Журнал «Нетривиальная история» создан в конце сентября – чуть больше четырех месяцев назад. Сейчас (начало февраля) его аудитория превысила 200 тысяч «дочиток» в месяц. По-моему, неплохо.
Конечно, каждый час все изменяется: Дзен – это нестабильность. Если в ближайшие дни не будет новой сверхпопулярной статьи, аудитория быстро сократиться до 130-150 тысяч, и это нормально. Главное – журнал читают, и есть потенциал для дальнейшего роста. А ведь еще в октябре казалось, что я пишу в пустоту…
Хочется рассказать немного о своем «дзенском» опыте. Как живет начинающий блогер, с какими проблемами сталкивается. У кого есть шансы на успех на этой площадке, а у кого их не будет. Вдруг пригодится?
Как я дошел до такой жизни?
Дзен я рассматриваю с самого начала как трамплин для большого прыжка. Есть один замысел (из сферы краеведения) – чтобы его осуществить, требуется «раскрутка». А Яндекс-дзен – это рупор, это возможность быть услышанным. В начале осени я заглянул в журнал одной знакомой дамы (она историк костюма) и начал глубоко дышать:
«Подумать только, 35 тысяч подписчиков! Книг уже нет с такими тиражами! Если бы у меня была только десятая часть… Может быть, когда-нибудь, после года упорных трудов… »
Однако все пришло быстрее.
Да, я знал, что наполнение 90% каналов – обыкновенный информационный шлак, рерайт рерайта, от которого мир делается хуже. И что эти статьи – лишь ради денег (небольших). Однако мне до этих «мусорных» каналов дела нет. Ведь есть и другие журналы, хорошие!
А значит, писать следует:
- быстро;
- регулярно;
- и, самое главное, осмысленно (иначе – зачем?).
О том, что следует работать много, регулярно, я узнал, изучив дело. В том, что добьюсь желаемого, не было уверенности. Но решил попытать счастья – очень надо было получить аудиторию.
«Долина смерти» – первый месяц
Весь первый месяц я писал по 10-12 статей в неделю – в пустоту. Помню, как целый день отдал тексту «Онегинская Москва» – дело настолько увлекло, что дополнения писал почти до ночи. А прочитали ее (в первой половине октября) – два человека. Нет, это не фигура речи, такова была цифра на счетчике.
На мой канал было подписано четыре человека (одним из них была моя девушка), и число их долго не менялась, так что когда пришел пятый подписчик, это показалось событием.
Сперва я опасался: темы для статей скоро будут исчерпаны. Только потом я понял, что чем больше написал, тем больше новых идей появляется.
Было тревожно из-за низкого CTR (отношение числа показов и числа «дочиток»). Он составлял – даже у статей с «интригующими» заглавиями – 1 или 2 процента. Что не так с моими заголовками?! Позже, по опыту, я понял, что высокий CTR бывает при десятках тысяч показов и что роль CTR вообще переоценивают. Важно ведь не только то, что текст показывают в ленте, но и то, на каком месте его показывают. А это зависит от того, на хорошем ли счету журнал, сколько человек статью уже прочло. И от многого другого.
Главное было – не сбавлять темп и не снижать качество текста. Иначе – вся затея потеряла б смысл.
И надеяться.
Можно сказать, на один месяц написание статей сделалось основным занятием. Если б не эпидемия, нарушавшая нормальный ход жизни в стране, у меня просто не было б на это времени…
Прорыв
В двадцатых числах октября лед тронулся. 20-го числа, по Яндекс-метрике, было 124 захода, 22-го – 264, 24-го – полтысячи. 25-го – тысяча, 26-го – 2 тысячи, 27-го – больше 4 тысяч. Таков был первый «пик». Казалось, это очень много! Это внезапно выстрелила статья «Последние парусники в бою» (до сих пор не знаю, почему они выстреливают). Я тогда потонул в комментариях…
В этот момент журнал «вышел на монетизацию», но я тогда еще не подавал заявку. Много читал про авторов, которые вышли на монетизацию и заработали за первые недели три рубля. Казалось, что какие-то деньги можно будет получить лишь в отдаленном будущем. В скорый успех я не верил. То, что одна статья «взлетела», мне казалось лишь капризом Яндекса – другие-то статьи были ничем не хуже, а их не читали. Казалось, что каприз скоро окончится и что все может возвратиться на круги своя…
Однако вслед за первым «взлетом» появились и другие – с середины ноября. Число заходов в ноябре не падало ниже 1 тысячи в день, а сейчас не опускается ниже 4-5 тысяч. Стали читать и те статьи, которых в октябре никто не читал.
Развиваем канал дальше!
В ноябре я заболел и слег с короной. Потом навалились другие дела и работы. Писать на Дзене я не перестал, но стал на это тратить много меньше времени. В ноябре и декабре вывешивал 5-6 статей в неделю и стал чувствовать, что качество немного «проседает», не хватало даже времени хорошо вычитать тексты.
К январю установилась новая система. Статей стало меньше – по 3-4 в неделю (они выходят у меня не каждый день, а через день). Этого хватает, чтобы канал развивался – за последний месяц аудитория (то есть количество «дочиток» в месяц) выросла со 100 до 200 тысяч; в один рекордный день было 36 тысяч заходов и, вероятно, около 25-28 тысяч «дочиток».
Дальше снижать количество статей нельзя, иначе наступит застой. Может быть, надо писать чаще.
Сейчас я трачу на Яндекс-Дзен (включая комментарии) не меньше 20 часов в неделю. Это чудовищный расход времени! В среднем – по 5 часов на статью. Я же, простите, не из пальца их высасываю! Журнал ведь посвящен истории, и чтобы что-то написать – читать надо и думать надо. Потом написать текст. Потом два раза его вычитать (один раз на «стилистику», другой – на опечатки). Найти и разместить хорошие иллюстрации. И опубликовать статью с описанием, тегами и ссылками. Этот цикл – в среднем – занимает 5 часов. Если б статьи были короче, время можно было бы и сократить, но я пишу пока длинней, чем нужно.
Дзеном я занимаюсь по расписанию, выделяю определенные часы, практически не выхожу за их пределы.
Нет, я не бешеный трудоманьяк! Мне просто нравится писать.
Кому Дзен улыбнется?
Кто, на мой взгляд, может создать хороший журнал на Яндекс-Дзене? Что для этого нужно делать?
I. Горячая любовь к тому, о чем вы пишете, позволит создать интересный журнал. Пусть сам процесс писания сделается важнее результата. Рассказывайте лишь о том, в чем разбираетесь, чем искренне увлечены, что вам всего дороже.
Откуда – пустословие на 90% каналов? Почему авторы вымучивают тему, пишут глупость или ни о чем? Да им самим неинтересно!
II. Писать придется быстро, много и качественно. Без этого ничего не получится.
III. Надо иметь много времени. Дзен – это как дополнительная работа на полставки, которая все ваше свободное время – пожрет. Страшная прорва. Это когда вы развиваете уже раскрученный канал.
На первый же месяц вам придется сделать Дзен основным занятием. Или до этого 2 или 3 месяца писать «впрок» 40 хороших статей, чтобы потом их каждый день выкладывать.
Первоначальная раскрутка (до «монетизации») – это для блогера Долина Смерти, пробежать которую сумеет только быстрый и упорный.
IV. Дзен – это прекрасная возможность самовыразиться, быть услышанным. Да, за статьи еще и деньги платят! Это как вишенка на торте. Делать финансы главной мотивацией – значит поставить все с ног на голову. Заработок на Дзене, мягко говоря, не самый большой и надежный.
Тех, кто сюда приходит только ради заработка, мне немного жаль. Их ждет, скорее всего, горькое разочарование. Начинать лучше – ради интереса! Тогда, возможно, вас будет ждать приятный сюрприз. Я убежден, что большинство хороших журналов созданы не просто ради заработка.
Нет, в статье НЕТ инструкции «как обмануть алгоритм Яндекса и быстро раскрутить канал». Если бы на свете существовали такие волшебные рецепты («тройка-семерка-туз»), то, сделавшись всеобщим достоянием, они б мгновенно потеряли силу. Тем более – на сверхконкурентном Дзене…
Какие проблемы остались?
Последние несколько слов – о тех проблемах молодого блогера, которые мне до сих пор не удалось преодолеть.
Нестабильность. Я до сих пор не знаю, у какой статьи будет 50 читателей, а у какой – 50 тысяч. Есть сверхпопулярные статьи, но больше – тех, которые были прочитаны 100 или 200 раз.
А ведь бывает много хороших журналов (с меньшей аудиторией, чем у меня, но с большим числом подписчиков), у которых каждая статья прочитана более тысячи раз.
Наверное, такое «постоянство» связано с более однородной аудиторией и количеством подписчиков. Чтобы их набралось десятки тысяч, нужна не просто популярность, но и время – около года популярности.
Очепятки и рениксы. Помню, как Прагу (предместье Варшавы) я назвал «Краковом», а храм Никола Большой Крест – «Красным Крестом». Мелочь, а неприятно. Из-за рассеянности я могу спутать восток и запад, португальский и испанский… Вытравливаю эту ерунду, но до конца еще не победил ее.
Работа с комментариями. Точней, отсутствие работы с комментариями. Вы в них потонете, как только журнал станет популярным. Какое-то время я даже не читал их, а зря. Бывают среди них – очень полезные!
Теперь я все-таки просматриваю комментарии и «лайкаю», когда меня благодарят. Это приятно! Отвечать стараюсь, когда очень-очень нужно (времени на дискуссии совсем не остается). Когда же комментаторы друг с другом спорят, обычно нет возможности даже вникать в их спор. Не знаю, как мне реагировать на грубость (пока – лишь в самом крайнем случае стираю чью-то брань).
Однако в целом – очень хорошо, когда статьи активно комментируют! Читателю – и комментарии бывает интересно посмотреть, а Яндекс-Дзен дает больше показов.
Все мои статьи, связанные с историей, московским краеведением и изящной словесностью, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Коварные «печные трубы». Почему я не пишу исторических романов
Серость кипит и учит, как Москву любить