее всего, горькое разочарование. Начинать лучше – ради интереса! Тогда, возможно, вас будет ждать приятный сюрприз. Я убежден, что большинство хороших журналов созданы не просто ради заработка.

Нет, в статье НЕТ инструкции «как обмануть алгоритм Яндекса и быстро раскрутить канал». Если бы на свете существовали такие волшебные рецепты («тройка-семерка-туз»), то, сделавшись всеобщим достоянием, они б мгновенно потеряли силу. Тем более – на сверхконкурентном Дзене…

Какие проблемы остались?

Последние несколько слов – о тех проблемах молодого блогера, которые мне до сих пор не удалось преодолеть.

Нестабильность. Я до сих пор не знаю, у какой статьи будет 50 читателей, а у какой – 50 тысяч. Есть сверхпопулярные статьи, но больше – тех, которые были прочитаны 100 или 200 раз.

Нет, это зависит не только от тематики. Понятно, что "московские" статьи окажутся популярнее "античных", ибо на первую тему я писал гораздо чаще. Но среди "московских" статей тоже есть большие, плохо предсказуемые различия.
Нет, это зависит не только от тематики. Понятно, что "московские" статьи окажутся популярнее "античных", ибо на первую тему я писал гораздо чаще. Но среди "московских" статей тоже есть большие, плохо предсказуемые различия.

А ведь бывает много хороших журналов (с меньшей аудиторией, чем у меня, но с большим числом подписчиков), у которых каждая статья прочитана более тысячи раз.

Наверное, такое «постоянство» связано с более однородной аудиторией и количеством подписчиков. Чтобы их набралось десятки тысяч, нужна не просто популярность, но и время – около года популярности.

Очепятки и рениксы. Помню, как Прагу (предместье Варшавы) я назвал «Краковом», а храм Никола Большой Крест – «Красным Крестом». Мелочь, а неприятно. Из-за рассеянности я могу спутать восток и запад, португальский и испанский… Вытравливаю эту ерунду, но до конца еще не победил ее.

Работа с комментариями. Точней, отсутствие работы с комментариями. Вы в них потонете, как только журнал станет популярным. Какое-то время я даже не читал их, а зря. Бывают среди них – очень полезные!

-7

Теперь я все-таки просматриваю комментарии и «лайкаю», когда меня благодарят. Это приятно! Отвечать стараюсь, когда очень-очень нужно (времени на дискуссии совсем не остается). Когда же комментаторы друг с другом спорят, обычно нет возможности даже вникать в их спор. Не знаю, как мне реагировать на грубость (пока – лишь в самом крайнем случае стираю чью-то брань).

Однако в целом – очень хорошо, когда статьи активно комментируют! Читателю – и комментарии бывает интересно посмотреть, а Яндекс-Дзен дает больше показов.

Все мои статьи, связанные с историей, московским краеведением и изящной словесностью, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Коварные «печные трубы». Почему я не пишу исторических романов

Серость кипит и учит, как Москву любить

Как я с фоменковцем поспорил