Тверь. Спасо Преображенский собор
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Определим, что означал термин волость. Волость по Далю – «власть, правительственная сила, область, край, часть земли, государства во владении одного лица, удел княжеский, погост (Новгород), бытовая, несколько сел или селений одного ведомства, владельца, ныне: округ сел и деревень, состоящих под управлением одного головы или волостного старшины.» Из статьи доктора исторических наук А.А. Горского «От погоста к волости Древняя Русь»: «В XI - начале XIII в. волость - это крупная территориальная единица (то, что обычно именуют анахроничным по отношению к данной эпохе термином «княжество»), управляемая князем и имеющая в качестве центра стольный город. Другое значение термина волость (фиксирующееся в дошедших до нас источниках лишь дважды) - частное земельное владение. Волости в привычном для позднейших эпох значении мелких административных единиц, не имеющих на своей территории города (даже не стольного), встречаются в источниках начиная с XIV столетия....
Итак, волость в значении мелкой территориальной единицы, включающей несколько сельских поселений, заняла к XIV веку место округов, тянущих к погостам. Таким образом, термин волость претерпел весьма существенную трансформацию.». Необходимо отметить, что в Северо-Восточной Руси с 13–14 веков волостью «именовалась территориальная община, расположенная на великокняжеской или монастырской земле.»
Исследователь истории России XIII-XVII веков, доктор исторических наук Анатолий Михайлович Сахаров в своей работе «Города Северо-восточной Руси XIV-XV веков», написанной в 1959 году, отмечал, что в 1408 году, когда Едигей потребовал от тверского князя Ивана Михайловича прийти с пушками на помощь для взятия Москвы, Тверской князь вышел с небольшой ратью и от Клина вернулся назад, поступив, по выражению летописи, «уменски паче же истински». За что город Клин был разорён? Клин был тогда рубежом Тверского княжества. В летописи под тем же годом сказано, Едигей «Тферскаго настолования дом святого Спаса взяша волость Клиньскую и множество людей посекоша». Поэтому, по мнению доктора исторических наук А.М. Сахарова,если Клинская волость принадлежала Тверскому епископу, то можно думать, что и город Клин тоже находился в собственности Тверской епархии. Но 1408 год это уже 15 век и волость уже представляла собой территориальную общину, расположенную на монастырской земле.» Да и о разорении города Клин ничего не сказано.
Приведем мнение доктора исторических наук В.А. Кучкина из его работы "Формирование государственной территории.северо-восточной Руси в X–XIV вв.": " В XIV в. Клин, несомненно, принадлежал Твери. Об этом, прежде всего свидетельствует летописная запись начала XV в. Описывая нашествие на Русь ордынского темника Едигея в 1408 г., летописец сообщает, что монголо-татары «Тфърьскаго настолованиа дому святаго Спаса взяша волость Клиньскую». Из записи становится очевидным, что в тверской Клинской волости были владения тверского епископа. В этой связи весьма важным представляется известие Рогожского летописца под 1367 г. о том, что «рать Московьскаа и Волочане так извоевали Тфърьскыи волости на сей сторонъ Волги и церковный волости святаго Спаса...". "Сея" сторона Волги - это, несомненно, правая сторона реки, поскольку именно данная сторона была "сей" для летописца, писавшего в тверском кремле. Следовательно, в 1367 г. москвичами и волочанами были «повоеваны» тверские земли, лежавшие в волжском правобережье. Упоминание среди этих земель безымянных церковных волостей "святаго Спаса", т.е. епископской кафедры, имеет в виду и Клинскую волость, где, по свидетельству 1408 г., были епископские села и деревни. Целый ряд владычных деревень, по всей вероятности владыки тверского, на границе клинских станов и волостей с рузскими (волоколамскими) и дмитровскими станами и волостями упоминается в начале XVI в. Таким образом, летописное сообщение 1367 г. следует расценивать как косвенное свидетельство о принадлежности в 60-х годах XIV в. Клина Твери.» То есть совсем другой вывод – Клин с землями принадлежал Твери и на его землях были земли церковные, частью по правому берегу Волги, частью на границе с Волоколамскими землями, которые и относились к землям тверского епископа.
В Симеоновской летописи - и конца XV века, открыта А. А. Шахматовым и названа им так по имени одного из владельцев рукописи — книжного редактора XVII века Никофора Симеонова. Охватывает период с 1177 по 1493 годы. Установлено имя писаря — дьяка Иосифо-Волоколамского монастыря Дмитрия Лапшина, а Иосифо - Волоцкий монастырь находится недалеко от Клина, что интересно для нас. В Симеоновской летописи есть "Сказание о Едигее", которое, как считается представляет собой сделанную около 1413 году тверскую переработку текста Троицкой летописи. Оно является публицистическим памятником, в которой было сказано: «В Тверском княжестве взяли Клинскую волость, что приписана к церкви святого Спаса, и убили множество людей, а других увели в плен.». Опять же прямо сказано не о городе Клин, а о части клинской земли - Клинской волости приписанной тверской церкви.
А в Рогожском летописце или Тверской Летописи о набегах отрядов Едегея на Тверское княжество в Рогожском летописце сказано следующее: «Оттоле (от Нижнего Новгорода) окаянные спроядцы поидоша к Городку и город взяша огнем пожгоша весь, монастыри и святыя церкви огнем пожгоша…… и поидоше от Гордца в верх по Волзе, воюючи обе страны и быша в Белгородии…». Ясно, что были повоеваны земли по обе стороны Волги, и сожжены монастыри и храмы. О Клине вообще ничего не сказано.
Из работы Зверинского В. В. « «Монастыри закрытые до царствования Императрицы Екатерины II.» С.-Петербург: Синодальная типография, 1897 года, известно, что: «Богородицкий-Успенский-Введенский-Астраханский или Строганский, мужской монастырь, ныне село Астраганец или Острогаец, Тверской губернии и уезда, в 42 верст к юго-востоку от Твери, близь границы Московской губернии, при реке Шоше, не далеко от впадения в нее речки Ламы. Основан около 1289 году епископом Тверским Андреем, оставившим кафедру в 1315 году и поселившимся на покое в созданном им монастыре, где и скончался в 1323 году, погребен же в Твери. В начале ХV столетия считался за Отрочем монастырем.». В настоящее время это зона затопления Иваньковского водохранилища, кладбище на острове в двух километрах к западу от Кабаново. Можно предположить, что после разгрома Литвой небольшой Епископской волости в Олешне, тверскому епископу было выделено часть земель по рекам Шоше и Волге. О том где находилась епископская волость Олешня находим у доктора исторических наук В.А. Кучкинав его работе "Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X–XIV вв.": "Под 1285 г. в Лаврентьевской летописи сообщается, что «воевали Литва Тферьского владыки волость Олешню..." Нападение литовцев было отражено объединенной ратью тверичей, москвичей, волочаи, новоторжцев, зубчан и ржевичей. Участие в военных действиях жителей Зубцова и Ржевы дает основание полагать, что Олешня находилась где-то неподалеку от этих городов, а тождество названий владения тверского епископа с тверской волостью духовной Ивана III, расположенной вблизи Зубцова и Ржевы, заставляет признать идентичность Олешни XIII в. и Олешни XVI в. Становится очевидным, что Олешня была древней волостью, существовавшей в период независимого Тверского княжества, и что ее граница со старыми смоленскими землями в широтном отношении была расположена южнее, чем Погорелое городище или порубежный ".
Принадлежали ли клинские земли на границах с Волоколамским анклавом и Дмитровскими землями, к Клинской волости тверского епископа? Ответ найдем в работе краеведа Д.А. Рубцова «Клинский уезд по документам XV –XVI веков»: "Примерно треть деревень уезда (по числу дворов) согласно переписи 1646 года принадлежало Тверскому Архиерейскому Дому и разным монастырям. На основании исследования монастырских архивов С. Б. Веселовский.".(Степаан Борисович Веселовский, русский и советский историк, археограф, профессор Московского государственного университета, академик АН СССР, в работе "Село и деревняв в северо - восточной Руси в в XIV – XVI веках") делает вывод, что большая часть земель приобреталась монастырями с 1570 по1580 год. В 1580 году по воле Государя состоялся Собор всех русских архиереев, на котором была запрещена передача служилых земель духовенству и монастырям."
По моему мнению, Клинская волость Тверского епископа, это небольшая волость на севере Клинской земли по рекам Шоше и Волге, земли в неё входящие не были единым целым, а состояли из нескольких владений принадлежащих тверским монастырям, точное их количество неизвестно, позже все они были приписаны к Отроч монастырю. К этой волости относился и Воскресенский монастырь, существовавший в XV-XVII веках, приписанный к тверскому Отроч монастырю. Монастырь находился при слиянии крупных рек Шоши и Волги, по моим предположениям рядом с древним городом Шоша (Городище на карте), на месте древнего урочища, затем на месте монастыря было «село Воскресенское, что на Шоше». Позже на этом же месте располагался и Воскресенский погост. Еще одним таким монастырем был Николо-Тешиловский монастырь. В клинских писцовых книгах 1624-1625 годов упоминается пустошь Тешилово на речке Таратынке, впадавшей в реку Шошу. В сведениях 1710 года она по- прежнему называется пустошью, но в сведениях 1723 года уже значится погостом: "погосту Николая Чудотворца, что в Тешилове". Никольский храм был построенный на месте бывшего Николо-Тешиловского монастыря, служители которого занимались рыбной ловлей на Шоше. О данном монастыре по времени его создания данных нет. Во времена Клинского удельного княжества с 1318 по 1418 годов часть земель по правому берегу рек Шоша и Волги принадлежали церкви.