Россию уже давно подозревают во вмешательстве в работу спутниковых систем в Черном море. Может ли это иметь какое-то отношение к некому дворцу, связанному с президентом?
С начала года новости пестрели заголовками о дворце на берегу Черного моря близ курортного города Геленджика, который, по утверждению оппозиционера Алексея Навального, был построен для президента России Владимира Путина.
Кремль отверг эти обвинения, а олигарх, имеющий тесные связи с президентом, заявил, что владеет комплексом и намерен управлять там гостиницей.
Достоверно лишь то, что сигналы от Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), находящихся поблизости, по-видимому, очень часто нарушаются или искажаются. Многие наблюдатели утверждают, что происходит подмена, чтобы отвлечь любопытные глаза.
Что такое спуфинг?
Но что такое спуфинг? В этом контексте это атака, при которой ложные сигналы имитируются и передаются приемнику, который неверно интерпретирует их как подлинные. Спуфинг может затронуть любую GNSS, включая американскую Глобальную систему позиционирования (GPS), российскую ГЛОНАСС или европейскую Galileo, которые, как объяснил Кристоф Гюнтер из Немецкого аэрокосмического центра, обычно "передают сигналы для общего пользования, например, в мобильных телефонах."
Такие сигналы могут быть искусственно воссозданы для тестирования телефонов. Но подменяющие устройства могут "использовать их для передачи ложных сигналов", и если они передаются на более высокой частоте, чем те, которые обычно используются навигационными спутниками в космосе, они могут перезаписать данные на навигационных устройствах на земле. Таким образом, пользователь устройства подмены может определить "положение, отображаемое приемником."
Такие методы обычно строго запрещены, если нет чрезвычайной ситуации: "Силы государственной безопасности могут использовать их, чтобы предотвратить особую опасность", - сказал Гюнтер, хотя он также указал, что подменное устройство можно купить всего за несколько сотен долларов.
В некоторых частях мира, в том числе в Черноморском регионе, подделки, по-видимому, встречаются чаще, чем где-либо еще. Одна из подделок, произошедшая в июне 2017 года, была особенно неприятной: танкер "Атрия", плывущий под французским флагом, направлялся в российский порт Новороссийск, когда его GPS-дисплей выдал предупреждение о том, что он находится в аэропорту Геленджика, примерно в 26 километрах к юго-востоку. Капитан связался с другими судами в этом районе, и оказалось, что у них та же проблема. Впоследствии Морская администрация США (MARAD) разослала предупреждение кораблям в этой части Черного моря.
Фальшивый "пионер"
Весной 2019 года базирующийся в Вашингтоне некоммерческий аналитический центр Center for Advanced Defense Studies (C4ADS) опубликовал отчет о спуфинговой деятельности в России, Крыму и Сирии. После оценки открытых источников, данных корабельных автоматических систем идентификации (АИС) и GPS-приемника, установленного на Международной космической станции (МКС), он пришел к выводу, что Россия является "пионером" в области методов подмены, которые используются в большей степени, чем ранее было известно, для защиты VIP-персон и стратегических объектов.
Неясно, был ли инцидент с танкером напрямую связан с предполагаемым дворцом Путина, и C4ADS предположила, что это, возможно, было больше связано с визитом российского президента в Анапу на Черном море для осмотра проекта газопровода "Турецкий поток".
Но в период с 2016 по 2018 год в этом районе было зафиксировано более 4600 случаев подмены, и в докладе предлагалось объяснение: "Геленджик часто посещают сотрудники службы безопасности, что согласуется с популярными, но неподтвержденными сообщениями о том, что президент Владимир Путин имеет частную резиденцию на окраине города."
"После изучения нескольких гипотез мы считаем, что система подмены ГНСС, используемая вблизи Геленджика, имеет наземное базирование",-добавил он. "Учитывая частые случаи спуфинга ГНСС вблизи Геленджика и его широкое воздействие на суда в этом районе, мы предположили, что устройство имеет доступ к надежному и стабильному источнику электроэнергии."
"Результаты показали, что только один объект, расположенный на мысе Идокопа, по-видимому, имел прямую видимость с более чем 98% пораженных судовых приемников", - отметил C4ADS.
В докладе не было сказано, вызывал ли этот район наибольшую активность спуфинга из-за дворца, хотя за ним вплотную следовал Сочи, где у Путина есть его официальная летняя резиденция. Однако в нем говорилось, что Геленджик "расположен рядом с Новороссийским портом, который является одним из крупнейших глубоководных портов России и домом для большого контингента российского Черноморского флота […]"
Другие объяснения
Согласно полученным данным, суда часто переправлялись в близлежащие аэропорты, такие как Геленджик или Сочи. Гюнтер предположил, что это может иметь какое-то отношение к правилам, касающимся беспилотных летательных аппаратов, которые "представляют опасность для воздушного движения и не допускаются к полетам вблизи аэропортов." Вместо этого они должны приземлиться автоматически, как только их зарегистрируют поблизости.
"Это, очевидно, используется отдельными силами безопасности, использующими подменные устройства для отправки сигналов, соответствующих положению аэропорта", - пояснил он. "Даже если беспилотник не приземляется, он продолжает показывать ту же позицию. Поэтому он больше не может быть направлен. Третьи лица обычно могут легко обнаружить фальшивую позицию и скорректировать ее. Корабль не может бросить якорь в аэропорту."
Другими словами, Россия использует спуфинг для сдерживания атак беспилотников, и путаница, создаваемая капитанами кораблей и другими пользователями навигационных систем, является, так сказать, "сопутствующим ущербом".
Международная морская организация (ИМО) знает о предупреждениях МАРАДА. В марте 2020 года береговая охрана США представила в Комитет по безопасности на море ИМО документ, в котором "выявляется острая проблема преднамеренного вмешательства в сигналы GPS и ГНСС."
"Вмешательство в эти сигналы ставит под угрозу эффективность и, что более важно, безопасность морских операций и ставит под угрозу безопасность жизни на море", - добавила она. Хотя в нем упоминались инциденты в Черном море и Восточном Средиземноморье в период с 2016 по 2018 год, в нем не упоминалась Россия.
Но она указала, что такие помехи противоречат "Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи", который запрещает "все передачи с ложной или вводящей в заблуждение идентификацией", и напомнила всем государствам-членам "воздерживаться от вмешательства в сигналы GPS и ГНСС, за исключением случаев, когда это требуется по соображениям безопасности"."
ИМО должна обсудить этот документ в мае этого года.