Найти тему

Речной вокзал Ленинграда

Как сообщала газета «Ленинградская правда», в 1935 году должно было начаться строительство больших водных вокзалов в Ленинграде, Горьком, Киеве и Батуми. «В зданиях вокзалов будут размещены гостиница для пассажиров, кино-зал, ресторан, несколько буфетов, парикмахерские, читальни, комнаты матери и ребёнка, справочные бюро, радиоузел и т.д.» (№89 от 16.04.1935). 

В ежегоднике Ленинградского отделения Союза советских архитекторов за 1940 год были опубликованы два проекта речного вокзала для Ленинграда. Первый выполнил архитектор Андрей Андреевич Оль совместно с М. И. Липкиным ещё в 1934 году, второй разработал творческий коллектив в составе Н. Д. Сабурова, Павла и Петра Рагулиных и Г. А. Эрлиха, год создания не указан.

Проф. арх. А. А. Оль. Арх. М. М. Липкин. Проект речного вокзала в Ленинграде. 1934 г.
Проф. арх. А. А. Оль. Арх. М. М. Липкин. Проект речного вокзала в Ленинграде. 1934 г.
Арх.-худ. Н. Д. Сабуров. Арх.-худ. Павел Рагулин. Арх.-худ. Пётр Рагулин. Арх.-худ. Г. А. Эрлих. Проект Беломорско-Каспийского водного вокзала в Ленинграде. Вид с Невы
Арх.-худ. Н. Д. Сабуров. Арх.-худ. Павел Рагулин. Арх.-худ. Пётр Рагулин. Арх.-худ. Г. А. Эрлих. Проект Беломорско-Каспийского водного вокзала в Ленинграде. Вид с Невы
Вид с площади
Вид с площади

Однако к моменту выхода сборника работа по реализации какого-либо из этих проектных предложений даже не начиналась. В периодической печати того времени встречаются лишь упоминания об открытии той или иной пароходной линии (в Выборг, Ханко и даже Нью-Йорк), которые обслуживал морской торговый порт или пристань у наб. Лейтенанта Шмидта. А потом началась война...

В 1959–1960 годах проводился открытый конкурс на проект морского вокзала в Ленинграде, на Васильевском острове. Первая премия Советом Жюри не была присуждена, а вторую получила работа, выполненная коллективом ЛЕНМОРНИИПРОЕКТа (как относительно лучшая). Предложенный вариант (уже четвёртый) предполагал строительство на территории Галерной гавани как морского, так и речного вокзалов. «По речному вокзалу предусматривается принципиальное размещение трёх пирсов длиной каждый 100 метров и, кроме того, предусматривается место посадки павильона речного вокзала. Самый речной вокзал не разрабатывался. Он рисуется примерно на планировочном макете. В настоящее время ЛЕНГИПРОРЕЧТРАНС по договору с Севзапречпароходством выполняет предпроектные работы или так называемые «соображения» по размещению вокзала и объёму транспортных перевозок именно в этом районе. По-видимому, в дальнейшем будет определено – кто должен заниматься проектированием этого комплекса. Безусловно, оно должно проводиться в тесной увязке с теми проектными решениями, которые будут приняты большим Архитектурным Советом и общественностью Ленинграда» (ЦГАЛИ Ф. 341. О. 1. Д. 565. Л. 16).  Проект не был реализован.

Поскольку Нева являлась одной из самых оживлённых водных магистралей страны, вопрос строительства речного вокзала стоял очень остро. В итоге его проект был разработан в 1964 году архитекторами И. Н. Кусковым, Вл. В. Поповым, Е. Д. Розенфельдом и Т. Ф. Тарыкиной, при участии инженеров Б. Ф. Сёмина и С. Э. Шулькина из Ленинградского института проектирования на речном транспорте.

Проект речного вокзала. Авторы – архитекторы И. Н. Кусков, Вл. В. Попов, Е. Д. Розенфельд, Т. Ф. Тарыкина, инженеры Б. Ф. Сёмин, С. Э. Шулькин  (Ленинградский институт проектирования на речном транспорте). Перспектива
Проект речного вокзала. Авторы – архитекторы И. Н. Кусков, Вл. В. Попов, Е. Д. Розенфельд, Т. Ф. Тарыкина, инженеры Б. Ф. Сёмин, С. Э. Шулькин (Ленинградский институт проектирования на речном транспорте). Перспектива
Макет
Макет

Здание вокзала представляло собой трёхэтажный стеклянный объём, перекрытый плоской плитой. Напряжённые тонкие струны алюминиевого переплёта в сочетании с массивностью плиты, облицованной естественным камнем, создавали впечатление лёгкости и выразительности всего сооружения, соединённого с 14-этажным зданием гостиницы посредством двухэтажного кухонного блока. Так как сам вокзал и пассажирский павильон были разделены проспектом Обуховской Обороны, проектировщики предусмотрели создание подземного перехода между ними. Новый комплекс был рассчитан на 400 пассажиров, т.е. одновременный приём двух судов дальнего плавания. Строительство здания вокзала завершилось в 1970 году, гостиницы – в 1974-м. 

Комплекс речного вокзала. Фото из журнала «Ленинградская панорама» №10’84
Комплекс речного вокзала. Фото из журнала «Ленинградская панорама» №10’84
Теплоход «Алексей Сурков» у причала речного вокзала. Фото из журнала «Ленинградская панорама» №10’84
Теплоход «Алексей Сурков» у причала речного вокзала. Фото из журнала «Ленинградская панорама» №10’84

В 2012 году комплекс речного вокзала был снесён, а на его месте возведён ЖК «Дом-Мегалит на Неве».