Найти тему
Классические беседы

ЛАТИНСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ: КАК ИЗУЧАТЬ С ДЕТЬМИ?

Латынь соприкасается с самыми разными сферами жизни: история, богословие, культура, философия, литература, медицина, юриспруденция и т.д. Изучение устойчивых латинских выражений помогает проследить взаимосвязи между разными науками, вникнуть в мудрость древних, глубже понять классические произведения (в том числе и русскую литературу), в которых активно используются античные мифологические образы и афоризмы. Я хочу поделиться с вами планом для разбора латинских крылатых фраз с детьми средних и старших классов (учащиеся групп «Ключи», «Вызов»). В качестве примера возьму два выражения: Veni, vidi, vici (Пришел, увидел, победил); Ab ovo usque ad mala (От яйца до яблок). Последнее выражение часто встречается в редуцированной форме Ab ovo.
Итак, приступим:

1. Личность автора выражения. На этом этапе мы разбираем, откуда пришло это выражение, кто его автор. Крылатое выражение Veni, vidi, vici, по сообщению Плутарха, произнес Юлий Цезарь.
Второе выражение Ab ovo usque ad mala употребляется в сатирах Горация. Схожее по смыслу и звучанию высказывание принадлежит оратору Марку Фабию Квинтилиану: Ab ovo Ledae incipere (Начинать от яйца Леды).

2. Исторический контекст. В связи с чем это было сказано? Какие события происходили в мире в это время? Veni, vidi, vici произнес Цезарь в 47 г. до н.э., уведомляя своего соратника о быстрой победе при Зеле над Фарнаком.

Ab ovo usque ad mala может описывать весь продолжительный период поглощения пищи во время богатых римских пиров (трапеза могла начинаться с поедания яиц, а завершаться десертом в виде яблок). Но уже у Горация (1 в. до н.э.) встречается и переносное значение выражения Ab ovo для описания длительного многословного предисловия.

3. Семантика. Какой смысл несет в себе латинское выражение? В начале обсуждения можно спросить у детей, какой смысл они вкладывают в то или иное выражение: это могут быть и совершенно невероятные предположения, ведь у детей свежий незашоренный взгляд. Этот совершенно особый, свойственный их возрасту и жизненному опыту взгляд, порой может быть чем-то полезен и назидателен даже для взрослых.

Перейдем собственно к нашим примерам: фразу Veni, vidi, vici можно с легкостью связать со стремительным достижением высокого результата; Ab ovo — фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала».

4. Использование в литературе, искусстве и современное осмысление.

Фраза Veni, vidi, vici часто обыгрывалась в связи с военной тематикой, но сегодня она активно используется и в сфере спорта, культуры, науки и рекламной индустрии (например, слоган операционной системы «Windows Vista»: Veni – Vidi – Vista). Veni, vidi, vici можно сравнить с синонимичными словосочетаниями типа «взять наскоком», «поступить скоропалительно». Предлагаю также поразмышлять над тем, вызвано ли быстрое достижение успеха длительной предварительной подготовкой или это всё получилось с кондачка. Это выражение также может послужить поводом для разговора о случайностях и закономерностях, о Божией воли и человеческих усилиях.

А выражение Ab ovo usque ad mala (От яйца до яблок) можно сравнить с фразами «от А до Я», «от аза до ижицы», «от альфы до омеги», «от корки до корки», «от доски до доски», «с головы до пят» и пр. Добавлю, что фразеологизм Ab ovo можно найти в произведениях А.С. Пушкина, Н. С. Лескова. В литературоведении Ab ovo используется как специальный термин, означающий тип повествования, при котором изложение ведется с самого начала и в хронологическом порядке.

5. Грамматика. Крылатые выражения – отличный материал для повторения грамматики латинского языка. Так, Veni, vidi, vici – это глагольные формы прошедшего времени ед. ч. глаголов venire (venio — 4 спр.), videre (video – 2 спр.), vincere (vinco – 3 спр.).

Выражение Ab ovo usque ad mala содержит прелоги: ab – от; usque ad — вплоть до. Существительные поставим в начальную форму – форму им.п. ед.ч. ovum (яйцо), malum (яблоко). Оба слова среднего рода на -um относятся ко второму склонению. Предлог ab употребляется с аблативом – в нашем случае слово ovum именно в этом падеже в ед.ч. Слово mala – форма мн.ч. Accusativus (винительный падеж). Можно поупражняться в склонении этих слов. Можно вспомнить другие фразы, содержащие в себе эти же словоформы, например: Malum discordiae — Яблоко раздора.

После этих разборов дети наверняка найдут применение этим выражениям в своих эссе, сочинениях, дебатах и др. Конечно, не стоит перебарщивать и вворачивать потом многочисленные латинские фразы куда надо и не надо. Однако такое их изучение приближает предмет к детям, тонкий юмор (он, кстати, очень свойствен классикам философии и литературы!) делает любую сферу гораздо более привлекательной, развивает гибкость ума, оживляет наше воображение, прививает вкус. В общем, Scientia potentia est (Знание — сила!)!

Автор: Ольга Федотова